«Писатель-сказочник должен быть большим фантазером, чтобы его сказки читали»
Писатель Александр Вайц
Андрей Копылов родился в 1973 году в городе Свердловске. В 2003 году закончил УралГАХА по специальности архитектура. В настоящее время строит с ребятами из крапивинского отряда «Каравелла» настоящие яхты и пишет книги.
Архитектор, педагог, писатель, член Союза детских и юношеских писателей, лауреат Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина в номинации «Выбор детского жюри».
АНДРЕЙ КОПЫЛОВ: «Я – человек с богатым воображением, всегда любил что-то придумывать и с детства пытался записывать, то, что я придумывал…»
Ведущий: Андрей, ты родился в Екатеринбурге, потом жизнь закинула тебя в Казахстан, потом ты снова вернулся на Урал. Как произошла такая удивительная история?
Андрей: С одной стороны – это довольно банальная ситуация. Я – сын военного. Мой папа был летчиком, и мы часто переезжали. А с другой стороны, если посмотреть, это действительно история интересная. Родился я в городе Свердловске, и буквально сразу же, мы всей семьей уехали в Венгрию, в замечательный город Будапешт, где я и прожил свои первые годы жизни. Потом мы вернулись на Урал – в город Троицк в Челябинской области, оттуда мы на некоторое время опять вернулись в Свердловск, где я поступил в первый класс в 120-й школе (1) в районе Южного автовокзала. Оттуда мы уехали в Монголию, в город Туланбатар, а уже оттуда попали в Казахстан, где
мы благополучно жили до тех пор, пока не распался Советский Союз. И мы, можно сказать, вынужденно вернулись на мою родину. Это уже было в 1990-х годах, и с тех пор я живу здесь, можно сказать, коренной Екатеринбуржец.
– Самое яркое воспоминание, связанное с нашим городом?
– Это хороший вопрос, потому что мне сначала казалось, что нет каких-то ярких историй – вот идет себе жизнь и идет. А когда начал задумываться над вопросом, понял, что таких ярких историй на
самом деле много, но мы их не всегда замечаем и надо просто выбрать что-то наиболее важное, и для меня это было знакомство с Владиславом Петровичем Крапивиным.
Это знакомство произошло вначале не лично, а в виде книг, потому
что я не был знаком с творчеством Крапивина в детстве. Его первую книжку мне подарила моя супруга, когда мы познакомились, что тоже конечно же было ярким событием. Потом, совершенно неожиданно, я привел сына в отряд «Каравелла» (2) и с Владиславом Петровичем не просто познакомился, но даже, можно сказать, вошёл в семью – бывал у него дома, ночевал… Для меня это невообразимое событие, когда ты можешь со своим определенным кумиром – знаменитым писателем стать хорошими знакомыми.
– Твой жизненный путь достаточно интересен. Ты начинал учиться на
военного летчика, в армии ты был связистом, даже устраивался работать по этой части, закончил архитектурную академию, потом стал педагогом «Каравеллы», а сейчас ты еще и детский писатель. Что тебя натолкнуло на мысль стать писателем?
– Мы с сыном, когда отмечали какой-то профессиональный праздник,
начали считать сколько профессиональных праздников я могу отмечать, за 50 мы где-то насчитали, потому что я и спортом разным занимался и работал в разных сферах пока не окончил архитектурный институт (3).
Тут опять, получается, моя судьба связалась с Советским Союзом, на
тот момент уже разваливающимся. Как сын военного я не представлял себе другие возможности, кроме как быть военным, защищать свою страну. Я поступил в прекрасное военное училище, учился, но страна распалась. Военные летчики стали стране, в какой-то период не нужны, настолько, что училища закрывались, и я оказался выброшенный в гражданскую жизнь, не очень-то понимая, чем я хочу заниматься. Перепробовал много профессий самых разных, потом понял, что надо получать образование и пошел учиться. В архитектурную академию я поступал не столько потому, что считал, что хочу быть архитектором или что из меня получится хороший архитектор, а потому что единственное, что я более-менее хорошо умел – это рисовать, и у меня было неплохо с математикой.
Поэтому я выбрал этот путь, подумав, что туда и поступить будет проще, и учиться будет проще. И мне, в принципе, нравилось заниматься этой работой. Но вот когда я познакомился с Владиславом Петровичем Крапивиным, побывал на первых литературных конкурсах и даже поучаствовал в жюри, понял, что могу писать не хуже, даже лучше и почему-бы самому не попробовать.
Я – человек с богатым воображением, люблю что-то придумывать и я с детства пытался записывать, то, что я придумывал - мечты, которые у меня были. У меня, естественно, не получалось, но при этом по «литературе» у меня стабильно была пятерка, хорошие отметки за все сочинения. Когда я начал писать, это пошло само-собой, уже был жизненный опыт, я мог что-то донести и сформулировать те мысли, которые у меня были и стало получаться то, что не получалось в детстве. Как я уже говорил, столкнувшись впервые с этой профессиональной деятельностью, я сразу понял, что смогу не хуже, поэтому начал писать, начал участвовать в конкурсах. Большую роль в этом сыграл Владислав Петрович (Крапивин), потому что был момент, когда я ему жаловался: «Вот как-то у меня не получается, книги нигде не берут», он ответил: «А что ныть то, работай! Делай. Ныть все могут».
– Откуда черпаешь идеи для книг?
– В основном из головы, так как очень богатое воображение, но
иногда из интересных ситуаций, которые происходят в мире. Если брать книгу «Неведьмочка», то она родилась из разговоров на кухне с супругой, которая работает в библиотеке, о том какие интересные личности приходят к ним, какие интересные посетители бывают. Вот из этого разговора невольно родилась книжка.
– В комментариях в интернет-сети очень часто твои книги, особенно
про Альку (Цикл произведений «Звезда по имени Алька»), сравнивают с произведениями Кира Булычева. Как ты относишься к этому сравнению, и как вообще относишься к своим произведениям?
– К своим книжкам я отношусь трудно, предвзято. Как всякому творцу хочется написать лучше - что-то изменить, усовершенствовать. Бесконечный процесс. Меня даже супруга останавливает: «Хватит, хватит редактировать. Давай отправляй». А так, в какой-то мере, я, читая Булычева и Крапивина, подумал: «на самом деле, я могу по-другому и лучше». Я соизмерял себя с какими-то авторами, понимая, что я другой – могу что-то лучше делать, что-то по-другому, как мне кажется интереснее, а там уже читатель рассудит.
– Возвращаясь к Владиславу Петровичу Крапивину. У нас на Урале есть два больших мэтра литературы – это, собственно, Крапивин и Павел Петрович Бажов, которые у нас постоянно на слуху. Они оставили свой культурный вклад. Хотелось бы тебе самому встать с ними на одну линию, чтобы Урал ассоциировался еще и с тобой?
– Было бы приятно. Я никогда не соревновался с кем-то в этом плане,
не соизмерял себя вот так. Буду ли я как Бажов, Крапивин или кто-то еще. Есть много авторов, которые мне нравятся, и, если моё имя когда-то встанет с ними в один ряд мне будет очень приятно. Это здорово, быть в одном ряду с людьми, которых ты любишь и уважаешь.
– Сейчас твоя сказка «Неведьмочка» находится в процессе издания и близка к его завершению. Какие твои дальнейшие творческие планы? Будет продолжение «Неведьмочки» или уйдешь в какой-то другой жанр?
– Я очень люблю продолжения! Когда сам читаю, люблю истории с
продолжение, так как особенно досадно, когда хорошая история заканчивается. У меня и у первой истории, про Альку, есть много продолжений и к «Неведьмочке» уже есть. Я начал над этим работать, так как читатели, с которыми я общался, требовали развить линию енота – им очень понравился этот персонаж в книжке. Так
что сейчас я работаю над книжкой, где енота будет больше.
Менять жанр я не собираюсь. Мой жанр – это детская фантастика. Мне нравится. Мне в детстве очень нравилось читать фантастику, которая была специально для детей и сейчас нравится ее писать. Писать для взрослых, с одной стороны, вроде бы проще немного чем для детей – тебе не надо соизмерять, что тебя читают люди намного младше тебя. С другой стороны, для взрослых писать намного сложнее – они более предвзято относятся к творчеству писателя, в чем-то более искушенные читатели. Может быть, когда-то и до взрослой аудитории дорасту. Но, в целом, мне больше нравится детская литература.
– Облик нашего города в книгах используешь?
– Нет, не использовал и даже не задумывался об этом. Но кто знает,
я не зарекаюсь, может когда-то и Екатеринбург вплетется в мое творчество. Несмотря на то, что я пишу о будущем, было бы интересно представить Екатеринбург, каким он станет через 200, 300, 400 лет.
– По сколько я знаком с «Неведьмочкой» и ее читал, то мне кажется,
что сюжет этой истории вполне мог бы вписаться в наш исторический город.
– На самом деле там город не обозначен, поэтому может это и Екатеринбург.
– У каждого творческого человека бывают свои места силы, места
вдохновения. Есть ли у тебя такие места в нашем городе?
– Да. Есть одно такое маленькое место в нашем городе. Это такой
таинственный сад. Если вы знаете, есть такой косой дом, на улице Горького (4).
Там рядышком есть такой маленький сад с водопадиком, очень красивый, у меня оттуда очень часто бывают аватарки в социальных сетях. Мне очень нравится это место, несмотря на то что это самый центр города, там обычно очень мало людей, по крайне мере в рабочие дни. Там очень уютно. Когда туда попадаешь – ощущение, как будто ты и не в городе вообще.
– В силу своего высшего образования – архитектурного, ты специализируешься на архитектуре малых форм, но как профессионал, дай пожалуйста оценку архитектуре нашего города, так как она у нас очень разноплановая.
– Как профессионал я знаю, что иногда люди архитектуру критикуют –
что-то людям нравится, что-то не нравится, в том числе и мне. Но как раз, с профессиональной точки зрения, я могу сказать: чтобы не происходило в любом городе с архитектурой – это всегда, нормально, хорошо и интересно. Бывает мы, что-то теряем, когда сносят какие-то памятники, как нам кажется, очень важные. Бывает - находим, когда реально строится что-то интересное. Чтобы не происходило с архитектурой – это хорошо. Замечательно видеть, как город меняется. Что-то сохраняется – это тоже нужно. Не менее прекрасно, когда устаревшие здания меняются на современные, более востребованные. Глядя на Екатеринбург, у меня как у архитектора, часто возникают вопросы к тем, кто непосредственно проектирует наш город и к властям города, которые планируют. Но в целом я думаю это, в любом случае, хороший, позитивный процесс. Хорошо, что город меняется, так как город – это живой организм. Хуже,
когда ничего не происходит, когда у вас есть много старой архитектуры, которая потихоньку приходит в запустение и разрушается. Город живет.
– Насколько отличается город современный от того Свердловска,
которым ты его помнишь?
– Для меня лично поменялся не просто город… Был Свердловск – это
город моего детства – советский ламповый город, в котором была размеренная жизнь, появлялось что-то новое, менялось и двигалось, но сохранялась своя приятная атмосфера. А сейчас у нас есть Екатеринбург. Современный город. У него неоновые огни, небоскребы, громадные торговые центры, множество машин, чего не
было раньше. Это вот некий город будущего. Как я уже говорил, он меняется, растет и, мне кажется, все это к лучшему.
– Не смотря на все позитивные перемены, может ты бы хотел изменить в нем что-то радикально? То, что тебя в корень не устраивает в нашем городе.
– Как Екатеринбуржца меня в корень не устраивает транспортная
инфраструктура нашего города. Хотя я перемещаюсь на автомобиле, что кстати тоже вызывает вопросы, так как дороги у нас несмотря на то, что, в хорошем состоянии, но как-то они не планируются. Все застраивается жилыми домами, нет новых парковок. А уж городской транспорт, опять же сравнивая со Свердловском, во многом даже хуже стал. Хотелось бы новых трамваем, новых трамвайных
маршрутов, новых веток метро. Чтобы появилось больше пешеходных зон и парков. Хочется, чтобы в этом плане мы больше развивались, вкладывали наши средства и умения.
– Переходим к нашему «ТОП 3». Назови, пожалуйста, три своих любимых культурных места нашего города.
– Я вообще по натуре домосед, хотя культурно отдыхать люблю. У меня всегда любым театром был Театр Музыкальной комедии (I), с детства так повелось. В принципе мне нравится комедия, нравится, когда действие заканчивается хорошо, хоть я в театр Драмы (5) и хожу, но театр Музкомедии мой любимый.
Вообще, такой небольшой еще экскурс в историю, я очень музеи люблю. И я с детства помню, когда мы вернулись в Екатеринбург, когда я был школьником, мы ходили тогда в Краеведческий музей. Он тогда был в помещении храма недалеко от Зеленой рощи. Очень мне нравился этот музей. Сейчас он называется «Музей природы Урала» (II) и находится на «Плотинке». Мы с сыном туда ходили, когда он уже достаточно подрос, и я часто туда возвращаюсь, как в детство. И вообще я очень люблю различные парки у нас в городе. Пока я
был помоложе, я любил природу дикую: походы, сплавы, а сейчас меня больше притягивают парки, скамеечки. Видимо возраст начинает сказываться. Как архитектору, мне кажется каждый город должен иметь много парков, потому что каменные джунгли – это хорошо, нет пыли и грязи, но нужно иногда возвращаться к природе, хотя бы вот такой культивированной человеком. В этом, по-моему, так сказать, настоящий человек и заключается, чтобы не просто уничтожить, а обязательно должен быть какой-то контроль, надо отвечать за ту природу вокруг нас. Без этого мы многое потеряем.
– Три любимых ресторана, кофейни?
– Вот в рестораны и кофейни я редко хожу. У меня есть один любимый
ресторанчик на ВИЗе, называется «Малиновка» (III). Он сделан в
стиле фильма «Свадьба в Малиновке». Мне нравится. Там очень хорошая кухня, и сам он очень такой кулуарный, небольшой.
Мне еще нравится, может быть, знаете, появились год или два назад, «Пышечная №1» (IV) на улице Луначарского возле Областного Дома офицеров. Там пышки, вот прям как в детстве. Правда в детстве мы ходили есть пышки, примерно-таки же, ближе к железнодорожному вокзалу. А сейчас хоть и дальше от вокзала, но они снова есть
и не в одном месте. Я люблю, кстати, есть пышки, для меня это тоже такое место притяжения.
– И чтобы ты мог отнести к брендам нашего города?
– Мне бы хотелось, и я надеюсь, что от части так и есть, чтобы
Крапивин (Владислав) и «Каравелла» (V) были одним из
главных брендов города. Иногда мы сталкиваемся с тем, что, имя Крапивина недостаточно афишируется в нашей жизни, и так было и раньше, пока он был живой. Для меня это было странно, у вас в городе живет живой классик, и вы как-то не цените это. И отряд «Каравелла» - такая уникальная организация, чей опыт было бы хорошо транслировать, чтобы все люди знали, что есть такая организация.
Конечно же один из брендов Екатеринбурга, Урала в целом – это
уральский рок (VI). Я люблю музыку, и мне кажется, нет ни одного человека, который бы не знал рок-группу, рожденную на Урале.
А еще есть, как мне кажется, немного забытый символ. Раньше это
очень звучало. Это фестиваль фантастики «Аэлита» (VII), который проводился под эгидой журнала «Уральский следопыт». Насколько я знаю, сейчас этот фестиваль прекратил свое существование в последние пару лет. Надежды, что он снова появится, конечно, есть, но очень хотелось бы, что бы этот бренд так же звучал, потому что очень многие великие, сейчас, писатели-фантасты прошли через этот фестиваль и было бы обидно, если бы он просто канул в лету.
– И я думаю, это было бы большое подспорье для начинающих писателей в этом жанре.
– Да, в том числе.
– В завершении нашей беседы, что бы ты мог пожелать нашим
читателям?
– Буду краток. Любите свой город, делайте его лучше, и мы будем
жить в самом лучшем городе на Земле.
Объекта и бренды города из «ТОП 3»:
I. Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии – г. Екатеринбург, просп. Ленина, д.47
II. Музей природы Урала – г. Екатеринбург, ул. Горького, д. 4
III. Ресторан Русской кухни «Малиновка» - г. Екатеринбург, ул. Металлургов, д. 6А
IV. «Пончикова и пышечная №1» - г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 38
V. Пресс-центр и парусная флотилия «Каравелла» имени Аркадия Гайдара (в настоящее время Центр гражданско-патриотического воспитания «Каравелла»). Основан в 1961 году детским
писателем В.П. Крапивиным. – г. Екатеринбург, ул. Февральской революции, д. 11.
VI. Имеется ввиду представители Свердловского рок клуба – творческого объединения музыкантов 1986-1991 годов
VII. Всероссийский фестиваль фантастики «АЭЛИТА». В своё время учредителями премии «Аэлита» в области литературной фантастики выступили журнал «Уральский Следопыт» и Свердловское отделение Союза писателей РСФСР.
Места города Екатеринбурга, упоминаемые в тексте:
1. МАОУ Гимназия №120. – г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 71
2. Пресс-центр и парусная флотилия «Каравелла» имени Аркадия Гайдара (в настоящее время Центр гражданско-патриотического воспитания «Каравелла»). Основан в 1961 году детским писателем В.П. Крапивиным. – г. Екатеринбург, ул. Февральской революции, д.11.
3. Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова – г. Екатеринбург,
ул. Толмачёва, д. 24
4. Доходный дом купца В.И. Чувильдина – г. Екатеринбург, ул. Горького, д. 14А
5. Свердловский Академический театр драмы – г. Екатеринбург, Октябрьская площадь, д. 2
Автор: Дмитрий Василика © "Импульс города", Василика Д.А., 2025 год