Найти в Дзене
Baumit Russia

Дом Наркомфина в Москве — шедевр конструктивизма

В 1930 году в Москве на Новинском бульваре, 25 появился уникальный дом, образец советской архитектуры и авангардизма первой половины XX века. Проект «Дом Наркомфина» собрал самые передовые на момент постройки решения в области дизайна и инженерии. В 2020 году в здании закончилась масштабная реконструкция, в которой применялись высококачественные материалы Baumit. Сейчас памятник архитектуры открыл свои двери всем желающим. Читайте также: 💡Гомельский областной театр драмы — величественный храм Мельпомены. Появление этого дома неразрывно связано с серьёзными социальными изменениями, происходившими в те годы в СССР. Перед архитекторами поставили задачу сделать идеальный дом для советских людей, который соответствовал бы новой жизненной концепции страны. В этот период стали появляться дома-коммуны, в которых сочетались жилые помещения, общественные зоны и места для отдыха. «Дом Наркомфина» стал образцовым проектом. Разработкой жилья для работников Народного комиссариата финансов СССР (Нар
Оглавление

В 1930 году в Москве на Новинском бульваре, 25 появился уникальный дом, образец советской архитектуры и авангардизма первой половины XX века. Проект «Дом Наркомфина» собрал самые передовые на момент постройки решения в области дизайна и инженерии. В 2020 году в здании закончилась масштабная реконструкция, в которой применялись высококачественные материалы Baumit. Сейчас памятник архитектуры открыл свои двери всем желающим.

Читайте также:

💡Гомельский областной театр драмы — величественный храм Мельпомены.

Фото предоставлено компанией «Баумит».
Фото предоставлено компанией «Баумит».

Коммунальная жизнь

Появление этого дома неразрывно связано с серьёзными социальными изменениями, происходившими в те годы в СССР. Перед архитекторами поставили задачу сделать идеальный дом для советских людей, который соответствовал бы новой жизненной концепции страны. В этот период стали появляться дома-коммуны, в которых сочетались жилые помещения, общественные зоны и места для отдыха.

«Дом Наркомфина» стал образцовым проектом. Разработкой жилья для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина) занялись архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров. Автором идеи возведения этого дома был Гинзбург, который активно занимался темой социального жилья, взяв за основу дореволюционные доходные дома. Свою концепцию он определял как опытный дом переходного типа, целью которого было постепенное приобщение людей к коммунальному быту.

Строительство заняло несколько лет (с 1928 по 1930 гг.), работы велись в ускоренном темпе и не без сложностей. Здание впервые возводили из монолитного железобетона — очень модного на тот момент материала. Дом построили на территории усадьбы Шаляпина, поэтому его поставили на «ножки», обеспечив проход под зданием. На фасаде использовали ещё одно ноу-хау, которое стало отличительной чертой советской архитектуры, — сплошное ленточное остекление.

Заложенная Гинзбургом концепция дома соответствовала новому укладу жизни советского человека и окружающему его коллективному быту. Здание состояло из трёх блоков: хозяйственного, коммунального, жилого. Изюминкой дома стала плоская крыша-терраса, где планировалось организовать сад и солярий.

Читайте также:

💡 Как дворец с башней вернул былое великолепие.

Фото предоставлено компанией «Баумит».
Фото предоставлено компанией «Баумит».

Всё для жизни — в одном доме

В построенном комплексе было всё для комфортной жизни — квартиры, детский сад и ясли, общественные пространства, библиотека, столовая, прачечная и спортивный зал. Коммунальный и жилой блоки соединялись между собой закрытыми переходами. Первыми жильцами стали чиновники и деятели культуры, которые на себе прочувствовали все особенности нового формата жизни.

В доме Наркомфина было несколько типов квартир, или ячеек, которые обозначались латинскими буквами. В них было довольно много пространства и очень высокие потолки — до 5,2 метров в гостиных. В доме было три типа квартир-ячеек:

1. На втором и третьем этажах расположены 9 двухъярусных квартир типа К площадью 78 м², предназначенных для больших семей.

2. Три этажа с 4 по 6 были отданы под 24 квартиры типа F площадью 36 м², рассчитанные на одного человека или на семью без детей.

3. Ячейки под названием 2F были расположены в торцах дома, по сути, это сдвоенные квартиры типа F с ванной вместо душевой.

Интересный факт:
На последнем этаже дома находилась квартира с выходом на крышу, построенная специально для руководителя Наркомфина РСФСР Николая Александровича Милютина — это был первый в стране пентхаус.
Фото предоставлено компанией «Баумит».
Фото предоставлено компанией «Баумит».

Как жилось в этом доме?

Несмотря на довольно просторные квартиры, к жизни в этом доме нужно было привыкать. Необычно было всё: и узкие коридоры-галереи, и встроенная мебель для экономии пространства. Для многих стало сложностью отсутствие в квартирах отдельных кухонь — предполагалось, что жильцы будут питаться в общей столовой.

Признаться, многие не оценили «кухонную» идею Гинзбурга. Люди жаловались на слишком тесное общение с соседями, многие начали заниматься перепланировкой квартир, семьи предпочитали есть в квартирах, а не в столовой. Со временем хозяйственный блок переделали под мастерскую главного архитектора, затем отдали детскому саду, а позже типографии.

Читайте ещё по теме:

➡️«Ворота Минска» — величественный архитектурный ансамбль в столице Беларуси.

Реставрация и новая жизнь

Люди не захотели подстраиваться под новаторский дом, в итоге зданию пришлось подстроиться под требования жильцов. В здании постоянно что-то переделывалось. С годами дом Наркомфина пришёл в довольно удручающее состояние, а в конце XX века его признали аварийным.

Восстановительные работы начались в 2017 году, проектом обновления руководили сын и внук архитектора, Владимир и Алексей Гинзбурги. Они столкнулись со множеством сложностей. В частности, нужно было восстанавливать стены, перегородки, окна, витражи, полы, вентиляцию, оригинальную цветовую гамму фасадов.

На таком ответственном объекте нужно было использовать только высококачественные материалы. К примеру, выбрали высокопаропроницаемую силикатную краску — Baumit SilikatColor. Она отлично подходит для защиты фасадов и отделки интерьеров. Состав можно наносить на старые и новые минеральные штукатурки, шпаклёвки, бетон. Краску рекомендуют к использованию в составе систем СФТК с наружными штукатурными слоями, для восстановления памятников архитектуры, реставрации и санации.

В тему:

💡Белорусский «Версаль»: дворцово-парковый ансамбль Булгаков.