Не перестаю удивляться тому, что вот такое трогательное кино со смыслом проходит мимо, а в массы транслируется «Непосредственно Каха» и прочие «Летучие корабли», «Братья» и «Холопы». После чего наш зритель бьет себя пяткой в грудь и кричит, что российский кинематограф умер примерно в 80-ых и с тех пор больше ничего хорошего не снимают. Снимают. Просто почему-то не показывают. Тут есть послевкусие. Тут же думать надо. А зачем думать, когда можно включить шедевральное продолжение «Гардемаринов» - отсмеялся и забыл?
В общем, фильм, о котором я хочу рассказать, для тех, кто, как и главная героиня, хочет понять, куда уходит внутренний свет.Фильм о дружбе, такой же важной, как любовь. Дружбе, которая не продлилась, как верилось в юности, вечность.
🎬Свет (2023)
Татьяне Сергеевне (Елена Яковлева) скоро шестьдесят. Нам показывают милую женщину, такую, знаете, самую обыкновенную, просто ещё одно лицо в толпе – вязаная шапочка, простенький пуховик, дом, работа, работа, дом. С синдромом откладывания жизни на потом. Красивое платье висит в шкафу и ждет подходящего случая (который никогда не наступает), всегда Татьяна Сергеевна выбирает пломбир, отказываясь пробовать что-то новое и доверяя привычному вкусу.
Татьяна вовсе не одинока. У нее есть муж, взрослый сын, который давно живет отдельно от родителей, но навещает их время от времени. Сын, который внезапно уволился, чем огорошил маму. Потому что в её мире это не принято. Потому что искать себя или не быть привязанным к одной строчке в трудовой книжке всю жизнь – это вообще, как, и что люди скажут?
Тут есть конфликт поколений. Это видно и из разговора о работе, и из ссоры за ужином, когда сын просит выключить телевизор, не в силах слушать «правдивые» новости, а отец вскипает, ведь как иначе узнать «правду» о том, что происходит, не из этого вашего интернета же.
«А давай я буду, как ваше поколение? Я буду всю жизнь работать на нелюбимой работе, пахать, терпеть, терпеть, а потом я просто тихонько помру».
Татьяна Сергеевна вынуждена вовлекаться в подготовку к празднованию юбилея, но больше всего на свете ей не хочется этого пристального внимания, банкетов и тостов. И она с гораздо большим удовольствием провела бы время со своими подопечными. Татьяна сотрудник соцслужбы и работе отдает всю себя, предпочитая заботиться о других, чем уделить внимание своей жизни.
Но внезапно в её привычный мирок врывается прошлое, и воспоминания переносят Татьяну Сергеевну в 1975 год. Год, когда в её жизни ещё была Марина. Фильм условно поделен на две линии - зима 2020-ых и лето конца 70-ых. Таня вспоминает лучшую подругу. И эти воспоминания не только возвращают её в прошлое, которое она так долго и тщательно старалась забыть, но и помогают принять настоящее.
Таня и Марина со школьной скамьи - не разлей вода. Абсолютно разные девочки (двоечница и отличница), которые близки настолько, что частенько в незнакомой компании играют в подмену личности. Таня выдает себя за Марину, Марина притворяется Таней. Они знают друг о друге всё. По сто раз пересматривают «Романс о влюбленных» и хотят пронести свои тёплые чувства сквозь годы, и потом обсуждать внуков, сидя на лавочке. Такой идеальный идеал, в который искренне верят обе.
Но заканчивается школа, впереди институт, куда Марина легко поступает, а Таня нет. И самое главное – их отношения прерывает любовь. Стремительно и безжалостно. У Марины появляется парень, а Таня так и не сможет этого принять. Потому что дружбе присуща и та же ревность, и чувство собственности. Делить Марину с кем-то ещё? Это как? Но Марина отчаянно влюблена. Так, что сносит крышу. Раньше Марина растворялась в дружбе с Таней, теперь в постели с мужчиной. Конечно, Таня задвинута на второй план (а разве бывает иначе?), подруги ссорятся. Потом ещё раз. И что-то ломается.
У Марины (Милана Владыкина) яркая внешность, ум и эрудиция, парень и взрослые отношения. У Марины есть всё. Даже внезапная беременность. А у блёклой и глупенькой простушки Тани, максималистки Тани (Дарья Коныжева), мечтающей стать журналисткой и считающей себя обузой для своей матери-одиночки – ничего. Мама даже обещает ей купит модные туфли, если та каким-то чудом поступит, но чуда не случается. Таня винит весь мир в своих проблемах, не понимая, что в силах исправить многое.
И любовь Марины становится для Тани предательством, которое она сначала так и не смогла простить, а потом, очень скоро, было уже поздно, потому что мириться стало не с кем. И эту боль Татьяна несет в себе всю жизнь. Уже давно её личное, семейное счастье сложилось, а Марине всегда будет восемнадцать…
Режиссер фильма в одном из интервью рассказывал, что сценарий частично основан на реальных событиях и биографии его мамы. И этот собирательный образ простой русской женщины – как лицо эпохи. Сильная и одновременно беззащитная. Тащит на себе всё, пытается контролировать, но внутри зачастую разрушена.
«Люди старшего поколения, поколения моей мамы, они другие. Не умеют рефлексировать свои чувства, не понимают, что такое психологи, психотерапевты. Это люди, которые не особо умеют обращаться с травмами. Им кажется, что лучше поработать или выпить за столом — закрыли, замазали и спрятали».
Антон Коломейц