Как всё началось
Идея, родившаяся у меня в 2018 году, выросла в масштабный районный проект с сотней участников, участием ГИБДД, волонтёров и бизнеса.
Этот проект стал наглядным доказательством того, как инициатива простых людей может изменить культуру безопасности на дорогах целого региона.
Но началось всё раньше.
В 2016 году я вместе с командой #СЗРБ организовал «День рыбака» в Волосовском районе — яркое событие в Сабске состоялось в июле.
Через пару месяцев после праздника я встретил свою любовь, и понеслось...
К тому моменту меня уже знали как организатора, который делает, а не говорит...
С тех пор за два года мы:
- Реализовали свыше 1000 заявок через приложение Решаем Вместе
- Обнаружили и добились сбора и вывоза тысячи кубометров ТБО
- Добились ликвидации десятков несанкционированных свалок
- Провели несколько Акций по сбору подписей за ремонт/строительство важных объектов безопасности на РЖД и региональных дорогах района с последующим их капитальным ремонтом
- Эффективная борьба с борщевиком и освещением данной проблемы
- Появилось много детских площадок в деревнях и поселках
- Организовали ЭКО-Патруль (в районе ловили тех, кто делал сброс мусора в леса/поля)
Мы сдвигали с мёртвой точки то, на что годами махали рукой.
Когда появляется гражданская инициатива, люди сначала смотрят настороженно.
Потом — видят результат.
И начинают присоединяться и помогать.
Это и есть главное: человек, который ещё вчера смотрел в окно на борщевик, сегодня уже знает, как его убрать и зачем ждать «ресурса», если можно взять и сделать это самостоятельно.
Вывозить мусор в леса/поля нашего района стало опасно и дорого.
Администрации такие люди должны быть интересны, но, увы, не все мыслят одинаково.
Ну да ладно. Их дело, их право.
Аналитика:
В районе почти не было социальной рекламы по безопасности на дороге в темное время суток, я видел лишь однажды на одном рекламном носителе, но он находился со стороны стены дома - в чем эффективность? Так и осталось для меня загадкой!
Активность ГИБДД в плане пропаганды — не системная и с малым ресурсом, в социальных сетях не представлены.
Администрация — не горела желанием сотрудничать и жила по принципу меньше активности, меньше хлопот.
У нас была команда. Были идеи. Была вера. И желание. Создавать.
Первая искра — 2018
С самого начала я решил — нужно вовлечь ГИБДД Волосовского района. Это их главная задача, а мы можем только помочь-направить.
У меня уже был опыт общения с Центральным Управлением ГИБДД по СПБ и ЛО — ещё в 2012 году, когда я был организатором-координатором Акции «Внимание, мотоциклист!».
На первой же встрече с ГИБДД инспектор отдела пропаганды сказала: «Антон, желание есть, а материала для раздачи — нет».
Так мы запланировали и провели первую совместную акцию #ВолосовоЗасветись — с поддержкой социально-ответственного бизнеса:
- АЗС "Петергофская Нефтебаза"
- ДОХОД’ Умные инвестиции
Световозвращатели сами себя не купят. Бизнес, которому не всё равно, — действует.
Мы раздавали браслеты и брелоки, световозвращаюшие элементы на улицах Волосово, памятки-инструкции в которых наглядно было изображено: На каком расстоянии водитель видит пассажира ночью без световозвращателя и с ним.
Мы разговаривали с пешеходами, объясняли зачем это нужно. Понимание было на очень низком уровне.
Это был живой контакт, настоящая работа с людьми.
Мы сталкивались с тем, что люди говорили:
Что это проблема водителей - не сбить пешехода, а не их!
Мы гнули свою линию - на дороге все равны и ответственность равная!
Говорили о том, что с 1 июля 2015 г пешеходы обязаны быть заметны на дороге в темное время суток вне населенного пункта и рекомендация в населенном.
Справка: Я много путешествовал на мотоцикле по разным странам, Скандинавия, а также Республика Беларусь и хочу отметить то, что люди без бликера на улицу не выходят, а во многих странах большие страны за провинность.
Рост поддержки — 2019
В Феврале 2019 мы повторили увеличив количество раздаточного материала и вовлечения активных граждан, но все это происходило только на улицах г. #Волосово
Подключался малый бизнес:
- Владелец маршруток не только закупил световозвращатели, но и вручал их пассажирам с объяснением: это было важно. Люди были в восторге от того, что безопасность была не только на транспорте, но и на улице и о них заботились.
- Парикмахерская в течении долгого времени своим клиентам вручала безопасность, потому что красивые и счастливые клиенты тоже нуждались в безопасности.
- В Аптеке выдавали брелоки покупателям
Постоянные партнёры снова нас поддержали. Мы благодарны.
Мы также сделали несколько телодвижений: написав электронные письма с вопросом: А будут ли наборы безопасности в магазине FixPrice
Магазин Fix Price стал завозить световозвращатели в город тем самым мы могли говорить где люди могут купить безопасность для себя и своих родных.
Наборы были недорогими и люди покупали их.
Информационный шум начал работать на нас. Люди писали:
«А когда у нас будет?»
«Почему только в Волосово?»
«А в Кикерино будет?»
«Сабск тоже хочет!»
«дер. Курск готова участвовать!»
«Клопицы требуют безопасности!»
Это был сигнал — пора расширяться.
Масштабная подготовка — 2020
К августу 2020 мы знали - готовим глобальную Акцию:
Снова координация с ГИБДД, написали инструкции, распределили роли,и мы пошли на одну хитрость:
Мы попросили родителей детей, чтобы они на родительском собрании озвучили пожелание:
Чтобы к ним в течении всей осени приезжал сотрудник отдела пропаганды ГИБДД и рассказывал про #ВолосовоЗасветись
Инспектор ГИБДД не вылезала из школ и детских садов. Но это ее работа и она делала ее хорошо, мы же в свою очередь давали ей материал.
Материал был разный, мы компоновали наборы, чтобы у детей был широкий выбор.
Просили инспектора давать световозвращаюшие элементы не только детям, а также их родителям, воспитателям и учителям.
Также: Мы попросили инспектора ГИБДД по району завести паблик в ВК и инсте для того, чтобы видеть как проходят акции и чтобы эффективно вести деятельность по пропаганде среди населения:
А также отчёт о проведенной акции 12.12.2020 г
Психолог составил скрипты общения с детьми и взрослыми.
Дизайнер, нарисовал афиши и стикеры с инструкцией для пешеходов. Типография распечатала.
Купили и напечатали жилеты для участников Акции.
Мы продумали всё: от подхода к людям до дизайна самих элементов:
Брелоки:
Машинки, футбольные мячики и маленькие жилетки — мальчикам
с животными, цветами, сердечками — девочкам
стильные значки — взрослым.
Поддержали нас:
- АЗС "Петергофская Нефтебаза"
- ДОХОД’ Умные инвестиции
- ЭКО-ТОЧКА
...и частные лица.
Мне нравятся смелые руководители и на тот момент я общался с главой, с одним из таких смелых и гибких людей.
Волхов + Засветись = #ВолховЗасветись подхватил наш импульс.
Там во главе стоял зажигатель — Алексей Брицун, глава администрации Волховского района, мотоциклист и человек, который знает цену безопасности.
Сейчас Алексей - глава Тихвинского района.
Он организовал и провел хорошее мероприятие - было ярко и безопасно. Вот, что значит Административный ресурс в руках смелого человека.
День Х —12 декабря 2020
12 декабря стал днём света — во всех смыслах.
- Более 12 000 световозвращателей
- Сотни жилетов для участников
- Десятки локаций - 22 деревни и поселений, на всех зебрах города #Волосово
- Тысячи счастливых пешеходов
Целые семьи были охвачены
Безопасность в каждый двор
Теперь их видно издалека! Они в безопасности!
У людей был выбор, взять то, что им действительно нравится!
И даже Пес теперь может бегать где хочет!
Родители знают где ребенку значок прикрепить!
Пешеходы брали для своих родных, а мы не жалели!
Акция продолжалась весь день с утра и до самого вечера
Видно было, что сотрудникам МВД этот движ нравится!
Участником акции мог стать каждый, нужно было только желание. Мы заранее готовили наборы, жилетки, инструкции.
Каждый хотел внести добро и безопасность в свое поселение.
Был ясный, морозный день, люди гуляли семьями и получали подарочки от нашей команды.
Мама сказала шапку надеть! А мы: Яркие значки!
Ловили пешеходов везде, в их привычных местах!
При выходе из электрички
По всему району дети маршировали в жилетах, читали стишки про #ВолосовоЗасветись
ГИБДД включала мигалки, у детей была возможность посидеть в патрульных машинах.
Дети были счастливы и запомнили этот день.
Волонтёры раздавали памятки, объясняли, как обезопасить себя в темноте.
У каждого был скрипт общения и прямая связь со мной потому что перед мероприятием мы разослали пресс релизы в СМИ федеральные и региональные
Организатор и пешеход!
Это был не просто день. Это был праздник, который сработал.
Люди начали менять поведение. Безопасность вошла в повестку.
А что потом?
После 2020 года эффект не исчез.
В 2021 и 2022 ГИБДД продолжало просвещать, пропаганда работала лучше, а Бизнес — поддерживал.
Волонтёры — ждали новых проектов.
Мы увидели главное: люди готовы, просто им нужно дать возможность присоединиться.
Онлайн-волна
Параллельно велась огромная работа в интернете.
Тогда была популярна и доступна Insta — и именно там шла волна вовлечения.
- Яркие посты
- Сторисы с улиц
- Лайвы с акций
- Упоминания по всей Ленинградской области
Это было мощно. Мы стали частью цифрового пространства, и именно это дало проекту #ВолосовоЗасветись устойчивость, доверие и охват.
Я благодарю каждого, кто принимал участие в Акции #ВолосовоЗасветись и рад, что люди посмотрели на личную безопасность с другой стороны.