В отличие от предыдущих героев ВОВ Парфентий Карпович Гречаный сражался с немецко-фашистскими оккупантами в лице их румынских союзников и погиб в этом сражении непосредственно на своей малой родине - на северо-западе Николаевской области в Первомайском районе. К сожалению о последнем бое героя Советского Союза Рувики даёт мало подробной информации и мне в связи с этим пришлось обратиться к украинской Википедии. Интересно, что последняя даёт информацию так, что у читателя может сложиться впечатление будто бы на Советскую Украину, воюющую со своими врагами как бы сама по себе, в 1942 году напала Румыния, и украинец Парфентий Гречаный боролся исключительно с румынскими оккупантами в ходе не Великой Отечественной войны, а в целом Второй Мировой. Совершенно очевидно, что подобный псевдоисторический нарратив появился в украинской новейшей историографии благодаря бесконечно выделяемым Украине евроатлантическим миром пакетам демократической помощи. Впрочем, понимая это, можно в информации по Гречаному спокойно отделить "мух от котлет", удовлетворив свой информационный аппетит исключительно "котлетами".
Рувики нам сообщает информацию, что активные агитационные и диверсионные действия подпольной организации "Партизанская искра" (которой руководил Парфентий Гречаный) против немецких и румынских оккупантов привели к аресту некоторых членов организации. Уже из украинской Википедии можно узнать, что среди подпольщиков находилось несколько предателей, работавших на врага. Они-то и сдали сначала нескольких подпольщиков местной румынской жандармерии. Этих подпольщиков в организации приняли решение вызволять, для чего решили напасть на жандармский пост в родном селе П. К. Гречаного Крымка (видимо на этом посту содержались арестованные подпольщики). Исходя из информации, предоставляемой украинской Википедией, можно сделать вывод, что подпольщики до самого начала боя не подозревали о наличии в их среде предателей, а поняли это уже во время боя. Собственно вот как об этом бое пишет украинская Вики:
"17 февраля 1943 года командир организации Парфентий Гречаный созвал на острове, расположенном на реке Кодыма в районе сел Катеринка-Крымка, летучее совещание комитета. Ее члены решили в первую очередь освободить товарищей, и только потом небольшими группами с оружием и запасом продовольствия пробиваться в леса. Несколько человек должны были остаться в селе для связи с Моргуненко и юными патриотами ближних сел. Тщательно обсудив план нападения на жандармский пост, восстановив по памяти расположение комнат, Кучер (видимо он имел отношение к "Партизанской искре", при этом официально работая на оккупационные власти; прим.моё) начертил схему. Операцию назначили на третий час ночи.
Согласно плану Александр Кучер должен был напасть на начальника жандармского Крымковского поста Кирилла Анушку, который в это время находился в своем кабинете, но Кучер, будучи предателем, вместо этого выстрелил в Гречаного. Выстрел оказался неудачным, пуля прошла мимо Гречаного. Гречаный понял измену Кучера и расстрелял его в помещении жандармерии.
На утро 18 февраля из Первомайска прибыл офицер Сигуранцы, который начал расследование обстоятельств дела. Имея список членов организации, пользуясь потерей связи между подпольной организацией, паникой среди населения и услугами завербованных агентов, жандармерия начала массовые аресты членов организации, их родственников и сообщников. В Голтянской жандармерии они подвергались ужасным пыткам. Несмотря на это, на каменной стене тюремной камеры сохранились две надписи, свидетельствующие о стойкости Искровцев: «Да здравствует Родина!" и "я не сказал ни слова".
28 февраля 1943 года 25 юных героев были расстреляны на окраине Крымки над берегом реки Кодыма. Связанные одной веревкой подпольщики падали друг на друга. Тех, что подавали признаки жизни, жандармы добивали прикладами. Три дня трупы лежали на поле, а затем были похоронены на скотомогильнике в 2 км от Крымки.
Парфентий Гречаный, которому удалось бежать, через некоторое время был выслежен румынами. 1 марта 1943 года, находясь в окружении, Гречаный застрелился на глазах оккупантов. 6 апреля 1943 года шестеро Искровцев были расстреляны у села Петровка, а 11 членов организации в апреле 1944 года казнены в Тираспольской застенке. Благодаря поднятому узниками восстанию на волю удалось вырваться Ефиму Ющенко, Ивану Герасименко, Михаилу Скибе и Николаю Остапенко. В живых осталось лишь семеро подпольщиков.
В июле 1944 года тела убитых подпольщиков были перезахоронены в парке, который они собственноручно посадили перед войной. На месте расправы нацистов с юными героями установлен памятный обелиск."
Вот мраморная табличка под этим обелиском:
На ней числится ещё один Гречаный инициалы которого К.Д., что наводит на мысль о гибели вместе с сыном отца.
Сегодня подробная память о героическом партизане-подпольщике Парфентие Карповиче Гречаном, как, впрочем, и всех героях ВОВ николаевщины находится в плену у украинских нацистов и это печально. А будет ли нашей страной совершено освобождение этой памяти? Неопределённость в этом вопросе меня лично сильно удручает.