Найти в Дзене

Выставка «‎Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»‎ в Русском музее

«Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» - первая ретроспективная выставка работ художника за долгое время. Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге и продлится до 23 июня 2025 года. В статье будет представлена информация об известном живописце и о полотнах, которые можно увидеть на выставке. Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - известный русский художник-живописец, новатор, мастер исторической, фольклорной живописи, основоположник неорусского стиля, сказочного и фольклорно-этнического жанров, а также создатель стилей и направлений в религиозном искусстве, театрально-декоративном искусстве и архитектуре. Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея, вход со стороны набережной канала Грибоедова. На выставке представлено около 120 работ Виктора Васнецова, собранных из различных музеев страны, включая Третьяковскую галерею, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Русский музей и другие. Выставка разделена на несколько т
Оглавление

«Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» - первая ретроспективная выставка работ художника за долгое время. Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге и продлится до 23 июня 2025 года.

В статье будет представлена информация об известном живописце и о полотнах, которые можно увидеть на выставке.

О художнике

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - известный русский художник-живописец, новатор, мастер исторической, фольклорной живописи, основоположник неорусского стиля, сказочного и фольклорно-этнического жанров, а также создатель стилей и направлений в религиозном искусстве, театрально-декоративном искусстве и архитектуре.

Автопортрет, представленный на выставке
Автопортрет, представленный на выставке

О выставке

Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея, вход со стороны набережной канала Грибоедова.

На выставке представлено около 120 работ Виктора Васнецова, собранных из различных музеев страны, включая Третьяковскую галерею, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Русский музей и другие.

Выставка разделена на несколько тематических блоков.

Богатырская тема

1. Баян

Выставку открывает полотно «Баян». Баян - имя певца из произведения «Слово о полку Игореве», на картине его можно наблюдать справа. Также на высоком холме расположены воины, в центре можно увидеть князя Игоря с сыном, которые слушают вдохновляющие песни перед предстоящим боем. Сложно сказать, связывал ли Васнецов своё полотно с данной поэмой, но общность идеи чувствуется.

«Баян», 1910 г.
«Баян», 1910 г.

2. Витязь на распутье

Данное полотно было написано под влиянием былины «Три поездки Ильи Муромца». Богатыря изображен в момент раздумья перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».

«Витязь на распутье», 1882 г.
«Витязь на распутье», 1882 г.

3. Богатыри

Полотно, которое, мне кажется, знают все, впечатляет своим размером 295,3 × 446 см. Над данным произведением Васнецов работал около 20 лет. На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич (слева), Илья Муромец (в центре) и Алёша Попович (справа).

«Богатыри», 1881-1898 гг.
«Богатыри», 1881-1898 гг.

4. После побоища Игоря Святославича с половцами

В основе картины лежит сюжет из произведения «Слово о полку Игореве», где показана гибель дружины Игоря.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» , 1880 г.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» , 1880 г.

Отдельно хочется отметить, что на всех полотнах богатырской темы очень хорошо передана русская природа, в частности, бескрайние степи, холмы с растительностью.

Русские сказки

1. Иван Царевич на Сером Волке

Основой картины послужил эпизод народной «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке». Цитата: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича».

На картине можно увидеть определённое противоборство тьмы и света. Благодаря мрачному лесу можно почувствовать страх и тревогу, а увидев цветущее дерево и главных героев, сидевших чуть обнявшись, можно предугадать, что историю ждёт счастливый конец.

«Иван-царевич на Сером Волке», 1889 г.
«Иван-царевич на Сером Волке», 1889 г.

2. Царевна-лягушка

Чудесное полотно создано по сюжету одноименной народной сказки. На картине представлена сцена пира – третьего испытания, устроенного царем для жен своих сыновей: царевна пляшет, музыканты задорно играют, а по прозрачному голубому небу плывут кучевые облака. Задорная и светлая картина входит в цикл произведений «Поэма семи сказок».

«Царевна-лягушка», 1918 г.
«Царевна-лягушка», 1918 г.

4. Сирин и Алконост. Птицы радости и печали.

На полотне изображены мифические райские девы-птицы Сирин и Алконост, которые встречались в византийских и русских средневековых легендах. Алконост – воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе. У фантазийных птиц вполне реалистичные женские лица, на которых хорошо переданы эмоции.

«Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», 1896 г.
«Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», 1896 г.

5. Царевна-Несмеяна

Ещё одна картина из цикла произведений «Поэма семи сказок». В основу картины лег сказочный сюжет о Царевне Несмеяне. Царевну ничто не радовало и не веселило, поэтому царь пригласил во дворец женихов, чтобы они рассмешили его дочь. В награду он обещал отдать царевну в жены.

«Царевна-Несмеяна», 1916 г.
«Царевна-Несмеяна», 1916 г.

6. Алёнушка

Знаменитая Аленушка родилась у Васнецова в период пребывания в Абрамцево и близ лежащей Артынке, где художник встретил крестьянскую девушку с печальным взглядом и местную природу, которые вдохновили его на эту картину. Многие видят сказочный дух в картине и связывают её со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

«Алёнушка» , 1881 г.
«Алёнушка» , 1881 г.

7. Снегурочка

Картина «Снегурочка» была создана Виктором Васнецовым по мотивам одноименного домашнего спектакля Абрамцевского кружка по пьесе Александра Островского (1882). Затем в Русской частной опере Саввы Мамонтова был поставлен оперный спектакль «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова (1885). Обе постановки шли в оформлении Васнецова.

Снегурочка в зимнем наряде изображена на опушке заснеженного густого леса, на небе можно наблюдать легкие намеки на северное сияние

«Снегурочка», 1899 г.
«Снегурочка», 1899 г.

8. Ковёр-самолёт

Картина была создана по заказу С.И. Мамонтова для оформления кабинета руководства Донецкой железной дороги. На самом деле в картине заложен аллегорический смысл, иллюстрирующий возможность скоростного перемещения транспорта в пространстве.

«Ковёр-самолёт» , 1880 г.
«Ковёр-самолёт» , 1880 г.

Бытовой жанр, портреты, пейзажи

1. Царь Иван Васильевич Грозный

На полотне изображён царь Иван Грозный, стоящий на ступеньках в своих палатах с посохом в левой руке и буквально смотрящий на зрителя. Виктор Васнецов прекрасно передал всем известный психологический портрет царя.

«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 г.
«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 г.

2. Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)

Картина написана в период пребывания художника в Париже, где были очень популярны балаганные представления, которые мы можем наблюдать на картине.

«Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» , 1877 г.
«Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» , 1877 г.

3. Нищие певцы

На полотне изображена группа нищих слепцов, которые поют духовные песни возле церковной ограды, а прихожане их внимательно слушают.

«Нищие певцы», 1873 г.
«Нищие певцы», 1873 г.

4. Затишье

На пейзажной картине изображена девушка, сидящая на берегу озера, по которому плывут три лебедя. По мотивам полотно очень похоже на картину «Алёнушка» только изображенную издали.

«Затишье», 1881 г.
«Затишье», 1881 г.

Религиозная тема

Как известно, Виктор Михайлович более десяти лет работал над оформлением Владимирского собора в Киеве. На выставке представлена композиция, которая позволяет оценить внутреннее убранство собора. Согласно семейной легенде, Богоматерь с Младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены и сына.

Виртуальное убранство Владимирского собора в Киеве, 1896 г.
Виртуальное убранство Владимирского собора в Киеве, 1896 г.

Также на выставке представлен масштабный триптих, который служил эскизом для росписи собора.

Также мне очень понравилась картина со светлым образом Богоматери с младенцем, которая послужила эскизом для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте.

Заключение

Больше всего мне понравились полотна на богатырскую и сказочную тематики, а религиозные и бытовые полотна стали открытием в творчестве Васнецова. Многие произведения были знакомы ещё из детства и школьных лет, приятная ностальгия и воспоминания. Выставка не очень большая, не утомляет. Из минусов могу выделить небольшое пространство между картинами, что при большом количестве людей препятствует комфортному просмотру полотен.