Для начала, прежде чем говорить о метафоре фильма, расставим все точки над "и":
почему я не согласен с так называемым "НРЛ" у главной героини, которое
почти все из коллег, кого я читал, предположили у главной героини фильма
Элизабет Спаркл? И если я не согласен с такой диагностической
категорией, то какую я предлагаю взамен и почему?
Начнем с того, что в психоанализе нет понятия "нарциссического расстройства личности". Не охота читать сейчас лекцию о "нарцизме", поэтому буду краток: "НРЛ" - это больше психиатрический термин, который нагло эксплуатируют в поп-психологии, в психоанализе же считается, что "нарциссизм" или "нарцизм" в той или иной мере присущ всем нам (об это можете подробнее почитать в работах Фрейда: "Три очерка о теории сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1912), ну и, безусловно, в главной работе Фрейда по этой теме - "К введению в нарциссизм" (1914), также советую замечательную и довольно (относительно) простую для понимания работу Лакана "Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я" (1949)).
В истерической структуре Другой абсолютно необходим. "Я существую только в его желании. Я страдаю из-за того, что я — недостаточный объект для Другого."
Теперь смотрим на героиню "Субстанции":
1. Её тело — для Другого, а не для себя.
Элизабет страдает не потому, что ей "не нравится быть собой", а потому что её больше не хотят (она услышала в туалете, что ее хотят сменить на девушку помоложе).
Она хочет быть снова желанной для Другого, для публики, для общества, для камеры.
Это чисто истерический запрос: «Посмотри на меня! Желай меня!»
2. Другой не обесценен, а, наоборот, гипертрофирован.
Героиня верит в силу взгляда Другого: он может сделать её нужной или ненужной, желанной или нежеланной.
Итак, почему структура героини истерическая?
Потому что для героини важен взгляд Другого, и большая часть симптоматики происходит в теле.
___
Теперь простыми словами о фильме.
Слово "субстанция" (от англ. "substance") означает также "материя" (от англ. "matter"), что на слух очень созвучно с "mother" (рус. - "мама"). В одном из интервью режиссер фильма, Корали Фаржа, сказала: "Я не хотела отношений «мать — дочь» на экране, это было бы странно.", что только подтверждает мою гипотезу о том, что данная кинолента именно об этой истории: об истории отношений матери и дочери.
Но
начнем с начала. В первом же кадре мы видим, как в яичный желток
вкалывают шприцом какое-то вещество, в связи с чем происходит деление
этого желтка. Очевидна метафора деторождения. На это же намекает и лицо,
созданное этими двумя желтками, будто бы глазами появившегося
"инопланетянина". :)
Далее мы видим историю звезды на Аллее
славы, как ее создавали, возносили, а потом пачкали и обесценивали.
Далее Элизабет Спаркл (от англ. "sparkle" - "сверкать", "искриться",
"сиять" (на фильм "Сияние" было много отсылок, кстати), "блистать")
танцует на шоу, а по окончании представления выходит в красный коридор, напоминающий материнскую утробу (ее еще поздравляют с днем рождения).
Интересно, что женская "уборная" не работает, поэтому Элизабет заходит в
мужской туалет. Там она слышит, как продюсер говорит довольно прямо: "Мне нужна молодая, мне нужна сексуальная, нужна прямо сейчас".
Таким образом мы будто наблюдаем, что еще в утробе, в свой день рождения, она будто бы уже была нежеланна.
Но вот Элизабет родилась. У нее появилось имя. Она уже женщина в возрасте, у которой очередной день рождения и которой говорят "всё". Она попадает в аварию, где "по снимкам у нее все отлично и даже все зубы на месте", но ее доктор спрашивает, "не собирается ли она в отпуск".
Там же ассистент ей дает сыворотку. А после она видится с давним
знакомым, который от нее в восторге, но от которого не в восторге она.
Она вежливо берет его номер на бумажке, которая побыла в луже перед тем,
как быть врученной Элизабет, и они расстаются.
Не охота разбирать фильм по крупицам, но думаю, что суть уже начинает быть ясной. Она получает цветы с надписью "Спасибо за все эти годы, ты была невероятна".
Цветы - фаллический символ. Если предположить, что дом - это метафора
тела, то по сути это может символизировать зачатие. По тв идет
пропаганда деторождения. Она рожает ребенка этому отвратительному
продюсеру. Нам намеренно показывают все в таких ужасающих "красотах",
чтобы показать, насколько на самом деле ей отвратительно рожать, а также
насколько это тяжело для нее. А ей еще и говорят: "Вы одно целое". Она
пытается отмыться, но отмыться уже не получится. Девочка еще и на нее не
похожа: у девочки голубые глаза (у Элизабет зеленые. Как вам такое, все
еще смотрите на них как на двойников? :) ). Теперь любят ее, девочку с
милашным ути-пути именем Сью, а не Элизабет, которая рожала, чтобы
любили ее. Но деторождение не помогло. Теперь под светом софитов все
внимание приковано к Сью, а она, Элизабет - "блестящая" - Спаркл все еще
не у дел. Матери нужно подпитывать девочку, а девочке нужно
подстраиваться под мать. Но девочка нелюбимая, какой является и сама
Элизабет, а потому, чувствуя это, она начинает "красть у матери"
жизненную энергию (палец "Бабы-Яги"). Мать же злится за это на дочь еще
больше, получается замкнутый круг, из которого не выйти. Девочка
"убивает" мать, но сама становится худшей версией матери, выходя на
сцену перед Другим.
Таким образом, материнство не спасает, а лишь
усугубляет какую-то внутреннюю динамику матери, это важно доносить до
представительниц прекрасного пола любых возрастов.
___
Переходите в телеграм-канал https://t.me/psyandanalysis . В случае желания записаться на терапию или на супервизию, пишите на +420 774 657 107 (WhatsApp/Telegram)