Продолжение
Начало тут :
Стихийные протесты против сухого закона от случая к случаю возникали в разных регионах Советского Союза. Но бунт в Свердловске в 89-м принял угрожающие масштабы. Возмущенная толпа вышла на пути и перекрыла трамвайное кольцо.
Его особенность в том, что вагоны заезжают с четырех направлений. И здесь сходится большинство трамвайных маршрутов. Когда люди оказались на рельсах, они, по сути, заблокировали движение не только в центре, а и сразу в нескольких районах города. Многим в этот день пришлось добираться до дома пешком.
Пассажиры общественного транспорта, узнав, в чем дело, присоединились к бунтовщикам. Протест перерос в массовые беспорядки. Люди начали останавливать машины и бить стекла. Личный автомобиль тогда не каждый мог себе позволить. Протестующие думали, что в них сидят директора магазинов или чиновники. Милиция оказалась не способна повлиять на ситуацию.
Толпа стала оказывать сопротивление, заявляя: «Мы рабочий класс, мы тут все металлурги, нас не сожмёшь, не сотрёшь в порошок, нашу волю вы должны выполнить и услышать». Когда одного из участников бунта, разбившего лобовое стекло автобуса, задержали, выручать его бросилось полсотни человек.
Чтобы освободить проезжую часть, милиционеры пригнали на площадь машину с мощными усилителями звука. Из них неслось требование освободить дорогу.
Протестующие, которые уже успели вооружиться палками и камнями, потребовали колонки выключить. Но почему внезапный всплеск эмоций разросся до бунта? Среди митингующих в Свердловске были люди, которые будто специально подогревали толпу.
Для того чтобы человек пошёл громить магазины, или для того, чтобы люди организованно собрались на центральной площади города, или для того, чтобы люди взялись за руки и стали перекрывать движение автомобилей на улице, должен быть заводила, должен быть какой-то лидер. Нашлись специально обученные люди, провокаторы, как тогда говорили, которые стали настраивать толпу на не просто бунт относительно нехватки того или иного товара. В общем-то, советского человека трудно было удивить дефицитом. Сколько стали выдвигаться уже политические требования.
По одной из версий, нехватка спиртного в крупном уральском городе была спровоцирована, чтобы подорвать авторитет Михаила Горбачёва.
Якобы за этим могли стоять сторонники Бориса Ельцина. Избранный в 89-м году народным депутатом СССР, до этого он почти 10 лет руководил Свердловской областью, а затем возглавлял Московский горком.
Но какие политические выгоды мог получить Ельцин от протеста в Свердловске? Мог ли водочный бунт способствовать его карьерному росту? Работая в Москве, Борис Ельцин антиалкогольную кампанию полностью поддерживал.
Советские лидеры в большинстве своем не были трезвенниками. Никита Хрущёв всем другим напиткам предпочитал коньяк и водку, а из закусок уважал сало и соленье. Важную роль выпивка играла и в жизни Леонида Брежнева.
Ну, партийная элита, как и все нормальные люди, предпочитала любые напитки, только качественные. Пили и водку на приёмах, например, и коньяк, естественно, и хорошие марочные вина. Всё это, естественно, было не чуждо советской элите. В мае 1974 года Брежнев привёз на охоту находящегося с визитом в СССР госсекретаря США Генри Киссинджера.
После того как они взяли кабана, генсек предложил отметить этот успех. На столе появились батон белого хлеба, полбуханки черного, колбаса, сыр, огурцы, помидоры и бутылка «Столичной». Брежнев, увидев все это, весело произнес: «Ну что, Генри, приступим? И не сиди без дела, бери нож и режь колбасу». Киссинджеру перевели, и он, не мешкая, взялся за работу. Под водку Брежнев и Киссинджер обсуждали насущные проблемы в отношениях двух стран.
Советской партийной элите были доступны и импортные алкогольные напитки. Особенно ценились французские коньяки и шотландские виски. Из советской водки лучшей считалась продукция завода «Кристалл». Она выпускалась в том числе и на экспорт.
Рядовые граждане брали что-нибудь попроще. Пшеничную или русскую. Эти марки имели особую пробку. С язычком. Открывать такую бутылку было просто и удобно. Без ножа. Достаточно было потянуть за язычок. В народе этот вид пробки называли «бескозырка». Уж очень она напоминала головной убор моряков.
В Советском Союзе алкоголь покупали не только любители выпить
Традиция отблагодарить рюмкой водки за услугу в стране была частью культуры. Стопку-другую хозяйка наливала соседу, который помог вскопать огород или нарубить дров.
Несколько бутылок водки помогали пробиться без очереди в автомастерскую. А вот в качестве платы за билеты в театр использовали коньяк или шампанское. Также обычно благодарили хороших врачей.
К 80-м бутылка беленькой стала самой крепкой советской валютой. Вместе с дефицитом алкоголя в стране возникла и острая нехватка сигарет. Главной причиной стало закрытие на ремонт большинства табачных фабрик.
Одна версия заключается в том, что действительно это делали чиновники, которые хотели саботировать процесс перестройки и тем самым поставить палки в колеса Михаила Сергеевича Горбачёву, а другая версия заключается в том, что, наоборот, это делали сторонники перестройки, которые хотели тем самым подстегнуть процессы снизу.
Тем временем бабушки на улицах продавали окурки по 5-10 копеек за штуку или банками по 2-3 рубля.
Волна табачных бунтов прокатится по стране летом 90-го.Люди будут останавливать трамваи, жечь костры. В Москве жители перекроют Щелковское шоссе, а в Ленинграде — Невский проспект. Почти все, как в Свердловске в декабре 89-го. Тогда хулиганов, которых задержали за разбитые стекла машин, тем же вечером отпустили из участков.
А к митингующей толпе вышли руководители города и области. Они попытались успокоить людей, пообещав, что спиртное в магазины доставят из резервного фонда. Но собравшиеся теперь выдвигали и другие требования.
Народ скандировал «Долой КПСС», требовал отменить шестую статью Конституции о руководящей роли партии. Звучал и лозунг «Ельцина в президенты СССР». Стихийный протест в Свердловске обострил кризис руководства в регионе. На поверхность вышли разногласия между консервативным областным начальством и сторонниками реформ в Горкоме.
Область была настроена на какую-то зачистку протеста, а городские власти наоборот. Они сказали, что граждане имеют право высказаться, и сами своими силами помогли организовать митинг. Ну, например, они, собственно, соорудили трибуну. Использовались мегафоны, громкоговорители.
Возможно, городским властям народный протест был на руку.Они сами хотели раскачать ситуацию и показать Москве, что Обком уже не держит Свердловск под контролем.
Так к каким переменам во власти привел водочный бунт? И чем он закончился?