Предлагаю вам познакомиться с мысленным экспериментом "я-ты-он". Он позволяет более полно оценить, насколько вы воплотили какую-либо идею, в которую верите, или насколько она вообще адекватна. Главное условие эксперимента - не быть полностью очарованными какой-либо идеей, иметь хотя бы долю сомнения и желания увидеть правду.
Для примера возьмём модный тезис, что "уязвимость - это сила". В такой формулировке - это обобщенное, абсолютное утверждение, не подразумевающее исключений. Итак, мы берём эту идею и пытаемся нащупать её границы. Для этого принимаемся воображать различные ситуации на эту тему, всё больше их преувеличивая, обостряя, повышая степень абсурдности.
И сначала мы применяем ситуации к "я", то есть к себе. Например, мы можем представить, как кто-то публично нас унижает, плюет в лицо, а мы смиренно стоим все такие "уязвимые". Скорее всего, мы тут же поймём, что такое наше поведение вовсе не здоровое и мы не чувствуем силу в такой "уязвимости". И таким образом мы нащупали некую границу идеи, нашли исключение. Какие выводы можно из этого сделать, рассмотрим позже. А пока предположим, что мы либо очень глубоко не уважаем себя и в нас ничего не шевелится в такой воображаемой ситуации, либо мы чувствуем внутренний покой и нам интересно оказаться в таких обстоятельствах, чтобы проверить его глубину и стабильность. В таких случаях мы можем не почувствовать ограничения рассматриваемой идеи.
Тогда вторым этапом мы применяем ситуацию к "ты", а именно к близким людям, которыми мы дорожим. Представляем их на месте того, кого публично унижают, в лицо кому плюют. Вряд ли все близкие уже обрели нерушимый внутренний покой и желают проверить его устойчивость. Поэтому мы можем почувствовать, что в воображаемом примере есть что-то нездоровое, тем самым нащупав границу идеи "уязвимость - это сила". Но опять предположим, что у нас ужасные отношения со всеми близкими и нам всё равно, когда они оказываются в такой ситуации.
И тогда третьим этапом мы применяем ситуацию к "он": к врагам, к тем, кого мы ненавидим. Теперь мы, а может кто-то другой публично унижает нашего врага, плюет ему в лицо. Если отложить в сторону понимание, что такое наше поведение неадекватно, и присмотреться, есть ли у нас скрытое удовольствие от такой сцены, то, вероятно, можно заменить, что оно есть. А если так и если "уязвимость - это сила", то с чего бы вдруг нам приятно представлять врага сильным? Если он сейчас в "сильной позиции", то зачем бы мы с помощью оскорблений пытались атаковать его в сильное место, а не наоборот - в слабое? Таким образом мы снова находим предел, где уязвимость мы видим как слабость, а не как силу.
А теперь перейдём к тому, какие выводы могут быть сделаны после осознания ограничений идеи. В одних случаях может прийти понимание, что очарованность идей возникла потому, что её сообщило какое-то авторитетное лицо, обладающее харизмой, уверенностью в голосе и т.п. При этом сама идея не была критически осмыслена, а ощущения правильности, уверенности были заимствованы из впечатлений, которые на нас произвёл говорящий. И в итоге после проведенного анализа оказывается, что идея сама по себе глупа, и её стоит отбросить.
В других случаях мы обнаруживаем, что с идеей всё в порядке, но в нашей жизни она воплощена лишь в некоторой степени. И это важное наблюдение: различение своей цели и своего текущего прогресса. Например, человеческий организм может выработать устойчивость к яду змей путем постепенного принятия яда в небольших дозах. Но знать о возможности и реализовать её - не одно и то же. Так проповедник Мак Волфорд, пытавшийся продемонстрировать, что для истинно верующего змеиный яд не страшен, умер от укуса змеи в собственной церкви. Или, например, если послушать людей, живущих в сейсмоопасных районах и пострадавших от землетрясения, часто можно услышать слова типа: "мы никогда не думали, что такое с нами может случиться". Но ведь они знали о потенциальной опасности, и если бы они подготовились (собрали тревожный чемоданчик, продумали план действий и т.п.), то могли бы уменьшить размер ущерба или избежать его. Но многие на основании того, что большую часть времени они ни о чем плохом не думают и ничего плохого не происходит, пришли к ложному выводу, что игнорирование потенциальной проблемы наделяет их магический силой управления реальностью, мол "я не буду об этом думать, и поэтому оно никогда не случится".
Кроме перечисленного в этом мысленном эксперименте на примере с идеей "уязвимость - это сила", перебирая различные варианты ситуаций, можно увидеть, что применение идеи - это многогранный процесс. "Быть уязвимым" может проявляться по-разному в зависимости от обстоятельств: иногда это никак не реагировать внешне; иногда это отреагировать и проявить какую-то сторону себя, которую хотелось бы скрыть; а иногда это отказаться от применения этой идеи в ситуациях, с которыми пока не готов иметь дело. Кроме того, с течением времени по мере внедрения идеи в жизнь границы того, где надо не реагировать, реагировать или не пытаться применять идею, будут сдвигаться. Осознавая суть и многосторонность идеи и процесса её реализации и понимая наличие множества нюансов, для себя вполне удобно упаковать всё это во фразу-символ "уязвимость - это сила". Но такая словесная формулировка не передаёт всего того множества деталей, поэтому, в отсутствии дальнейших пояснений, она непригодна для обучения кого-то. И, скорее, такое утверждение стоит считать заблуждением, так как есть очень большой шанс воспринять её поверхностно и неправильно.
(c) veter