Детективы, это такой жанр, который любят практически все. Советские детективы, на мой взгляд, это еще и определенная культурная ценность. Их невозможно даже сравнить с бесконечными современными российскими детективными сериалами, которые словно пекут, как горячие пирожки. И такое впечатление, что пекут именно "на коленке". У меня нет никакого желания пересматривать даже те немногие современные "картинки", которые я случайно увидела за последние годы. А советские фильмы я с удовольствием пересматриваю, даже зная сюжет наизусть. Чтобы в очередной раз восхититься филигранной игрой советских артистов.
1) "И это всё о нём", 1978 год, Режиссёр: Игорь Шатров
О! Для моего поколения это был резонансный фильм. После просмотра сериала, в классе образовалась очередь на книгу Липатова. Прочитали все. Ну нам, юным девушкам, была интересна линия Женя-Люда. И это свидание с воздушными шарами будоражило воображение и превращала грусть в безысходность. Никогда.
Лично мне книга понятней и логичнее. Но обаяние Леонова невозможно переоценить. И музыка Крылатова очень хороша! Да и в принципе, главное удалось передать. Психология человеческого социума и взаимодействие в нем отдельных индивидуумов. Тема вечная, между прочим. Раньше мы все были немного Жени Столетовы, друзья мои. А сейчас мы все немного Гасиловы, к сожалению...
2) "Дело Румянцева", 1955 год. Режиссёр: Иосиф Хейфиц
И здесь традиции советского детектива. Про людей. Без ребусов и головоломок. Сразу понятно, что виновный невиновен. Но сама ситуация, как индикатор, показывает "кто есть кто" в окружении героя. И вот уже обаятельный и милый Миша Снегирев (снова Леонов, но на этот раз он убедителен в отрицательной роли) легко предает товарища, вторя своей категоричной и властной красавице жене (Инна Макарова) (смотри заглавное фото). И получает заслуженное презрение товарищей.
Но моя самая любимая тема в этом фильме - это решение простого, угловатого и доброго паренька Павла Евдокимова (Геннадий Юхтин), взять "брата" - мальчика из детского дома. Сашка так искренне рад, что в его жизни появился взрослый "брат", что глаза щиплет.
Даже если смотришь в десятый раз.
3) "Дело № 306", 1956 год. Режиссёр: Анатолий Рыбаков
Это настоящий шпионский триллер, скажу я вам. Фильм, где можно посмотреть на актеров первой волны кинематографа - Ада Войцик, Валентина Токарская, Марк Бернес... И совершенно прелестная Людмила Шагалова в роли молоденькой советской мажорки. Да, представьте себе, были такие и в СССР. И никто этого не скрывал, в фильмах вот показывали.
Как и не скрывали наличие фашистских недобитков в стране. Некоторые из которых затихарились тогда и воспитали своих детей и внуков в идеологии абсолютного зла. Это они теперь вскидывают руку от сердца к солнцу, мнят себя выше прочих и по прежнему мечтают уничтожить нас с вами, друзья. В этом смысле фильм очень современен.
4) "Чисто английское убийство", 1974 год. Режиссёр: Самсон Самсонов
Некоторые считают, что фильм затянут. Две серии, практически в одном интерьере... Но у англичан этот сюжет растянули на целый сериал, так что у нас наоборот, все живенько! И мне этот фильм очень нравится. Именно вот таким, как есть. Мне даже нравится, что многих артистов переозвучили. Так, за Ирину Муравьеву говорит Алла Будницкая, например. И это делает ее Сюзанну немного иной. А как хорош там Георгий Тараторкин!
Но мой фаворит в фильме, конечно же Иван Переверзев (Бриггс, дворецкий). С возрастом, артист обрел благородство, а какая-то особенная стать у Переверзева была всегда. К моменту съемок у артиста начались проблемы со слухом, он читал партнеров по губам. И это тоже оказалось в плюс фильму - естественное физическое напряжение и собранность идеально легли в канву сюжета. Через 4 года после выхода фильма, Ивана Переверзева не стало, ему было всего 63 года. В фильме за дворецкого говорит Евгений Весник.
В целом, фильм получился именно английским, на мой взгляд. Казалось бы, просто декорации на киностудии "Мосфильм", а зрителю передается даже холод фамильного замка лорда Томаса Уорбека.
5) "Ищите женщину", 1982 год. Режиссёр: Алла Сурикова
Этот фильм если любят, то очень. Или не любят. Я из первых. Считаю этот фильм лучшей режиссерской работой Суриковой и могу смотреть с любого места, бесконечно. Восхищает не только работа актеров, но и безупречный профессионализм советских декораторов и костюмеров! Это ведь тоже снято в одном из павильонов "Мосфильм". Но для меня это такая же французская Франция, как английская Англия в предыдущем пункте.
Некоторых почему-то раздражает Софико Чиаурели. Но я именно такой вижу мадемуазель Алису Постик. Экзальтированной дамой, любопытной чудачкой, простодушной сплетницей с некоторым возрастным диссонансом. Чего стоит только ее "подсчет петель": "БАЦ! Один-один".
А как прекрасна здесь Людмила Дмитриева в роли влюбленной в босса мадемуазель Сюзанны Бриссар! Потрясающая в своей нелепости. И эта ее фраза, повисшая в воздухе: "Подождите! А кто же это все-таки убил Налестро?!"
Совершенно логичная и фантастически неуместная, как она сама. Ой, остановите меня, про этот фильм могу говорить долго... Проще пересмотреть.
6) "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей", 1981 год. Режиссёр: Игорь Масленников
Начну с некоторого разочарования. Утверждение, что британские критики считают Василия Ливанова лучшим Шерлоком Холмсом - миф. Там, конечно же отдают предпочтения "своим" экранизациям. Но для нас он лучший, без всякого сомнения!!! А для меня лучшим фильмом этого сериала является "Собака Баскервилей". Не без интереса просмотрела все сюжеты. Но пересматривать не захотелось. Ну разве что первую серию, иногда. Уж очень забавны обстоятельства знакомства сыщика с новым квартирантом Ватсоном. А вот "Собака Баскервилей" не надоедает. Никогда не переключу и буду смотреть с любого момента, до конца.
Великолепный актерский состав! Все на своих местах. И у меня создается впечатление, что им самим, вот прямо нравилось сниматься в этом фильме! Эти пьяные "орхидеи еще не зацвели", чередование страшного с забавным, английской чопорности и американской простоты и непосредственности, делают фильм особенным для меня.
7) "Деревенский детектив" 1969 год. Режиссёр: Иван Лукинский
Ну здесь даже нечего сказать. Одни восклицания. Михаил Жаров! Лидия Смирнова! Мне все фильмы про Анискина нравятся. Без исключения. Я даже статью отдельную про них писала ЗДЕСЬ
Но если уж выбирать один, то пусть тогда этот. Не цветной. Какой-то он самый деревенский что ли. Душевный. И артисты здесь моложе. И сюжетных линий больше. Чего только уполномоченный из района стОит (Юрий Смирнов), ради которого дочка Анискина надела "голу кофту и мимо юбку". И застолье это семейное: "Убери масло, когда сало на столе!" И сам сюжет такой прямо деревенский - аккордеон украли. Аккордеон! И ведь не по закону поступил милиционер-то. Не выполнил свои должностные обязанности. А про это на тебе, фильм сняли. В таком прямо "тоталитарном СССР" ( по мнению младоблогеров), а такие фильмы показывали. И "страшная цензура" крамолы не увидела... А потому что не было диктатуры никакой и цензура "страшной" не была. Гнусь не пропускали, да. А когда по совести, и по любви, то и по нашему значит. Смотришь фильм, как чистую воду пьешь, вот тебе и детектив!
8) "Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом", 1979 год. Режиссёр: Вячеслав Бровкин
Вот та же история, как и с Анискиным. Люблю "Следствие ведут ЗнаТоКи" нежно и преданно. Выделить один сюжет крайне сложно. Вот один из любимейших как раз "Подпасок с огурцом". На одном из ресурсов нашла вот такой рейтинг:
"Подпасок" здесь на третьем месте. Но я выбрала его еще и потому, что он (хоть и косвенно) имеет отношение к одному неприятному эпизоду в моей собственной истории. Я писала об этом ЗДЕСЬ
Друзья мои, а какие советские детективы нравятся вам? Есть ли ваши любимые фильмы в этом списке или у вас собственный ТОП?