Для российских подростков хотят снимать «правильные аниме». Мультипликационные сериалы о добре должны прийти на смену кровавому контенту, пишет «Парламентская газета». Более 70% родителей хотят, чтобы мультфильмы не только развлекали, но и воспитывали детей. Однако отечественная мультипликация пока не может полностью удовлетворить зрительский спрос. За последние годы снимаем по 8-9 мультфильмов в год, зарубежных проходит более 60, а соцсети закупают 1000 мультфильмов, в том числе китайских. Я понял суть этой статьи так, что «дайте денег на правильное, патриотическое подростковое аниме». Слово «аниме» надо будет заменить.
Сергей Михеев: Что касается мультфильмов, то это важная часть формирования образов и модели поведения подрастающего поколения. Агрессивно вторгающаяся иностранная мультипликационная продукция, которая уже давно не ассоциируется с детством, играет свою разлагающую роль. Это касается не только аниме, но и многого другого. Раньше назывались «мультфильмы для взрослых», а теперь под видом, что это мультфильмы, проталкивается разлагающая, развращающая, уродующая психику детей и подростков грязь. Я это сравниваю с тем, что на разных войнах (в том числе в Афганистане) встречались противопехотные мины, замаскированные под детские игрушки, ребенок брал якобы игрушку, и его убивало. Многие современные мультфильмы имеют такой же характер. Это символ деградации современной массовой культуры и символ скрытой педофилии, потому что развратить малолетнего – это и есть педофилия.
На мой взгляд, огромное количество аниме откровенно педофильские, имеют извращенно эротический подтекст, вид и содержание. Плюс они невероятно агрессивные: речь постоянно идет о насилии и нагнетается нездоровая магическая метафизическая тема (энергия, магия, колдуны, волшебники). Все это в души и мозги детей вносит опасную «кашу». Можно ли с этим что-то сделать? Наверное, можно, но это должно быть государственной программой.
Насчет того, что делает современная российская мультипликация. Отчасти она пытается подражать зарубежной, и это отвратительно, учитывая серьезные традиции нашей отечественной мультипликации. В основном, она занята изготовлением дешевых подделок, на которые без слез не взглянешь. Да, там нет агрессивного содержания, нет ничего неправильного, но они такие убогие, дешевые, неинтересные, и самое ужасное, что я видел, – это переделка «Ну, погоди!» в компьютерном виде. Я слышал, что «Союзмультфильм» под свое крыло взял «Сбербанк». Разве там денег нет, чтобы сделать интересные вещи с правильным содержанием? Конечно, есть. Значит, какие-то другие соображения.
То, что это задача правильная и актуальная, да. Деньги нужны, несомненно, но, видимо, их вкладывают не в то или не так.
По поводу импортной продукции: без некоей цензуры обойтись невозможно.
Что показывать, если такие «дыры»: наших мультфильмов снимается 8 в год, а нужно 68?
Сергей Михеев: Вложите деньги хотя бы на 20 мультфильмов, а тот поток, который сюда идет, жестко контролируйте. Это не значит, что надо всё запретить и закрыть, но какой-то отсев нужен. Был очень интересный мультсериал «Гора самоцветов» (режиссер: Александр Татарский), который показывает, какие самобытные таланты у нас есть. Вы помогите им, чтобы они не штамповали индийские дешевые компьютерные программы, а делали что-то интересное. У нас талантов, идей – море; просто надо им помогать. Я напомню, что один из классиков аниме Хаяо Миядзаки учился у советской (российской) мультипликации и считал своим кумиром режиссера Юрия Норштейна («Ежик в тумане»).
Мультипликаторы говорят, что есть проблема с кадрами: не учат на аниматоров. Слушатели делятся самыми лучшими мультфильмами из советской эпохи: ««Ежик в тумане» признан лучшим мультфильмом всех времен и народов, в этом году ему исполняется 50 лет». Если смотреть по детству, то этот мультфильм странный, не похожий на «Ну, погоди!», например.
Сергей Михеев: Он шедевр, но не развлекательный. У Норштейна много мультфильмов, но они не для младшего возраста. Хаяо Миядзаки считал Норштейна гениальным и в своих воспоминаниях писал, что где-то он попал на просмотр мультфильма «Снежная королева», и это подтолкнуло его стать аниматором. У нас шедевральная школа, а мы копируем дешевые программы! Почему это так? От жадности, потому что «замечательные» компьютерные технологии гораздо дешевле! Это всё искусственное, сделанное без души, но удобное в массовом производстве. Когда это касается воспитания детей, то важно понять: вы про жизнь или про смерть? Я считаю, что надо быть про жизнь.
По поводу советских мультфильмов: с ними тоже проблема - многие из них так и не отреставрировали. Всё деньги, деньги…
Слушатель пишет, что своих мультфильмов мало, что деньги и патриотизм не совсем совместимые вещи.
Сергей Михеев: Не совсем совместимые вещи – это патриотизм и стремление получить прибыль, а деньги можно применить во благо или во зло. «Не сотвори себе кумира» - эта заповедь среди заповедей Моисея стоит на втором месте. Если вы из денег сделали кумира, главную цель в жизни, то тогда с ними несовместимо всё честное и светлое; а если они просто инструмент, то вопрос: как вы его применяете? Например, благотворительные фонды работают на помощь бойцам СВО, на деньги, которые жертвуют люди. Без этих денег могли бы быть не спасены многие жизни. Поэтому вопрос: на что их тратить?