Найти в Дзене

Мурашко о главврачах и росте обращений: кто виноват — руководители или система?

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко назвал абсолютно недостаточной работу некоторых главных врачей, потому что число обращений граждан в вышестоящие органы растет. Мурашко отметил, что в министерстве происходят сильные изменения в структуре обращений, в том числе по субъектам, муниципалитетам. "Мне кажется абсолютно недостаточной сегодня работа некоторых главных врачей, поскольку, если мы видим, что идет рост обращений в вышестоящие органы, значит, недорабатывают главные врачи, значит, он не может на месте организовать решение. Поэтому к главному врачу на сегодняшний день требования самого высокого уровня по коммуникации работы с прикрепленным населением", - сказал Мурашко на заседании президиума Совета законодателей РФ. МОЙ КОММЕНТАРИЙ Заявление министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко о недостаточной работе некоторых главных врачей вызывает как понимание, так и вопросы. Прежде всего, важно отметить, что министр говорит именно о "некоторых" главврачах, а не обо всех — это
Источник: https://ria.ru/20250427/murashko--2013681908.html
Источник: https://ria.ru/20250427/murashko--2013681908.html
Министр здравоохранения России Михаил Мурашко назвал абсолютно недостаточной работу некоторых главных врачей, потому что число обращений граждан в вышестоящие органы растет.
Мурашко отметил, что в министерстве происходят сильные изменения в структуре обращений, в том числе по субъектам, муниципалитетам.
"Мне кажется абсолютно недостаточной сегодня работа некоторых главных врачей, поскольку, если мы видим, что идет рост обращений в вышестоящие органы, значит, недорабатывают главные врачи, значит, он не может на месте организовать решение. Поэтому к главному врачу на сегодняшний день требования самого высокого уровня по коммуникации работы с прикрепленным населением", - сказал Мурашко на заседании президиума Совета законодателей РФ.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Заявление министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко о недостаточной работе некоторых главных врачей вызывает как понимание, так и вопросы. Прежде всего, важно отметить, что министр говорит именно о "некоторых" главврачах, а не обо всех — это ключевой момент. Следовательно, можно сделать вывод, что основная масса руководителей лечебных учреждений справляется со своими обязанностями.

Однако, если говорить о критериях эффективной работы главного врача, то нельзя сводить всё исключительно к качеству коммуникации с прикреплённым населением. Эта коммуникация может быть успешной лишь при соблюдении ряда объективных условий:

  • Штаты медорганизации полностью укомплектованы;
  • Тарифы ОМС обеспечивают финансовую устойчивость учреждения;
  • Отсутствует кредиторская задолженность перед поставщиками и сотрудниками по зарплате по критериям майского указа;
  • Оборудование и помещения соответствуют установленным стандартам оказания помощи.

Если эти условия выполняются, и при этом наблюдается рост обращений граждан в вышестоящие инстанции, такой факт действительно может свидетельствовать о неправильной организации работы внутри учреждения.

В этом случае причины могут крыться в некомпетентности главного врача, отсутствии обратной связи с пациентами или игнорировании жалоб. В подобной ситуации претензии министра имеют под собой прочный фундамент — главный врач не справляется с функциями управленца и организатора, и его нахождение на должности может быть под угрозой.

Однако ситуация меняется кардинально, если данные условия нарушаются:

  • Нехватка персонала;
  • Зарплаты медиков задерживаются из-за низких тарифов ОМС и не попадают в майско-указные показатели;
  • Оборудование устарело или вовсе отсутствует;
  • Учреждение находится в аварийном здании;
  • Кредиторская задолженность мешает закупкам лекарств и расходников.

В таких условиях повышение числа обращений населения в надзорные органы — это естественная реакция на системные проблемы в здравоохранении. И здесь возникает закономерный вопрос: почему Минздрав не декларирует публично зависимость между ростом обращений и уровнем финансирования, оснащения и кадрового обеспечения?

Если система сама ставит учреждения в заведомо проигрышные условия, а затем главный врач становится "крайним", это формирует картину несправедливости и неспособности системы реагировать на свои же ошибки. Главный врач — не волшебник: он не может решить проблему кадров, если их нет, или качество диагностики, если нет оборудования.

Получается, что для Минздрава важнее контролировать показатель обращаемости, чем анализировать её причины. Это создаёт эффект "подметания проблем под ковёр", когда вместо устранения корневых причин (например, увеличения тарифов ОМС или модернизации инфраструктуры) давление переносится на руководителей ЛПУ.

Вывод:

Формулировка министра о необходимости высокого уровня коммуникации с населением имеет смысл только в тех случаях, когда руководитель БУЗ имеет возможность эту коммуникацию обеспечить в полной мере. Если же ресурсов нет, то обвинять только главного врача в росте обращений — как минимум несправедливо, а как максимум — способствует дальнейшей деградации системы.

Важно, чтобы Минздрав не просто отслеживал статистику жалоб, но и принимал во внимание объективные факторы, влияющие на работу лечебных учреждений. Только тогда можно говорить о конструктивной системной модернизации здравоохранения, а не о замене руководителей в попытке скрыть провальные реформы.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

О ценах на юридические услуги можно узнать, нажав на эту ссылку: Хочу получить грамотную юридическую консультацию по медицинскому праву!

© Алексей Панов, 2025