Микенская цивилизация — одна из наиболее значимых в предыстории Греции. Наследие этой эпохи, вплетенное в мифы и легенды, дошло до нас благодаря таким великим произведениям, как "Илиада" Гомера. Однако микенский мир — это не только героические сказания, но и реальная историческая эпоха, о которой мы узнаем благодаря упорной работе археологов, расшифровке древних текстов и современным научным исследованиям. Эта статья представляет собой обзор ключевых аспектов микенской цивилизации, основанный на современных знаниях, полученных из археологических источников и древних письменных свидетельств.
Микенская Греция в контексте "Илиады"
Имена Ахилла, Агамемнона, Менелая, Одиссея, Нестора — лишь некоторые из героев, чьи истории рассказаны в великом эпосе Гомера "Илиада". Состоящая из более чем 15 000 стихов, разделенных на 24 книги, "Илиада" поднимает глубокие вопросы о морали, судьбе, чести, добродетели и человеческом уделе. В центре повествования — Троянская война, легендарный конфликт между греками и троянцами, город которых, Троя, располагался на северо-западном побережье Малой Азии.
Несмотря на глубокую укорененность в греческой мифологии и постоянное вмешательство богов, большинство современных ученых полагают, что Троянская война, вероятно, основана на реальном историческом конфликте. Время создания "Илиады" остается предметом научных дебатов. Хотя традиционно авторство приписывается Гомеру, жившему в конце VIII или VII веке до н.э., многие эксперты считают, что сам эпос был создан гораздо раньше и передавался устно на протяжении нескольких поколений, прежде чем был записан.
Описания оружия, доспехов и других предметов материальной культуры, а также политической структуры греческой коалиции против троянцев, представленные у Гомера, относительно согласуются с археологическими находками, датируемыми поздним бронзовым веком. Хотя в Греции существовало несколько культур бронзового века, та, которая кажется наиболее соответствующей миру "Илиады", принадлежит цивилизации, которую мы сегодня называем микенской. Термин "микенский" является современным и назван в честь археологического памятника бронзового века — Микен, самого выдающегося и могущественного царства того времени в Греции. В "Илиаде" царь Микен, Агамемнон, является лидером коалиции против троянцев.
Хронология Бронзового Века в Материковой Греции
Для понимания истории Микенской Греции важно знать археологическую хронологию, используемую для категоризации и датировки фаз бронзового века на материковой Греции. Эта хронология, называемая элладской, основана в первую очередь на последовательности стилей керамики, найденных при археологических раскопках.
Элладская хронология делится на три основных периода:
- Ранний элладский период: с 3200 по 2000 год до н.э..
- Средний элладский период: с 2000 по 1550 год до н.э..
- Поздний элладский период: с 1550 по 1050 год до н.э..
Каждый из этих периодов далее подразделяется на несколько фаз и подфаз. Хотя точные даты могут быть сложными для запоминания, понимание этой относительной хронологии важно при изучении микенской цивилизации.
Генрих Шлиман и Начало Археологических Исследований
Истории из "Илиады" и "Одиссеи" очаровывали людей на протяжении тысячелетий, но к поздней античности большинство считало такие эпосы не более чем сборниками мифов и легенд. В конце XIX века на сцену вышел Генрих Шлиман, чрезвычайно богатый бизнесмен, ставший археологом. Его методы раскопок часто были поспешными и разрушительными, а документация находок — недостаточно тщательной, что делает его фигуру спорной. Некоторые даже обвиняли его в подделке артефактов.
Тем не менее, заслуги Шлимана неоспоримы. Именно его одержимость "Илиадой" и миром Гомера привела его к поискам легендарного города Трои. При поддержке английского археолога Фрэнка Калверта он прибыл на холм Гиссарлык на побережье Эгейского моря, в современной северо-западной Турции. Калверт верил, что Гиссарлык является местом древней Трои, и в итоге убедил в этом Шлимана. Сегодня большинство археологов также согласны с этой идентификацией. Поскольку Шлиман финансировал раскопки, именно ему, а не Калверту, досталась большая часть признания за "открытие" Трои.
За годы раскопки под руководством Шлимана и других археологов, таких как Христосос Цунтас, Алан Вейс, Карл Блеген, Лорд Уильям Тейлор, Джордж Майлонас, в таких местах, как Микены, Тиринф и Пилос, помогли заложить основу для современного изучения микенской цивилизации.
География и Особенности Расселения
Понимание географии Греции помогает осмыслить ее историю. Страна пересечена горами и скалистыми холмами, которые естественным образом делят землю на множество мелких физических единиц. Море создает дополнительные разделения, прорезая центральную и южную части материка заливами Патрас и Коринф, почти отделяющими Пелопоннес от остальной Европы. Далее сушу пронизывают другие заливы, включая Саронический, Арголический, Лаконский и Мессенийский. Море также физически отделяет многие обитаемые острова Эгейского моря от материка.
На первый взгляд может показаться невозможным развитие великой цивилизации в местности с такой сложной географией, которая не только затрудняла сельское хозяйство, но и создавала значительные физические барьеры, часто изолировавшие поселения друг от друга. Однако многие горы переходили в плодородные долины с широкими равнинами, пригодными для земледелия, и там, где существовали такие условия, возникали небольшие фермерские деревни.
Земля стала более управляемой около 3000 года до н.э. благодаря сельскохозяйственным инновациям, таким как плуг, который позволил фермерам обрабатывать даже более каменистые земли. Поселения также формировались вдоль побережья заливов, особенно там, где были бухты, пригодные для укрытия небольших кораблей, торговавших с близлежащими общинами вдоль побережья Пелопоннеса, Аттики и островов Эгейского моря.
Именно в таких областях, примерно в середине XVII века до н.э., зародились несколько микенских государств и царств. В течение ранних фаз бронзового века (около 3000 года до н.э., до появления микенцев в археологической летописи) поселения были широко разбросаны по территории. Однако несколько столетий спустя, в период среднего бронзового века (примерно с 2000 по 1550 год до н.э.), большая часть населения, похоже, переместилась в новые поселения, сгруппированные вокруг центральных точек. Многие из этих мест позднее стали великими микенскими цитаделями и дворцовыми комплексами, знакомыми нам сегодня. Точные причины этого явления до сих пор неясны, но это указывает на то, что экономическая, социальная, религиозная и, в особенности, политическая деятельность становилась более централизованной. Возможно, это было также связано с потребностью в защите в опасном мире бронзового века, когда объединение в группы обеспечивало большую безопасность.
Происхождение Микенцев
Хотя сегодня мы много знаем о том, кем были микенцы и как они жили, археологическая летопись в настоящее время предоставляет мало информации о том, откуда они могли прийти. Многочисленные образцы их более позднего письменного языка, известного сегодня как Линейное Б, были в значительной степени расшифрованы, и из этого очевидно, что они говорили на индоевропейском языке, в частности, ранней форме греческого.
Основываясь на этом и других свидетельствах, изначально считалось, что предками микенцев были группы скотоводов, мигрировавших на материковую Грецию из области к северу от Черного моря, скорее всего, с территории современной Украины. Произошла ли эта миграция одномоментно или постепенно на протяжении столетий, остается предметом дебатов.
В 2017 году был проведен анализ ДНК останков 19 древних людей, включая минойцев с Крита, микенцев с материковой Греции и нескольких человек из юго-западной Анатолии. Исследование пришло к выводу, что как микенские, так и минойские образцы как минимум на три четверти разделяют предков с первыми неолитическими земледельцами Западной Анатолии и Эгейского моря. Большая часть оставшейся ДНК соответствовала древним популяциям с Кавказа и из Ирана.
Однако микенские останки отличались от минойских наличием предков, связанных с охотниками-собирателями Восточной Европы и Сибири. Хотя исследование останков всего 19 человек далеко не является окончательным, оно открывает возможность того, что микенцы имели больше общего с коренным неолитическим населением Греции, чем предполагалось изначально. Большинство ученых, занимающихся элладскими исследованиями, сходятся во мнении, что примерно к 1750 году до н.э. люди, которых мы сегодня идентифицируем как микенцев, распространились по Центральной и Южной Греции.
Социальная Структура и Правители
На вершине ранней микенской социальной иерархии находился местный правитель или ванакт. Именно он обладал высшей политической властью над своим народом, хотя некоторые полагают, что он мог также играть религиозную роль. Точно неизвестно, как изначально становились местным ванактом, но возможно, его выбирал совет равных за то, что он был лучшим охотником или воином. Однако к XVI веку до н.э. положение, вероятно, стало наследственным, подобно царскому. С этого момента термины ванакт и царь могут использоваться взаимозаменяемо.
Под ванактом находился лавагетас, который служил его заместителем или вторым по старшинству. Археологи обнаружили многочисленные захоронения высокого статуса, изобилующие прекрасными кинжалами, мечами, ножами, шлемами из кабаньих клыков, бронзовыми доспехами и обсидиановыми наконечниками. Часто рядом с таким оружием находили керамику и сосуды, в которых когда-то хранились оливковое масло и вино. Даже в гробницах людей более низкого статуса находили подобные предметы, хотя и более низкого качества и без особого декора.
Для людей сверхвысокого статуса, таких как ванакт, появился новый тип погребальной структуры — толос, известный как "ульевая гробница". Большинство толосов строились из крупных каменных блоков и собирались в круглую ульевую форму, укладывая каждый последующий слой камней поверх предыдущего, но сужая диаметр помещения или потолка с подъемом. Такие сооружения обычно строились в склоне холма или отдельно, а затем покрывались землей. Многие толосы имели широкий вход, известный как дромос, ведущий к главному входу. Для его обитателя толос был высшим символом статуса. Самый большой и известный толос — так называемая "Сокровищница Атрея", иногда также называемая "Гробницей Агамемнона" в Микенах, и датируется примерно 1250 годом до н.э.. Наряду с телом покойного, типичный толос содержал оружие и предметы роскоши, такие как ювелирные изделия, золотые предметы и красиво украшенную керамику, которая обычно импортировалась.
В 1876 году команда Генриха Шлимана обнаружила огромное количество предметов из золота и других драгоценных металлов и камней на погребальном участке внутри цитадели Микен, который они назвали "Гробничный круг А". Невероятные объекты, обнаруженные в гробницах, включали изящные украшения, золотые диадемы, искусно украшенные мечи, кинжалы, печати, ритоны и, самое известное, маски смерти из золотой фольги. Одна из них стала широко известна как "Маска Агамемнона", хотя нет никаких свидетельств, что такой предмет принадлежал Агамемнону, равно как он не относится к XIII веку до н.э., когда тот мог бы жить (если, конечно, он действительно был историческим царем Микен).
Археологи и искусствоведы датируют объекты, обнаруженные в Гробничном круге А, XVI веком до н.э.. Археологи также обнаружили другое, более старое погребальное место за стенами акрополя Микен, которое они обозначили как "Гробничный круг Б". Большинство ученых полагают, что замечательные находки из обоих гробничных кругов не могли быть сделаны местными мастерами и металлургами, и до сих пор точно не установлено, откуда взялось золото для их создания. Регион Арголида, где расположены Микены, Тиринф и другие важные памятники бронзового века, лишен природных залежей драгоценного желтого металла.
Теории о происхождении этих объектов многочисленны. Некоторые утверждают, что, поскольку минойские ремесленники и кузнецы уже обладали навыками создания таких объектов из металла, камня и слоновой кости, предметы, найденные в двух гробничных кругах, должны были быть изготовлены за границей. Другие считают, что они могли быть созданы мастерами, жившими на некоторых минойских форпостах на материковой Греции. Это имеет смысл, потому что многие мотивы, найденные на этих предметах, схожи с теми, которые являются местными для Северной и Центральной Греции, и возможно, минойские мастера могли модифицировать свою продукцию, чтобы лучше соответствовать вкусам своих клиентов. Также возможно, что микенские мастера обучались у минойцев созданию таких потрясающих объектов.
Дворцы и Цитадели
Руины самого раннего из раскопанных микенских дворцов находятся в местечке Малайон, всего в нескольких километрах к югу от современной Спарты. Хотя это не самое хорошо сохранившееся здание микенской эпохи, археологи смогли определить, что дворец когда-то имел жилые помещения в центре с примыкающими коридорами и второстепенными помещениями, предположительно для хранения и ремесленного производства. Дворец в Малайоне датируется примерно 1450–1400 годами до н.э., но всего несколько столетий спустя новые и гораздо более крупные дворцы в Тиринфе, Микенах, Фивах, Пилосе и Медее превзошли его.
Хотя великие минойские дворцы на Крите могли послужить источником вдохновения, микенские дворцы на материке имели свой собственный отличительный архитектурный стиль. В случае минойских построек слово "дворец" является в некоторой степени неточным названием, поскольку большинство ученых полагают, что эти массивные здания не были королевскими резиденциями, а скорее политическими и экономическими административными центрами, которые контролировали, хранили и перераспределяли сельскохозяйственную продукцию, важные товары, домашних животных, сырье и готовую продукцию, такую как керамика, вино и оливковое масло. Также имеется множество свидетельств, указывающих на то, что эти большие здания использовались для религиозных целей.
Однако, поскольку "дворец" стало наиболее широко используемым термином для их описания, мы будем придерживаться его. Не каждый минойский дворец был абсолютно одинаковым, но в центре большинства из них находился большой прямоугольный двор, окруженный различными зданиями, используемыми в качестве мастерских и складских помещений. Основными минойскими дворцовыми центрами были Кносс, Фест, Малья и Закрос, из которых Кносс был самым большим и сегодня является наиболее хорошо сохранившимся.
Крупные микенские цитадели и дворцы также служили своим общинам в качестве административных и распределительных центров, но в отличие от критских, они почти все были сильно укреплены. Исключением является Пилос, который, похоже, не имел массивной крепостной стены. Из-за огромного размера многих камней, использованных при их строительстве, оборонительные стены в таких местах, как Микены и Тиринф, называются циклопическими стенами, потому что древние греки, жившие после микенцев, верили, что их построили могучие одноглазые гиганты, известные как циклопы. Также, в отличие от минойского общества, правитель (ванакт) жил со своей семьей внутри микенских дворцовых комплексов.
Хотя самые могущественные и известные микенские государства находились на Пелопоннесе, было несколько других крупных центров микенской деятельности к северу от Коринфского перешейка. Возможно, величайший микенский памятник на севере — это Орхомен в Беотии. Здесь были обнаружены фрески с изображением воинов, колесниц и охоты на кабанов, а также большой толос, который археологи назвали "Гробницей" или "Сокровищницей Миния".
Возможно, он был идентичен или даже превосходил "Сокровищницу Атрея" в Микенах, но сегодня он не так хорошо сохранился. Греческий путешественник Павсаний, посетивший это место во II веке н.э., описал его как "одно из величайших чудес света и Греции", отмечая его круглое строение из камня с "замковым камнем", удерживающим все здание на месте. Такое описание обычно указывает на то, что Орхомен был центром очень важного микенского поселения, однако здесь отсутствует крупный монументальный дворец, похожий на Микены, Тиринф или Пилос. Также здесь не были обнаружены таблички Линейного Б, что может означать отсутствие значительной экономической деятельности, которую нужно было бы учитывать. Эти два отсутствия привели некоторых ученых к выводу, что Орхомен мог быть не политическим и административным центром, а церемониальным местом, служившим также наследственным кладбищем, возможно, для правителей близлежащей Глы.
Цитадель на месте Гла в Беотии, раскопанная с 1893 года, была построена около 1300 года до н.э.. Рядом с ее циклопическими стенами были обнаружены остатки нескольких зданий, содержащих складские помещения, то, что кажется центром управления с плиточным полом, и цистерна. Глу в итоге разрушили около 1200 года до н.э., после чего она больше не была заселена.
К юго-востоку от Глы находится Фивы, город, игравший важную роль в истории древней Греции, особенно в архаический и классический периоды. Большая часть древних Фив лежит под современным городом, что чрезвычайно затрудняет раскопки останков бронзового века. Тем не менее, то, что удалось раскопать, показывает, что его жители в микенский период были весьма состоятельными. Археологи обнаружили шахтовые гробницы с мечами и предметами роскоши, принадлежавшими фиванской элите, а также остатки мастерских, специализировавшихся на создании предметов из золота, слоновой кости и камня. Был обнаружен большой грушевидный дворец, известный как Кадмейон или "Дом Кадма", а также несколько табличек Линейного Б, подтверждающих, что микенские Фивы были очень продуктивным местом.
Будучи столицей современной Греции и став известным в архаический и классический периоды страны, Афины сегодня мало известны своим микенским прошлым. Отчасти это связано с тем, что большая часть слоев бронзового века города и его акрополя были покрыты тремя тысячелетиями последующего заселения. Однако археологи определили, что в бронзовом веке в Афинах существовала цитадель, построенная около 1270 года до н.э.. В 1937 году внутри северной стены был обнаружен лестничный проход, ведущий к скрытому колодцу, который, по оценкам ученых, относится к 1220-м годам до н.э..
Хотя руины микенских памятников в Фессалии, Беотии и Аттике впечатляют, самые крупные дворцовые центры по размеру и великолепию находятся на Пелопоннесе. С ее внушительными руинами, расположенными среди скалистых холмов северного Пелопоннеса, Микены служат впечатляющим свидетельством величия доисторической греческой цивилизации. Увенчанная знаменитыми Львиными воротами, ее массивные каменные стены, построенные из колоссальных циклопических камней, вызывают ощущение силы и архитектурной утонченности. Археологические остатки цитадели и найденные в ней предметы свидетельствуют о том, что когда-то здесь процветало высококультурное и сложное общество.
Акрополь Микен когда-то включал дворцовый комплекс с мегароном, внутренними дворами, жилыми помещениями и складскими помещениями. Цитадель Микен играла центральную роль в военной, административной и культурной жизни этого самого могущественного из всех микенских царств. Наряду с упомянутыми ранее Гробничными кругами А и Б, в Микенах было обнаружено несколько других крупных погребальных участков, таких как "Сокровищница Атрея" и "Гробница Клитемнестры".
Примерно в 14.5 км к югу от Микен расположены руины древнего Тиринфа. Памятник охватывает различные периоды микенской цивилизации, с свидетельствами заселения в ранний, средний и поздний элладский периоды, достигнув своего расцвета в последний период (с 1400 по 1200 год до н.э.). Тиринф наиболее известен своими массивными циклопическими стенами и укреплениями, построенными из больших камней неправильной формы. Стены Тиринфа до сих пор окружают акрополь и когда-то имели несколько бастионов и башен.
Учитывая его важность и известность как дома легендарного царя Нестора, почти невероятно, что руины Пилоса были раскопаны лишь в 1939 году археологом Карлом Блегеном. Хотя на его главном холме обнаружены остатки великолепного дворца, названного "Дворец Нестора", здесь не найдено следов крупных цитадельных стен. Однако этот дворец является наиболее хорошо сохранившимся из всех микенских памятников и состоит из мегарона, окруженного несколькими комнатами. В центре мегарона находятся остатки большого круглого очага и место на восточной стороне комнаты, где когда-то стоял деревянный трон.
Возможно, не менее впечатляющими являются архивные помещения, где было обнаружено более 1000 табличек Линейного Б. Археологи также нашли яркие фрески на остатках стен, которые когда-то принадлежали дворцу. Это лишь некоторые из основных микенских памятников, для которых имеются значительные археологические остатки. Существует множество других районов Центральной и Южной Греции, которые разделяли ту же микенскую культуру, религию и язык, но они, как правило, были лишены крупных цитаделей и дворцов. В таких районах жизнь, вероятно, продолжалась примерно так же, как в раннеэлладские времена, с людьми, живущими в деревнях и занимающимися сельским хозяйством без особого внешнего вмешательства.
Письменность: Линейное письмо Б
Между 1900 и 1911 годами археолог Артур Эванс и его команда обнаружили тысячи глиняных табличек со странным неизвестным письмом на минойском дворцовом комплексе Кносс на Крите.
Назвав их минойскими иероглифами, в конце концов стало ясно, что, хотя и связанные и имеющие много похожих или даже идентичных знаков, на самом деле существовало два разных шрифта среди табличек. Один, оказавшийся более ранним минойским письмом, был назван Линейным А. Второй шрифт получил название Линейное Б и обнаруживался в нескольких местах не только на Крите, но и на материковой Греции. В 1939 году крупнейшее собрание табличек Линейного Б было найдено в Пилосе.
Эти и другие подобные таблички оставались нерасшифрованными до 1952 года, когда филолог Майкл Вентрис определил, что это слоговое пиктографическое письмо и очень ранняя форма греческого языка. Специалисты по обоим шрифтам убеждены, что Линейное Б развилось из более старого минойского письма, но было изменено, чтобы соответствовать особенностям микенского греческого языка. Подобно клинописи, изобретенной в древней Месопотамии, знаки Линейного Б вырезались на мягкой влажной глиняной поверхности с помощью остроконечного стилуса. Когда глина высыхала, она затвердевала, образуя табличку с выгравированным на ней письмом.
К сожалению, таблички Линейного Б, обнаруженные в различных микенских местах, не очень описательны. Большинство из них, похоже, содержат административные записи со списками товаров и готовой продукции, распределяемой различным людям или местам. Хотя некоторые касаются размещения войск и религиозных вопросов, нет никаких торжественных прокламаций великих царей, выдержек из популярной литературы, дипломатической переписки, договоров или сводов обширных религиозных текстов, подобных тем, что были найдены на древних языках Месопотамии и Египта примерно в то же время.
Примером типичного текста Линейного Б с таблички, обнаруженной в Пилосе, является следующее:
"пара треножников критской работы, треножник на одной ножке с одной ручкой, треножник, треножник работы, обгоревший у ножек, кувшин большего размера с четырьмя ручками, пара кувшинов большего размера с тремя ручками, кувшин меньшего размера с четырьмя ручками".
Таблички Линейного Б, найденные в микенском мире, датируются периодом между 1400 и 1200 годами до н.э., причем подавляющее большинство приходится на последние несколько десятилетий этого диапазона. Таким образом, мы получаем лишь краткий "снимок" того, какой была микенская общество в крупных центрах незадолго до его неминуемого краха.
Повседневная Жизнь и Экономика
Трудно узнать много о повседневной жизни простых людей древней цивилизации, поскольку они, как правило, не упоминаются в царских записях и прокламациях. Однако археологи и антропологи за последние несколько десятилетий смогли использовать остатки различных поселений, произведения искусства и изображения, созданные самими микенцами на керамике, металлических изделиях и фресках, предметы, найденные на погребальных участках, таблички Линейного Б и анализ ДНК, чтобы получить лучшее представление о том, как жили и работали греки позднего бронзового века.
Большинство микенских поселений, будь то небольшие деревни или массивные дворцовые центры, обычно располагались рядом как минимум с одной плодородной равниной и источником пресной воды. Причина была проста: сельское хозяйство. Хотя их искусство и величественные цитадели создают впечатление, что это было исключительно воинственное общество, на самом деле большинство людей в микенской Греции были фермерами и жили в деревнях и небольших городах в сельской местности, часто всего в одном-двух днях пути от крупной цитадели или дворцового центра. К счастью для нас, во многих из этих поселений были свои администраторы, которые записывали аспекты жизни в сельской местности.
Злаки были основными культурами, которые выращивались и собирались на каждой микенской ферме. Наиболее важными из них были пшеница и ячмень. Записи, найденные в некоторых местах, указывают на то, что ежедневные порции пшеницы составляли около 1.5 чашки (около 350 мл), а ячменя — около 3 чашек (около 700 мл). Выращивание пшеницы и ячменя требовало долгих часов работы в поле. Фермеры сажали осенью, с октября по декабрь, а собирали и обмолачивали зерно между маем и июлем.
Таблички Линейного Б также фиксируют обширное производство оливок, которые после злаков были самой важной и универсальной культурой. Оливки можно было есть сразу после созревания, а также их было легко хранить в кувшинах. Из оливок получали оливковое масло, которое использовалось в кулинарии, как заправка, для освещения ламп, изготовления мыла и создания мазей. Оливковое масло было легко хранить и можно было экспортировать без особых трудностей.
В зависимости от местоположения, многие микенцы также ели инжир, миндаль, грецкие орехи, фисташки и фрукты, такие как вишня, клубника, слива и виноград. Виноград использовался для производства вина как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Для придания вкуса многие продукты приправлялись специями, такими как кориандр, базилик, тмин, фенхель, орегано, розмарин и другие.
Также выращивался лен для производства масла и тканей. В Пилосе, по крайней мере, 200 женщин, согласно записям, работали в текстильной промышленности в качестве прядильщиц льна, ткачиц и швей. Интересно также, что большая часть льна выделялась солдатам и морякам, которые, как считается, могли использовать его в качестве основного материала для изготовления одежды и парусов для кораблей.
Крупный рогатый скот был источником пищи и кожи, последняя использовалась для производства сандалий, обуви, ремней и уздечек. По крайней мере одна табличка указывает, что ежегодно для дворца в Пилосе готовили 234 быка. Крупный рогатый скот также регулярно приносился в религиозные жертвы, поэтому он, должно быть, считался ценным товаром в микенском обществе. Коз также разводили для мяса, молока и шерсти, которую можно было использовать в ткачестве. Овец разводили по тем же причинам и ценили особенно за шерсть.
Не все в городах и деревнях занимались сельским хозяйством или разведением скота. Было несколько человек, считавшихся специалистами в определенных ремеслах, таких как плотники, каменотесы, ремесленники и металлурги. Чем больше город, тем больше в нем было специалистов. Одна табличка Линейного Б приводит список ингредиентов, выделенных такому специалисту, парфюмеру, для одного из его особых составов. Табличка гласит:
"Аксас дал парфюмеру следующие ингредиенты для изготовления духов: шесть семян кориандра, 16 семян кипариса, вино 576 литров, мед 58 литров".
Парфюмеры создавали предметы роскоши, без которых большинство в микенском обществе, вероятно, могли обойтись. Однако этого нельзя сказать о металлургах, которые, вероятно, были самыми важными специалистами в микенской Греции. К 1500 году до н.э. основным металлом, используемым на материке и в Эгейском море, была бронза, необходимая для изготовления мечей, кинжалов, наконечников копий, доспехов, частей колесниц, сельскохозяйственных инструментов, долот, котлов для готовки, емкостей для хранения и многих других важных предметов, которые требовались для функционирования микенского общества. Таблички указывают, что в Пилосе могло быть до 400 бронзовых работников одновременно.
Медь, основной компонент бронзы, была дефицитной в Греции, а олово, другой жизненно важный элемент, отсутствовало. Оба металла приходилось импортировать. Из двух металлов медь было гораздо легче получить. Хотя на близлежащем Крите были некоторые месторождения меди, которые можно было отправлять на экспорт, вероятно, именно Кипр с его огромными запасами снабжал микенские мастерские этим металлом. Источник олова, используемого в бронзовом веке в Греции, определить сложнее. Хотя возможно, что часть его поступала издалека, например, из Ирана и Афганистана, были гораздо более близкие месторождения в Центральной Европе.
Большинство микенских торговых связей были с цивилизациями Восточного Средиземноморья. К концу XIV века до н.э. были установлены коммерческие связи с частями западной и южной Анатолии, Леванта и Египта. Типичное путешествие микенского корабля, вероятно, начиналось в одном из портов на материке, таких как Навплион или Пилос, а затем до Крита. Оттуда корабль использовал средиземноморские ветры и направлялся на юго-восток в Египет.
После выгрузки или загрузки нового груза корабль ловил морские течения, которые помогали ему двигаться на северо-восток к побережьям Ханаана и Леванта, где они, скорее всего, оказывались в торговом центре Угарит. Обратный путь домой начинался из Угарита, останавливался на Кипре, а затем ловил восточно-западное течение, которое вело их вдоль побережий Тархунтасса и Лука в южной Анатолии до современного Родоса, а затем, перепрыгивая с острова на остров по южной Эгейскому морю, они возвращались домой.
По мнению специалистов по морской археологии, микенские корабли позднего бронзового века были очень похожи на минойские, которые им предшествовали, хотя и немного меньше. К сожалению, у нас нет полной модели такого корабля, но основываясь на довольно ограниченных собранных данных (в основном изображениях с осколков керамики и нескольких печатей), они, похоже, были галерами длиной около 10 метров с квадратным парусом, установленным на центральной мачте. Типичная галера могла вмещать как минимум 40 гребцов, а также капитана и нескольких солдат, и была достаточно легкой, чтобы легко вытаскивать ее на сушу. Под палубой было место для значительного количества сырья и готовой продукции.
Примеры грузов, которые могли перевозить такие галеры, получены из нескольких кораблекрушений, обнаруженных у южного побережья Турции и в Арголическом заливе. Из них наиболее известно кораблекрушение у Улубуруна, обнаруженное в 1982 году недалеко от прибрежного города Каш в Турции и датируемое примерно 1300 годом до н.э.. Объекты, найденные на морском дне, указывают на то, что затонувшее судно у Улубуруна перевозило более 350 медных слитков весом около 10 тонн, а также еще одну тонну олова, что в совокупности достаточно для производства около 11 тонн бронзы. Анализ изотопов свинца указывает на то, что медь поступила с Кипра, а исследование 2022 года предполагает, что олово поступало из нескольких источников, причем около трети — издалека, например, из современного Узбекистана, а остальная часть, вероятно, добывалась в Таврских горах Турции.
Помимо этого сырья, в кувшинах ханаанского происхождения было обнаружено около тонны смолы терпентинного дерева, которая использовалась для производства духов и ладана. Были также найдены большие количества цветного стекла, медные и бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, блэквуд и кедровые бревна, бивни слонов и бегемотов, панцири черепах, страусиные яйца, труба из слоновой кости, оружие, инструменты, каменные гири и остатки оливок и косточек некоторых фруктов. Трудно определить, был ли корабль микенской галерой или судном, базировавшимся на Кипре или в каком-либо ближневосточном порту, таком как Угарит. Однако груз и маршрут практически подтверждают, что судно шло с востока на запад и, вероятно, направлялось в какое-то место в микенском мире.
Что микенцы предлагали взамен? Материковая Греция бедна месторождениями сырья, которое требовалось как дома, так и за границей. Вместо этого микенские дворцовые комплексы, вероятно, экспортировали широкий спектр готовой продукции на рынки Египта, Анатолии, Кипра, Ханаана и Леванта, а также в некоторые части Юго-Восточной и Центральной Европы. Продукты, такие как вино, оливки, оливковое масло и духи, произведенные в дворцовых центрах Греции, попадали за границу. Поскольку по всему Ближнему Востоку, особенно на местах древних портовых городов, были обнаружены многочисленные остатки стандартных микенских кувшинов и керамики, ценились не столько емкости, сколько содержимое.
Религия
Одним из аспектов повседневной жизни, который ученым трудно раскрыть, является микенская религия. Во что именно они верили, каким божествам поклонялись и как это делали? Проблема в получении точных ответов на эти вопросы заключается в том, что у нас есть много материальных свидетельств, таких как остатки святилищ, статуэтки, культовые изображения и фрески, но не так много описательных письменных материалов. Некоторая информация может быть получена из табличек Линейного Б, но они мало говорят о конкретных доктринах или космологии.
Если основываться только на "Илиаде", то может показаться, что микенские религиозные верования мало отличались от популярной греческой религии и пантеона, знакомых многим из нас сегодня. Хотя некоторые религиозные термины и даже имена упомянутых божеств напоминают те, что встречаются в архаический и классический периоды, мы не можем автоматически предполагать, что они идентичны и имели те же атрибуты или значения.
Пока нет единого мнения относительно того, во что верили микенцы. Однако у нас есть имена нескольких божеств, перечисленные на различных табличках Линейного Б, датируемых временем, близким к падению микенской цивилизации в конце XIII века до н.э.. Таблички из Пилоса, датируемые этим временем, упоминают несколько богов и богинь, чьи имена являются либо вариациями, либо в некоторых случаях почти идентичны именам из классического греческого пантеона, а именно: Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Аполлон. Однако их взаимоотношения не могут быть определены.
Например, нет никаких указаний на то, что Зевс занимал роль величайшего или Царя богов, каким он был известен в более поздней греческой религии. Фактически, богом, который, похоже, был самым важным и почитаемым, по крайней мере, согласно табличкам из Пилоса, был Посейдон, поскольку ему постоянно доставалось больше всего подношений из всех божеств. Другие микенские божества, упомянутые в табличках Линейного Б, отсутствуют в более поздней греческой религии, например, Маринэус, Дия и Кента. Возможно, это были второстепенные боги, которые со временем были забыты.
Таблички Линейного Б также показывают, что жрецы и жрицы играли большую роль в микенской религии. Их работа заключалась в определении воли богов и проведении ритуалов и жертвоприношений в их честь. Подношения обычно включали полезных животных, таких как быки и козы, но, как мы увидим позже, также и людей.
Микенцы и Минойцы
Примерно с 1800 по 1450 год до н.э. минойцы доминировали в водах Эгейского и Восточного Средиземного морей благодаря своим быстрым кораблям и мастерству в морских торговых сетях, которые связывали их родной остров Крит с материковой Грецией, Кикладскими островами, юго-западной Анатолией, Кипром, Левантом и Египтом. Судя по их красочным фрескам, у большинства людей складывается впечатление, что минойцы были довольно мирным народом. Возможно, это было так, или они просто не изображали военные действия в своем искусстве. Из того, что мы знаем, минойцы не создали формальной империи в политическом смысле, но благодаря их обширной морской коммерческой деятельности, их влияние в Эгейском и Восточном Средиземноморье было значительным.
Нет сомнений, что минойцы и их культура вдохновляли и влияли на людей, живших на материковой Греции. Как мы видели, микенская элита уже любила товары, которые минойские торговцы привозили на их берега со всего Эгейского и Средиземноморского мира. Вполне естественно, что они имитировали и переняли многие минойские культурные и религиозные обычаи. Но торговля и влияние между двумя культурами не были односторонними. Со своей стороны, микенцы снабжали своих минойских партнеров сырьем, таким как шерсть и древесина, а также сельскохозяйственной продукцией, такой как пшеница, оливки и вино. Многие микенцы могли также оказывать услуги по обеспечению безопасности или военные услуги группам минойцев, особенно на близлежащих островах.
В местечке Акротири на острове Тера, также известном как Санторини, есть дом, содержащий несколько миниатюрных фресок, включая одну, изображающую нескольких воинов, которых многие ученые считают изображениями микенских солдат. Они маршируют строем и несут мечи, длинные копья или пики, широкие щиты и шлемы, которые, похоже, похожи на шлемы из кабаньих клыков, найденные в нескольких микенских погребальных местах. Поскольку остальная часть сцены на фреске довольно спокойна, а солдаты не участвуют в бою, предполагается, что если это действительно были микенские солдаты, то, возможно, они были наняты в качестве наемников местными жителями Теры для поддержания мира и/или защиты города от пиратов и других опасностей.
Примерно в 1600 году до н.э. на острове Тера произошло одно из самых мощных извержений вулкана за последние несколько тысяч лет. Оно выбросило огромное количество пепла и пемзы в атмосферу. Хотя большая часть упала в море, сильные ветры Эгейского моря нанесли большое количество пепла на восточный Крит, где его слой мог достигать 10 см в некоторых районах. По мнению ученых, это сделало бы местные сельскохозяйственные угодья в этих районах непригодными по крайней мере на следующий год и привело бы к голоду для многих общин, зависевших от сельского хозяйства. Извержение также вызвало бы землетрясения и волны массивных цунами, которые разрушили бы прибрежные города и гавани, а также все корабли на своем пути. Такое катастрофическое событие и его последствия, несомненно, нарушили бы связь с клиентами и торговыми форпостами в обширной минойской морской империи.
Но это еще не все. Воздействие вулкана могло стать катализатором быстрого упадка и падения минойской цивилизации. История Крита в XV и XIV веках до н.э. чрезвычайно интересна и очень загадочна. Остров претерпел глубокие изменения: все минойское на Крите пришло в упадок и постепенно было заменено элементами микенской культуры. Как это произошло, озадачивает ученых уже более века, но у них есть несколько объяснений.
Одно из них состоит в том, что извержение вулкана на Тере оказало меньшее влияние на материковую Грецию и имело мало долгосрочных последствий для основных микенских поселений и цитаделей. В течение следующего столетия или около того, когда минойцы утратили свое превосходство на море, микенские греки с материка были более чем рады заполнить любые экономические и политические вакуумы, возникшие как в Эгейском море, так и на собственном острове минойцев, Крите.
Примерно в 1450 году до н.э. основные дворцовые центры Мальи, Феста и Закроса демонстрируют признаки разрушения в результате пожара. Только дворцовый центр Кносса, похоже, уцелел. Точная причина этих пожаров неизвестна, но интересно, что таблички Линейного Б начинают появляться в археологической летописи на Крите вскоре после этого, особенно во дворце Кносса, который, похоже, продолжал функционировать как административный центр под новым микенским режимом.
Великое разрушение в основных минойских дворцовых центрах около 1450 года до н.э. ранее привело многих к мысли, что оно было вызвано иностранным вторжением с материковой Греции, а именно микенцами. Но сегодня многие ученые считают, что это маловероятно, поскольку, по их мнению, разрушения по всему острову были бы гораздо более масштабными, если бы произошло насильственное завоевание. Они утверждают, что более вероятно, что виной тому была гражданская война, восстание против местных правителей, землетрясение или другая непредвиденная катастрофа, и после этого микенские греки с материка прибыли, чтобы колонизировать Крит и взять под контроль те аспекты минойского общества, которые еще оставались, включая дворцовый центр в Кноссе.
Микенцы оставались в Кноссе не очень долго, так как к 1350 году до н.э. он тоже был разрушен, возможно, в результате землетрясения, но ученые также не исключают, что разрушение могло быть преднамеренным. После разрушения дворца в Кноссе микенская культура быстро распространилась по всему Эгейскому морю и в течение столетия стала доминирующей в регионе.
Микенцы и Хетты
Большинство ученых придерживаются мнения, что мало археологических свидетельств указывает на то, что большинство микенских дворцовых центров когда-либо были политически объединены под властью одного правителя. У них могла быть схожая культура, религия, язык и система письма, но мало кто пойдет так далеко, чтобы утверждать, что все они были частью единого государства с одним царем во главе. Вместо этого считается, что цитадели и дворцовые центры взаимодействовали друг с другом подобно городам-государствам архаической и классической Греции, заключая союзы, когда это было необходимо для защиты от общего врага, но также сражаясь друг с другом для достижения собственных специфических интересов.
Отсутствие доказательств не доказывает отсутствие, как говорил Карл Саган. Возможно, в микенском мире когда-то правил великий царь, подобный Агамемнону из "Илиады"? Некоторые ученые уверены в этом.
"Владевшие Микенами, той хорошо выстроенной Цитаделью, и богатыми Коринфом и хорошо выстроенными Клеонами, командир ста их кораблей был царь Агамемнон, сын Атрея; и с ним пришло самое большое войско, самое лучшее, и среди них сам он стоял, вооруженный в своем сияющем бронзовом доспехе, превосходящий всех героев, поскольку он был величайшим и привел самое большое войско",
— это лишь одно краткое описание Агамемнона, царя Микен, и власти, которую он имел в греческом мире, по крайней мере, согласно "Илиаде". Но существовал ли такой правитель в реальной микенской Греции в позднем бронзовом веке?
Существует несколько исторических текстовых источников, предполагающих, что правитель по крайней мере одного микенского государства в тот период признавался великим царем и вызывал страх за границей. Эти тексты, однако, происходят не из Греции или даже Эгейского моря, а из руин Хаттусы, некогда великой столицы могучей Хеттской империи. Там в начале XX века было обнаружено почти 10 000 глиняных табличек, в основном клинописных. Несколько табличек оказались дипломатической перепиской между различными хеттскими царями и их коллегами в Египте, Вавилонии и Ассирии, в то время как другие были адресованы их многочисленным вассалам по всей Анатолии и Леванту.
Один текст, обнаруженный в Хаттусе, адресован некоему Маддуватте, вассалу хеттского царя Арнуванда I, правившего около 1400 года до н.э.. В начале письма Арнуванда пересказывает события, относящиеся к правлению его отца Тудхалии II, и царя по имени Атария из Ахии.
"Атария, правитель Ахии, изгнал тебя, Маддуватту, из твоей земли. Затем он преследовал тебя и продолжал преследовать тебя, и он продолжал искать тебе злую смерть, Маддуватта. Он убил бы тебя, но ты бежал, и отец Его Величества спас тебя от смерти. Он избавил тебя от Атарии, иначе Атария не оставил бы тебя в покое, но убил бы тебя".
Текст состоит из более чем 90 строк и в основном содержит напоминания Маддуватте о том, как отец и предшественник Арнуванда, Тудхалия II, помогал ему в трудные времена и насколько благодарным он должен был быть, поскольку далее в письме мы узнаем, что Маддуватта предал хеттского царя, вступив в союз с Атарсией из Ахиявы, чтобы напасть на Аласию, или Кипр, который в то время был хеттским владением.
Это, безусловно, очень интересная история, но что действительно взволновало археологов и историков, когда они впервые прочитали это письмо, так это два упоминания места под названием Ахиява. Многие ученые считают, что Ахиява — это хеттское название ахейцев, одного из терминов, которые Гомер использует в "Илиаде" для обозначения греков.
Атарсия был очень могущественным противником, поскольку согласно письму он мог выставить 100 колесниц и неопределенное количество пехоты в битве против одного из генералов хеттского царя.
"И ты, Маддуватта, снова не сопротивлялся Атарсии, но расстроил ряды перед ним. Затем пришел Капили и взял тебя под свою защиту от Хатти. Капили вступил в битву против Атарсии. Выстроились 100 колесниц и пехота Атарсии, и они там сражались".
Есть и другие тексты того же периода, которые также могут намекать как на контакты, так и на конфликты между хеттами и микенскими греками в Западной Анатолии. Один из них описывает восстание конфедерации из как минимум 22 городов и небольших государств, известных в хеттских текстах как Ассувская конфедерация.
В последовавшей битве хеттский царь (либо Тудхалия I, либо Тудхалия II, но скорее всего, последний) одержал победу и захватил не менее 10 000 солдат Ассувской конфедерации вместе с 600 упряжками лошадей. Царь Ассувы и его сын Куккулиша в итоге были отпущены, а позднее Куккулиша даже был назначен новым царем Ассувы, но он восстал и в итоге был казнен.
Существует упоминание этого конфликта в сильно поврежденной табличке, обнаруженной в хеттских архивах Хаттусы, которая, по-видимому, является копией письма от царя Ахиявы к его хеттскому коллеге. Имена обоих царей утрачены, но большинство специалистов по этому вопросу полагают, что хеттский правитель, к которому обращено письмо, — это Муватталли II, правивший между 1295 и 1272 годами до н.э..
В сохранившейся части письма в основном описывается спор о владении группой островов в Восточном Эгейском море. Хетты утверждают, что острова были лишь одной из военных трофеев после их победы над царем Ассувской конфедерации, но безымянный нынешний царь Ахиявы заявляет, что острова были даны его предку в дар от тогдашнего правителя Ассувы до того, как он был побежден и свергнут хеттами. Из этого ясно, что царь Ахиявы имел по крайней мере некоторое отношение к Ассуве и, возможно, даже оказывал ее правителю военную поддержку.
Если Ахиява и Микенская Греция действительно одно и то же, то это может быть еще одним доказательством того, что контакты между ними и хеттами уходят в прошлое на несколько поколений. Дополнительным доказательством этого является находка меча микенского стиля на территории руин хеттской столицы Хаттусы. На клинке выгравирован следующий текст на аккадском языке:
"Когда Тудхалия, великий царь, разгромил страну Ишува, он посвятил эти мечи Богу Бури, своему Господу".
Находка меча микенского стиля, предположительно одного из многих, отобранных у некоего незадачливого вражеского солдата, не доказывает, кто был его владельцем. Хотя это мог быть микенский солдат на службе у царя Ахиявы, меч мог также принадлежать микенскому наемнику, сражавшемуся за Ассуву, или кому-то еще.
Если Троянская война действительно основана на исторических событиях, то большинство ученых полагают, что она могла произойти примерно в 1250 году до н.э.. Учитывая это, полезно изучить письма между хеттскими правителями и их эгейскими коллегами, датируемые примерно этим временем. Хеттским царем, чье правление совпадает с этой датой, является Хаттусили III, правивший с 1267 по 1237 год до н.э.. Одним из самых интригующих документов его правления является так называемое письмо Тагалава. Хотя автор не назван, считается, что письмо было отправлено от имени Хаттусили III безымянному царю Ахиявы.
Установлено, что оригинальное письмо состояло из трех табличек, но, к сожалению, первые две утеряны. Однако по третьей табличке можно сделать вывод, что главной проблемой, похоже, была экстрадиция беглеца по имени Памарадду, преступлений которого в самых западных частях Хеттской империи было много. Одним из них было вербовка или, скорее всего, принуждение тысяч хеттских подданных к переселению через Эгейское море в некое место на западе. Причина их сбора не указана, но некоторые ученые полагают, что они могли быть нужны в качестве рабочей силы для строительства микенских цитаделей и дворцовых центров на материковой Греции. Это имеет смысл, если учесть, что крупные расширения цитаделей Микен, Тиринфа и Фив относятся примерно к этому времени. Хаттусили лично возглавил отряд, чтобы арестовать Памарадду, но безуспешно. Сообщается, что преступник в конечном итоге бежал на корабле в Ахияву, чей царь предоставил ему убежище.
Как и другая корреспонденция между великими правителями древнего Ближнего Востока, письмо Тагалава также имеет захватывающую предысторию. Что делает его чрезвычайно интересным для ученых, изучающих Микенскую Грецию, так это то, как хеттский царь, в данном случае Хаттусили III, обращается и проявляет большое уважение к правителю Ахиявы. Когда Хаттусили пишет своему коллеге, он обращается к нему "мой брат", что означало, что, по крайней мере дипломатически, хеттский царь считал правителя Ахиявы своим равным. Мало того, Хаттусили также ссылается на прошлый конфликт из-за города или государства Вилуса. Вилуса — это хеттское название Трои.
В письме Тагалава Хаттусили просит царя Ахиявы сделать следующее в отношении беглеца Памарадду:
"О, брат мой, напиши ему только одно: встань и отправляйся в Хатти. Твой господин примирился с тобой. Если нет, то приходи в Ахияву, и в каком бы месте я тебя не поселил, встань и переселись в другое место, пока ты враждебен царю Хатти, будь враждебен с другой земли. Не будь враждебен с моей земли. Если ты предпочитаешь быть в Карии или Масе, иди туда. Царь Хатти убедил меня в отношении земли Вилуса, из-за которой он и я были враждебны друг другу, и мы теперь заключили мир. Теперь враждебность между нами неприемлема".
Упоминание какого-то конфликта между царем Ахиявы и хеттами из-за Вилусы, то есть Трои, усиливает аргументы тех, кто считает, что Троянская война действительно основана на историческом конфликте.
Еще один интересный факт заключается в том, что брат и предшественник Хаттусили, Муватталли II, заключил договор с неким Александром из Вилусы. Имя Александр звучит очень похоже на греческое Александрос, и многие считают, что это просто хеттское произношение того же имени.
В "Илиаде" Гомера Александр, также известный как Парис, является принцем Трои, который похитил Елену, жену царя Менелая из Спарты. Менелай был братом Агамемнона, царя Микен. В договоре с Александром Муватталли II заявляет:
"И поскольку я защищал тебя, Александр, в доброй воле, из-за слова твоего отца, и пришел на помощь, и убил твоего врага за тебя, в будущем мои сыновья и мои внуки непременно защитят твоего потомка за тебя в первом и втором поколениях. Если возникнет у тебя враг, я не оставлю тебя, как не оставил и сейчас. Я убью твоего врага за тебя. Но если твой брат или кто-то из твоей семьи восстанет или позднее кто-то восстанет против твоего сына или твоих внуков, и они будут добиваться царской власти в стране Вилуса, я абсолютно не свергну тебя, Александр. Я не приму того человека к себе на службу, поскольку он твой враг. В точности так же он и мой враг. Я разрушу его землю".
Это довольно сильное одобрение Александра, который, должно быть, был важным союзником, учитывая стратегическое положение Вилусы, то есть Трои, на Эгейском море на западной границе Хеттской империи.
Гипотетически предположим, что Александр из Вилусы — это тот же человек, что и Александрос или Парис из Трои. Если это действительно так, то царь Ахиявы, с которым, как утверждает Хаттусили, был прошлый конфликт из-за Вилусы, может быть тем же человеком, что и Агамемнон, лидер греческой коалиции против Трои. Александр, возможно, на самом деле не сбежал с женой спартанского царя — эта деталь могла быть просто добавлена в историю много лет спустя, чтобы сделать ее более занимательной для будущих слушателей.
Но он мог совершить какое-то серьезное преступление против микенского царя, которое потребовало не меньше, чем военного ответа против него и Вилусы, что по договору обязало бы хеттского царя прийти ему на помощь. В настоящее время нет возможности доказать это, но такое переплетение судеб между микенскими греками и хеттами или их союзниками может быть исторической основой для эпической поэмы, ставшей "Илиадой".
Тексты, относящиеся к правлению преемника Хаттусили, Тудхалии IV, в период с 1237 по 1209 год до н.э., также содержат упоминания об Ахияве. Один из них — договор с Шаушгамувой, правителем прибрежного левантийского государства Амурру.
Шаушгамува был племянником Тудхалии. Он также был женат на сестре Тудхалии, что делало его и шурином царя. Может показаться странным, что хеттский царь заключает договор с другим хеттом, тем более столь близким ему родственником, но причина могла заключаться в стремлении обеспечить лояльность Шаушгамувы Тудхалии и его потомкам. История хеттов полна недовольных сыновей, братьев и других родственников, замышляющих против своего царя. Фактически, несколько хеттских правителей были свергнуты или убиты членами семьи. В конце концов, отец Тудхалии, Хаттусили III, сам был узурпатором, насильственно захватившим трон у своего собственного племянника Муватталли II. Договор с Шаушгамувой содержит следующие требования:
"Если царь Египта друг Его Величества, он будет и твоим другом; но если он враг Его Величества, он будет и твоим врагом; и цари, равные мне по рангу, это царь Египта, царь Вавилонии, царь Ассирии и царь Ахиявы; поскольку я, Его Величество, начал войну с царем Ассирии, ни один корабль Ахиявы не может к нему ходить"
Тудхалия IV пытался ввести экономическую блокаду Ассирии, чей царь Тукульти-Нинурта I стал его великим врагом. В итоге отношения между Тудхалией и царем Ахиявы, должно быть, испортились, поскольку во втором документе упоминается, как последний якобы поддержал восстание против хеттского трона.
"Так говорит Тудхалия, великий царь: земля реки Сеха снова преступила во второй раз. После этого Тархундараду, царь земли реки Сеха, вел войну и полагался на царя Ахиявы."
Полагался на царя Ахиявы означает, что Тархундараду получил от него военную помощь. Сеха была областью к юго-востоку от Вилусы, то есть Трои.
Несмотря на такие текстовые свидетельства, не все ученые, изучающие микенские исследования, придерживаются мнения, что Ахиява была государством или даже конфедерацией, расположенной в Микенской Греции. Некоторые, включая известного ученого Фердинанда Зомера, почти сто лет назад утверждали, что Ахиява — это не то же самое, что Ахайя, последнее слово, от которого происходит слово ахейцы. По его мнению, это просто совпадение, что эти два слова звучат одинаково. Большинство тех, кто придерживается этого аргумента, также считают, что Ахиява была царством где-то в Западной Анатолии.
Однако в свете недавних документов те, кто считает, что Ахиява действительно была микенским царством, утверждают, что, учитывая протяженность Хеттской империи далеко в Западную Анатолию до берегов Эгейского моря, было бы практически невозможно, чтобы там также существовало другое государство.
Колонии и поселения, такие как Милет — да, это, в принципе, доказано, — но полноценная региональная сверхдержава, базирующаяся там, кажется крайне маловероятной. Другие тексты также упоминают, что Ахиява находилась "за морем" от хеттской территории. Единственные места, которые действительно соответствуют этому критерию, — это Кипр, Египет и любые народы, жившие в то время на северном побережье Черного моря, всех из которых легко исключить. Единственными оставшимися вариантами являются место на материковой Греции или крупный остров, такой как Крит.
Военное Дело
Несколько ранних мечей, найденных в шахтовых гробницах, например, в Микенах, кажутся копиями минойских моделей. Некоторые из них красиво украшены и, вероятно, использовались скорее в церемониальных целях, чем в реальных боевых действиях. Однако микенцы разработали короткий меч с более широким и прочным клинком, который, вероятно, был их предпочтительным оружием в бою.
Большинство солдат также носили длинные копья. Некоторые воины, особенно из аристократии, носили доспехи из бронзы. Многие также прикрывали головы шлемом из кабаньих клыков, который был отчетливо микенским изобретением. Поскольку типичный шлем из кабаньих клыков мог состоять от 30 до 75 клыков, чем больше клыков собрал воин, тем выше был его статус и престиж. Такие предметы также были очень дорогими и могли передаваться от отца к сыну, подобно семейной реликвии.
На основе типов обнаруженного оружия, а также изображений солдат в произведениях искусства, военные историки Древней войны теоретизируют, что ранние микенские армии с конца XVI по XIV век до н.э. обычно состояли из тяжелых копейщиков, которых поддерживали мечники, легкая пехота, застрельщики и часто колесницы. Это был предпочтительный способ ведения боя против соперничающих дворцовых центров и цитаделей. Для сражений против менее организованных отрядов, например, не имеющих государства горных племен, лучшим выбором, похоже, была мобильная легкая пехота.
Существует множество свидетельств того, что этот способ ведения войны усилился в XIII веке до н.э., примерно в то же время, когда многие крупные микенские памятники увеличивали свои укрепления и строили большие каменные валы. Некоторые эксперты считают, что это могло быть защитой не от других микенских государств, а от морских налетчиков, предпочитавших тактику "бей и беги".
Хотя сцены храбрых людей, убивающих диких животных и нападающих на львов, изображены почти во всех видах микенского искусства, считается, что в таких занятиях участвовала в основном аристократия. Охота, возможно, была их любимым времяпрепровождением. Самым популярным животным для охоты был дикий кабан, ценившийся не только за мясо, но и за клыки. Еще одно животное, которое могло повысить статус охотника, были львы. До недавнего времени считалось, что сцены охоты воинов на львов — это просто изображения из фантастического искусства, но недавние археологические находки доказали, что горные львы все еще обитали на Пелопоннесе в позднем бронзовом веке. Микенцы также охотились на менее опасных животных, таких как олени, зайцы, утки, гуси и различные птицы, но это было в основном для еды, а не для спорта.
Из всех животных, которыми мог владеть человек в микенском обществе, самыми престижными были лошади. Они также являются импортом, поскольку лошади, как известно, не обитали в южной Греции незадолго до начала микенской цивилизации. Чем больше лошадей у кого-то было, тем больше богатства и статуса ему приписывалось. Чтобы помочь лошадям, колесницам, повозкам и людям в целом более эффективно передвигаться по пересеченной местности, которой была Греция, микенцы разработали широкую сеть дорог и мостов, соединявших многие дворцовые центры, особенно на Пелопоннесе. Это довольно удивительно, поскольку показывает, что между различными микенскими царствами должно было быть значительное сотрудничество для строительства такой обширной сети. Это также привело некоторых ученых к выводу, что микенцы были более политически объединены, чем считалось ранее.
Укрепления и Подготовка к Обороне
В XIII веке до н.э. в Греции и на островах Эгейского моря происходило что-то странное. Никто сегодня точно не знает, что именно происходило, но примерно в 1250 году до н.э. многие микенские дворцовые центры начали направлять больше своих ресурсов на усиление своих фортификационных систем. Стены Микен были значительно расширены, и были предприняты усилия по обеспечению водоснабжения цитадели путем вырезания прохода, ведущего к подземному резервуару. Части оборонительных стен Микен были специально расширены, чтобы лучше защитить ее.
В близлежащем Тиринфе были проведены улучшения укреплений верхнего акрополя, а нижний акрополь был окружен большой циклопической стеной. Другие микенские памятники на севере, такие как Гла и Фивы, также внесли аналогичные изменения. Акрополь Афин также был дополнительно укреплен, а доступ к его источнику воды стал возможен только по секретной диагональной лестнице, спускающейся к нему.
Пилос не строил крепостных стен, но его правители приняли некоторые меры предосторожности, интегрировав свои мастерские и складские помещения с основными зданиями дворца, где они, предположительно, были бы в большей безопасности. Несколько табличек из архивов также фиксируют организацию своего рода береговой охраны для защиты побережья вокруг Пилоса и Мессении. Такие действия нескольких дворцовых центров и цитаделей указывают на общий страх не только перед нападением, но и перед возможностью продолжительной осады, либо со стороны сил других микенских государств, либо со стороны некой внешней группы.
Если бы нападения совершали враждебные чужеземцы, то материковая Греция не была бы в этом одинока. В 1209 году до н.э. египетский фараон Мернептах зафиксировал нападение с запада под предводительством враждебных ливийцев и их союзников, которых он назвал: Ekwesh, Teresh, Lukka, Sherden, Shekelesh, "северяне, пришедшие со всех земель". За исключением лукка, которые были из прибрежных регионов юго-западной Анатолии, родина других союзников ливийской коалиции до сих пор горячо оспаривается, но большинство ученых подозревают, что они прибыли из различных частей Средиземноморья, включая даже Сицилию и Сардинию. Хотя Мернептах заявил о победе, многие члены этой группы вернулись, чтобы напасть на Египет и большую часть Анатолии и Леванта в последующие десятилетия.
Коллапс Микенской Цивилизации
Примерно в 1200 году до н.э., всего через два поколения после того, как дворцовые центры, такие как Микены и Тиринф, возвели свои массивные циклопические стены, сама микенская цивилизация рухнула. Спустя более 3200 лет, как это произошло, до сих пор обсуждается археологами и учеными, занимающимися элладскими исследованиями. Выдвигались различные гипотезы: от сильного землетрясения до гражданских беспорядков, экономического упадка, революции и вторжения иностранцев. Возможно, это была комбинация нескольких факторов, а возможно, ни один из них.
Археологи установили, что к началу XII века до н.э. памятники Микен, Тиринфа, Медеи, Пилоса, Глы, Фив и других микенских объектов были разрушены, большинство из них огнем. Хотя части микенского Тиринфа были несколько перестроены и вновь заселены на короткие периоды в последующие столетия, другие памятники, такие как Пилос и Гла, были заброшены и навсегда превратились в руины. Афины, похоже, пострадали меньше всего и, насколько мы можем судить, продолжали функционировать.
Популярная гипотеза заключается в том, что микенские дворцовые центры подверглись смертельным нападениям со стороны полчищ безгосударственных чужаков, которых мы сегодня обычно называем варварами. Хотя нападавшие, возможно, оставили за собой след смерти и разрушений, сами они в основном исчезли из археологической летописи. Существует множество свидетельств того, что на протяжении XIII века до н.э. отдаленные деревни вокруг Микен часто подвергались нападениям и поджигались. Возможно, именно такие постоянные нападения побудили правителей различных микенских царств примерно в 1250 году до н.э. построить свои массивные стены и принять меры для защиты водоснабжения.
Свидетельства внезапного, почти одновременного коллапса происходят как из археологических данных, так и из ряда табличек Линейного Б, найденных в различных микенских местах. Табличка под номером PY Jn 829 из Пилоса рассказывает о том, как бронза из различных храмов должна была быть распределена лидерам общины для изготовления наконечников копий, что означает, что на горизонте возникла какая-то военная чрезвычайная ситуация. Часть таблички гласит примерно следующее:
"Так даст чиновникам, и мастерам, и заместителям чиновников, и хранителям ключей, и надзирателям за инжиром, и надзирателям за земляными работами храмовую бронзу в качестве наконечников для метательных копий и стрел".
Текст далее выделяет бронзу в единицы, эквивалентные примерно 2 кг каждому чиновнику и 0.75 кг каждому заместителю.
Затем есть табличка PY Tn 316, которая упоминает жертвенных животных и людей, приносимых богам, предположительно, чтобы получить победу над теми, кто угрожал Пилосу. Она датируется примерно тем же временем, что и табличка PY Jn 829, и гласит:
"В месяц Плойстойос в Пилосе он посвящает в Ваганисе, и он приносит дары и ведет жертвенных животных Диве: одну золотую чашу, одну женщину. Манасе: одно золотое блюдо, одну женщину. Посидайе: одно золотое блюдо, одну женщину. Трижды герою: одну золотую чашу. Дупусу: одну золотую чашу. В Пилосе он посвящает в святилище Посейдона, и город принимает участие, и он приносит дары и ведет жертвенных животных: одну золотую чашу, двух женщин. Бойе и Кенте".
Личность мужчин и женщин, принесенных в жертву, не раскрывается. Они могли быть военнопленными, рабами или, возможно, даже добровольцами, готовыми отдать свои жизни за высшее благо своей общины. Таблички, описывающие жертвоприношение, датируются незадолго до падения Пилоса, примерно 1200 годом до н.э., поэтому описанное событие, вероятно, было последней попыткой заручиться божественной помощью, чтобы отразить нападение того или тех, кто собирался разрушить город. Судя по всему, отчаянные времена требовали отчаянных мер.
Что касается личности нападавших, некоторые ученые предположили, что они пришли из северной Греции или откуда-то еще из Юго-Восточной Европы. В то время как многие другие утверждали, что они могли быть одной или несколькими группами, связанными с так называемыми "народами моря", которые упоминаются в текстах и надписях из Египта и Угарита. Более старая, но популярная точка зрения заключалась в том, что нападавшие каким-то образом были связаны с дорийцами, упомянутыми в более поздней греческой литературе и других источниках, но эта гипотеза в настоящее время в основном опровергнута из-за отсутствия археологических свидетельств.
Другие считают, что причиной окончательного коллапса могли стать внутренние социально-экономические и политические проблемы в микенском мире. Они утверждают, что конкуренция за ограниченные ресурсы стала чрезвычайно острой, и это могло привести к беспорядкам, а затем и к восстаниям простого народа, которые свергли своих правителей и сожгли их дворцы. Такие беспорядки могли усугубиться изменением климата, которое повлияло бы на урожайность и другие аспекты преимущественно аграрной микенской экономики. Весть об успешном восстании и разрушении в одном месте могла побудить других к тому же, и вскоре вся дворцовая система была перевернута.
Заключение
Обстоятельства и окончательная причина коллапса микенской системы около 1200 года до н.э., возможно, никогда не будут полностью поняты. Но это, безусловно, стало фундаментальным поворотным моментом в истории Греции и более широкого Эгейского мира. Великие дворцовые сооружения и цитадели никогда не были восстановлены, и большинство из них были полностью заброшены. В последующие несколько десятилетий торговля со многими частями внешнего мира, особенно с Восточным Средиземноморьем, практически прекратилась, за исключением нескольких районов вдоль побережья Греции и некоторых островов Эгейского моря. Линейное Б и искусство письма, которые по сути были созданы для ведения учета деятельности великих дворцовых центров, больше не были нужны и в конечном итоге были забыты.
Все это не означает, что микенская культура, религия и язык полностью вымерли . Они постепенно развивались на протяжении столетий в нечто более близкое к тому, что мы видим в архаический и классический периоды греческой истории . В некотором смысле микенцы никогда не были по-настоящему забыты в Греции . Их потомки, возможно, не знали их под этим названием, но благодаря произведениям Гомера слава и великолепие их великой цивилизации помнились на протяжении веков . Сегодня мы обладаем знаниями и инструментами, чтобы действительно узнать гораздо больше об их мире и о том, кем они на самом деле были .