Найти в Дзене
Михайлов review

GTA IV – 17 лет спустя: как игра изменила индустрию и почему её до сих пор помнят

Оглавление

В 2025 году Grand Theft Auto IV исполняется 17 лет. Выпущенная в 2008 году, она стала революцией для серии – мрачный, реалистичный Liberty City, сложный главный герой и физика, которая до сих пор впечатляет.

Давайте вспомним, как создавалась игра, чем она удивила игроков и почему её до сих пор сравнивают с GTA V.

История создания: как Rockstar переосмыслила GTA

-2

После выхода San Andreas (2004) студия Rockstar North решила уйти от карикатурного стиля и сделать более взрослую игру. Вдохновением послужили:

- Фильмы «Таксист» и «Однажды в Америке» – мрачная атмосфера Нью-Йорка (в игре – Liberty City).

- Реальные события – иммигрантские истории.

- Технологический скачок – движок RAGE с Euphoria Physics (реалистичная анимация).

-3

Игра разрабатывалась 4 года и стала самой дорогой на тот момент – бюджет $100 млн.

Сюжет: история Нико Беллика – солдата без войны

-4

Главный герой – Нико Беллик, ветеран Балканской войны, приезжающий в США в поисках «американской мечты». Вместо этого он попадает в криминальный мир, где сталкивается с:

- Предательством (тема мести за события войны).

- Коррупцией (полиция, мафия, банкиры – все гнилые).

- Ложными идеалами (деньги, власть, статус – всё это иллюзия).

Отчасти напоминает фильм «Брат 2», «Город Грехов», «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Ронин», «25-й час».

-5

Финал игры неоднозначен – в зависимости от выбора игрока Нико либо мстит, либо отказывается от насилия.

Нововведения: что GTA IV дала игровой индустрии?

1. Реалистичная физика (Euphoria Engine)

-6

- Персонажи не просто падают, а цепляются за предметы, спотыкаются, реагируют на удары.

-7

- Машины деформируются как настоящие (в San Andreas они просто взрывались).

2. Живой город

-8

- Liberty City впервые была полноценным «героем» – люди реагируют на игрока, СМИ комментируют его действия.

- Радиостанции и ТВ-шоу (например, сатиричный канал Weazel News).

3. Новый подход к стрельбе и вождению

-9

- Прицеливание из-за укрытий (ранняя версия cover-shooter’а).

-10

- Машины стали тяжелее (в San Andreas они были «картонными»).

4. Мультиплеер – первый полноценный онлайн в GTA

-11

- 16 игроков в свободном режиме (для 2008 года – прорыв).

- Режимы Cops n’ Crooks, Deathmatch, Races.

Персонажи: кто запомнился больше всего?

-12

- Роман Беллик – двоюродный брат Нико, вечный неудачник, мечтающий о богатстве.

-13

- Мишель – девушка Нико, которая оказывается агентом ФБР.

-14

- Брюси Киббуц – пародия на хипстеров, помешанный на «экологичном» образе жизни.

-15

- Джейкоб – ямайский торговец оружием с уникальным юмором.

Как приняли игру? Восторг и… разочарование

-16

Хвалят за:

✔ Глубокий сюжет и персонажей.

✔ Атмосферу и детализацию города.

✔ Физику и реализм.

-17

Критикуют за:

✖ Слишком мрачный тон (после San Andreas ждали больше юмора).

✖ Отсутствие самолётов и обрезанный мультиплеер (на ПК позже исправили).

-18

Несмотря на это, игра продалась тиражом 25 млн копий и получила 98/100 на Metacritic.

Дополнения: The Lost and Damned & The Ballad of Gay Tony

В 2009–2010 вышли два DLC:

-19

1. The Lost and Damned – история байкерской банды.

-20

2. The Ballad of Gay Tony – гламурный ночной клуб и криминал.

Оба добавили новые миссии и оружие, которых не было в оригинале.

GTA IV сегодня – ностальгия или актуальная классика?

-21

- Физика до сих пор лучше, чем в GTA V (машины не «прилипают» к дороге).

- Сюжет взрослее и мрачнее, чем в V (многие считают его лучшим в серии).

- Портирована на ПК плохо – до сих пор требует модов для нормальной работы.

Вывод: почему GTA IV достойна внимания в 2025?

-22

Это была первая GTA, которая хотела быть не просто развлечением, а кино. Она доказала, что видеоигры могут быть глубокими, жестокими и философскими.

Если вы её пропустили – самое время попробовать (особенно с модами). А если играли – перепройти снова. Liberty City ждёт!

-23

Лично я столкнулся с проблемой запуска пиратки на своём ноутбуке... А потом довелось поиграть в GTA IV у друзей на Sony Playstation 3.

-24

Мне очень понравилась физика (чувствовалась разница между автомобилями), взаимодействие с телефоном. Прикольно, что прохожие реагируют на твои действия. Но вникнуть в сюжет - банально не хватило времени.

Так что я по прежнему фанател от GTA 3, про которую я писал в этой статье:

🚖 А вы помните GTA IV?

Делитесь воспоминаниями в комментариях!