Детство и юность: истоки таланта
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, умер, когда мальчику не было и двух лет, оставив семью в трудном положении. Мать, Екатерина Прохоровна, одна воспитывала четверых детей, зарабатывая вышивкой и игрой на рояле в домах местных купцов.
В возрасте 11 лет Кустодиев попал на выставку художников-передвижников, где он впервые увидел работы Шишкина, Васнецова, Поленова и Серова. Выставка произвела очень сильное впечатление на Бориса, и он принял для себя решение стать художником.
В 1894–1896 годах он брал уроки рисования у Павла Власова, выпускника Петербургской Академии художеств. В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился у Василия Савинского, а затем у Ильи Репина.
Репин высоко оценил талант молодого художника и привлёк его к работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Кустодиев написал около трети портретов для этой картины, что свидетельствовало о его мастерстве как портретиста.
Становление художника: между Европой и русской провинцией
В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью за картину «На базаре», получив право на заграничную поездку. Он отправился в Париж, где посещал студию Рене Менара, изучал работы старых мастеров в музеях Европы. Однако вскоре художник вернулся в Россию, предпочитая писать русскую жизнь – ярмарки, народные гуляния, купеческий быт.
Художник очень любил российскую глубинку, и когда была возможность уезжал из столичного Петербурга в провинциальные города.
В 1905–1907 годах Кустодиев работал карикатуристом в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта» и «Искры», где высмеивал политические события. В 1907 году он стал членом Союза русских художников, а в 1909 году был избран академиком живописи.
Болезнь: творчество вопреки боли
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Врачи диагностировали костный туберкулёз, но точный диагноз оставался неясным. Художник перенёс несколько операций, но они приносили лишь временное облегчение.
Художник всегда много работал - он писал портреты, деревенские и провинциальные сюжеты, искал новые женские образы и способы их художественного изображения. "Красавица", "Купчиха", "Девушка на Волге" - серия экспериментальных картин с новыми женскими образами.
К 1916 году болезнь прогрессировала, и Кустодиев перенес тяжелую операцию и пришлось принимать решение - бороться за подвижность рук или ног. У художника отнялись ноги, и Кустодиев оказался прикованным к инвалидному креслу.
Однако именно в этот период он создал свои самые яркие, жизнерадостные работы.
«Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть» (из воспоминаний друга художника).
Несмотря на мучительные боли, Кустодиев продолжал работать лёжа, прикрепляя холст к специальному мольберту. Именно в эти годы появились его знаменитые «кустодиевские женщины» – пышнотелые, румяные красавицы, олицетворяющие русскую жизненную силу.
В 1916 художник написал "Масленицу", которая была представлена на выставке "Мир Искусства" и получила восторженные отклики. В это время Кустодиев написал очень большое количество работ. Художник стал работать больше, чем он работал до своей тяжелейшей болезни.
Портреты
Кустодиев начинал как портретист, и его ранние работы близки к манере Валентина Серова. Художник очень любил портретную живопись. Художник часто использовал пейзажи и интерьеры на картине, чтобы более полно раскрыть характер героя. Среди известных портретов:
- «Портрет жены» (1903) – нежный образ супруги - Юлии Кустодиевой.
- «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1921) – монументальное полотно, где певец изображён на фоне зимней ярмарки , что лучше помогло раскрыть образ знаменитого певца.
«Автопортрет» (1912) – написан в сложный период, когда болезнь начала прогрессировать, но на картине художник полон достоинства и силы.
Жанровые сцены и «кустодиевские красавицы»
Кустодиев создал уникальный стиль, сочетающий лубочную яркость с глубоким реализмом:
- На картине «Масленица» (1916) изображены праздничные гуляния с каруселями и тройками на фоне великолепного зимнего пейзажа
В работе «Купчиха за чаем» (1918) создан незабываемый образ богатой купчихи, символ ушедшей эпохи с красочной атрибутикой купеческой жизни.
«Русская Венера» (1925–1926) - одна из последних и самых загадочных работ Кустодиева. Художник написал её на обороте собственной картины «На террасе», так как не было нового холста. В это время врачи разрешали художнику работать лишь несколько часов в день, и у него ушел целый год, чтобы закончить эту работу. Художник умер через год после того, как "Русская Венера" была закончена.
Картина пострадала при затоплении Горьковского музея в 1984 году, но была восстановлена реставратором П. Барановым.
Театр и революция
Кустодиев активно работал в театре, создавая декорации и костюмы для театральных постановок.
- «Блоха» (1925, МХАТ 2-й) – яркие, балаганные образы по мотивам Лескова.
После революции 1917 года он участвовал в оформлении Петрограда, создавал агитационные плакаты и картины.
Последние годы и смерть
В 1927 году Кустодиеву разрешили поездку в Германию для лечения, но он не успел уехать. 26 мая 1927 года художник умер от воспаления лёгких.
Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Наследие
Борис Кустодиев оставил более 700 картин, множество иллюстраций и театральных работ. Его творчество – это праздник жизни вопреки боли и страданиям.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…» (Фёдор Шаляпин).
Сегодня работы художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже и частных коллекциях.
Искусство Бориса Кустодиева – это гимн русской душе, полный света, цвета и неиссякаемой любви к жизни.