Найти в Дзене

Прототип ВАЗ-2110, который вы не видели: что скрывала «десятка» в 1992 году и зачем ей был шильдик Chevrolet

История создания автомобиля ВАЗ-2110 — это путь длиной более десяти лет. Инженеры Волжского автозавода начали работу над принципиально новым проектом ещё в 1983 году, стремясь создать современное авто, которое могло бы составить конкуренцию западным аналогам. Но, увы, к моменту выхода в серию в 1996 году модель безнадежно устарела. Однако в процессе создания «десятки» появлялись интереснейшие прототипы — один из них сохранился до наших дней и рассказывает об альтернативной истории модели. Работа над проектом началась под индексом «2112», который позже сменили на более привычный нам «2110». Поиск дизайна длился годами, и только к концу 1980-х определились с внешним обликом — им стал кузов серии 300. Он почти не отличался от серийных ВАЗ-2110, но всё же имел ряд особенностей. Одним из самых необычных решений стали боковые стекла в передних дверях. Вместо привычного цельного стеклопакета инженеры выбрали конфигурацию с глухой форточкой и маленьким открывающимся стеклом. Такое решение сло
Оглавление

История создания автомобиля ВАЗ-2110 — это путь длиной более десяти лет. Инженеры Волжского автозавода начали работу над принципиально новым проектом ещё в 1983 году, стремясь создать современное авто, которое могло бы составить конкуренцию западным аналогам. Но, увы, к моменту выхода в серию в 1996 году модель безнадежно устарела. Однако в процессе создания «десятки» появлялись интереснейшие прототипы — один из них сохранился до наших дней и рассказывает об альтернативной истории модели.

Долгий путь к «десятке»

Работа над проектом началась под индексом «2112», который позже сменили на более привычный нам «2110». Поиск дизайна длился годами, и только к концу 1980-х определились с внешним обликом — им стал кузов серии 300. Он почти не отличался от серийных ВАЗ-2110, но всё же имел ряд особенностей.

Одним из самых необычных решений стали боковые стекла в передних дверях. Вместо привычного цельного стеклопакета инженеры выбрали конфигурацию с глухой форточкой и маленьким открывающимся стеклом. Такое решение сложно назвать удачным — оно вызывало вопросы даже у самих разработчиков. Зато кузов предусматривал люк в крыше, что было большой редкостью для отечественного автопрома.

Детали, которых не было в серийных моделях

Наружные дверные ручки опытного образца были уникальны — они не имели привычных выемок под пальцы, что делало их эксплуатацию не самой удобной. Интересно, что даже крышка бензобака получила вырез под палец, что говорит о проработке эргономики, пусть и в мелочах.

-2

Испытания автомобиля проводились не только в СССР. В 1992 году несколько экземпляров были отправлены в Канаду. Чтобы не привлекать лишнего внимания и не раскрывать происхождение тестируемых машин, вместо родного логотипа «АвтоВАЗа» на автомобили временно установили эмблему Chevrolet. Это был своеобразный «камуфляж», инициированный самими вазовцами.

-3

Канадские экземпляры отличались от оригинального прототипа: в них отсутствовал люк, остекление стало более привычным, но передние стекла всё же оставались уникальными — они не совпадали с серийными образцами. Несмотря на модернизацию, эти авто всё ещё выглядели экспериментально.

Единственный выживший экземпляр

Спустя десятилетия, в Республике Татарстан обнаружился редкий предсерийный прототип, который, предположительно, и был одним из тех автомобилей, что проходили испытания в Канаде. Несмотря на его плачевное состояние, автомобиль представляет огромную ценность как редкий артефакт из ранней истории «десятки».

Источник: drive2.ru
Автор: Kanisstra
Источник: drive2.ru Автор: Kanisstra

По внешнему виду машина почти не отличается от серийных моделей, за исключением всё тех же треугольных глухих форточек в передних дверях. Позднее от этого решения отказались, отдав предпочтение цельному стеклу. Также отсутствовало место под боковое зеркало — вместо него в своё время было установлено хромированное зеркало от ВАЗ-2106, о чём свидетельствуют отверстия в двери и старая фотография.

Kanisstra, пользователь портала Drive2.ru, обнаруживший этот экземпляр, отметил, что металл на кузове заметно толще, чем на серийных ВАЗ-2110, а передние подкрылки крепились без использования саморезов. Некоторые элементы (ручки, фары, фонари) соответствовали стандарту, но задний бампер имел другую форму под номерной знак.

Взгляд внутрь

Салон также отличался от серийной модели. Обивка дверей была полностью пластиковой, без привычных мягких вставок, а конструкция стеклоподъемников демонстрировала прототипную природу машины. Центральные дефлекторы системы отопления имели вертикальный рычажок и три положения — позже эту систему модернизировали, заменив на более удобную горизонтальную.

Особое внимание привлекла печка с электронным регулятором температуры — довольно продвинутая опция для начала 90-х годов. Это свидетельствует о высоком уровне амбиций инженеров: несмотря на общий технический отставание, они пытались внедрять современные решения.

В багажнике можно было обнаружить пластиковые обшивки с поролоном на колесных арках — шаг в сторону улучшения шумоизоляции. В нише под запаску размещалась аккуратная пластиковая ванночка.

На передней правой стойке сохранилась табличка «Сделано в СССР», а под капотом стоял двигатель с маркировкой «2112». Несмотря на надпись, сам мотор выглядел как обычный 8-клапанный карбюраторный агрегат, и, возможно, позже был заменён.

Интересный момент — руль был от ВАЗ-2108, а передние сиденья — от «девятки». Это лишний раз подчеркивает экспериментальный статус автомобиля. Впоследствии элементы салона были доработаны — руль заменили на более подходящий, сиденья — на фирменные «десяточные».

Начало серийного выпуска и запоздавший старт

Серийное производство ВАЗ-2110 началось в августе 1996 года, а продажи стартовали в конце того же года. К тому моменту автомобиль уже заметно отставал от западных аналогов и морально устарел. Тем не менее, по сравнению с «классикой» и девятками, он был шагом вперед для российского автопрома.

-5

ВАЗ-2110 вошёл в историю как один из самых противоречивых проектов «АвтоВАЗа» — амбициозный, но слишком затянутый в разработке. Его ранние прототипы напоминают, каким мог быть этот автомобиль, если бы завод сумел воплотить изначальную концепцию вовремя и без лишних компромиссов.