Найти в Дзене

Борис Кустодиев: Жизнь, творчество и борьба с болезнью

Детство и юность: истоки таланта Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, умер, когда мальчику не было и двух лет, оставив семью в трудном положении. Мать, Екатерина Прохоровна, одна воспитывала четверых детей, зарабатывая вышивкой и игрой на рояле в домах местных купцов. В возрасте 11 лет Кустодиев попал на выставку художников-передвижников, где он впервые увидел работы Шишкина, Васнецова, Поленова и Серова. Выставка произвела очень сильное впечатление на Бориса, и он принял для себя решение стать художником. В 1894–1896 годах он брал уроки рисования у Павла Власова, выпускника Петербургской Академии художеств. В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился у Василия Савинского, а затем у Ильи Репина. Репин высоко оценил талант молодого художника и привлёк его к работе над монументальным полотном «Торжественное заседа
Борис Кустодиев
Борис Кустодиев

Детство и юность: истоки таланта

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, умер, когда мальчику не было и двух лет, оставив семью в трудном положении. Мать, Екатерина Прохоровна, одна воспитывала четверых детей, зарабатывая вышивкой и игрой на рояле в домах местных купцов.

Земская школа в Московской Руси» ,1907, Государственный Русский музей
Земская школа в Московской Руси» ,1907, Государственный Русский музей

В возрасте 11 лет Кустодиев попал на выставку художников-передвижников, где он впервые увидел работы Шишкина, Васнецова, Поленова и Серова. Выставка произвела очень сильное впечатление на Бориса, и он принял для себя решение стать художником.

"Ярмарка",  1906 год, Государственная Третьяковская галерея
"Ярмарка", 1906 год, Государственная Третьяковская галерея

В 1894–1896 годах он брал уроки рисования у Павла Власова, выпускника Петербургской Академии художеств. В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился у Василия Савинского, а затем у Ильи Репина.

"Сирень", 1906, Государственный Русский музей
"Сирень", 1906, Государственный Русский музей

Репин высоко оценил талант молодого художника и привлёк его к работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Кустодиев написал около трети портретов для этой картины, что свидетельствовало о его мастерстве как портретиста.

И. Е. Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения''
И. Е. Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения''

Становление художника: между Европой и русской провинцией

В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью за картину «На базаре», получив право на заграничную поездку. Он отправился в Париж, где посещал студию Рене Менара, изучал работы старых мастеров в музеях Европы. Однако вскоре художник вернулся в Россию, предпочитая писать русскую жизнь – ярмарки, народные гуляния, купеческий быт.

«Морозный день» ,1913, Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
«Морозный день» ,1913, Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Художник очень любил российскую глубинку, и когда была возможность уезжал из столичного Петербурга в провинциальные города.

"Чтение манифеста", 1909 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
"Чтение манифеста", 1909 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

В 1905–1907 годах Кустодиев работал карикатуристом в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта» и «Искры», где высмеивал политические события. В 1907 году он стал членом Союза русских художников, а в 1909 году был избран академиком живописи.

Болезнь: творчество вопреки боли

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Врачи диагностировали костный туберкулёз, но точный диагноз оставался неясным. Художник перенёс несколько операций, но они приносили лишь временное облегчение.

Портрет женщины в голубом, 1906, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Портрет женщины в голубом, 1906, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Художник всегда много работал - он писал портреты, деревенские и провинциальные сюжеты, искал новые женские образы и способы их художественного изображения. "Красавица", "Купчиха", "Девушка на Волге" - серия экспериментальных картин с новыми женскими образами.

"Красавица", 1915 год, Государственная Третьяковская галерея,
"Красавица", 1915 год, Государственная Третьяковская галерея,

К 1916 году болезнь прогрессировала, и Кустодиев перенес тяжелую операцию и пришлось принимать решение - бороться за подвижность рук или ног. У художника отнялись ноги, и Кустодиев оказался прикованным к инвалидному креслу.

Однако именно в этот период он создал свои самые яркие, жизнерадостные работы.

«Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть» (из воспоминаний друга художника).

Несмотря на мучительные боли, Кустодиев продолжал работать лёжа, прикрепляя холст к специальному мольберту. Именно в эти годы появились его знаменитые «кустодиевские женщины» – пышнотелые, румяные красавицы, олицетворяющие русскую жизненную силу.

«Портрет Николая Константиновича Рериха» ,1913. Государственный Русский музей
«Портрет Николая Константиновича Рериха» ,1913. Государственный Русский музей

В 1916 художник написал "Масленицу", которая была представлена на выставке "Мир Искусства" и получила восторженные отклики. В это время Кустодиев написал очень большое количество работ. Художник стал работать больше, чем он работал до своей тяжелейшей болезни.

Портреты

Кустодиев начинал как портретист, и его ранние работы близки к манере Валентина Серова. Художник очень любил портретную живопись. Художник часто использовал пейзажи и интерьеры на картине, чтобы более полно раскрыть характер героя. Среди известных портретов:

- «Портрет жены» (1903) – нежный образ супруги - Юлии Кустодиевой.

Портрет Ю. Е. Кустодиевой, 1903 г., Государственный Русский музей
Портрет Ю. Е. Кустодиевой, 1903 г., Государственный Русский музей

- «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1921) – монументальное полотно, где певец изображён на фоне зимней ярмарки , что лучше помогло раскрыть образ знаменитого певца.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 год, Государственный Русский музей
Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 год, Государственный Русский музей

«Автопортрет» (1912) – написан в сложный период, когда болезнь начала прогрессировать, но на картине художник полон достоинства и силы.

Автопортрет. 1912 год, Галерея Уффици, Флоренция, Тоскана, Италия
Автопортрет. 1912 год, Галерея Уффици, Флоренция, Тоскана, Италия

Жанровые сцены и «кустодиевские красавицы»

Кустодиев создал уникальный стиль, сочетающий лубочную яркость с глубоким реализмом:

- На картине «Масленица» (1916) изображены праздничные гуляния с каруселями и тройками на фоне великолепного зимнего пейзажа

"Масленица", 1916 год, Государственный Русский музей
"Масленица", 1916 год, Государственный Русский музей

В работе «Купчиха за чаем» (1918) создан незабываемый образ богатой купчихи, символ ушедшей эпохи с красочной атрибутикой купеческой жизни.

“Купчиха за чаем”,  1918. Государственный Русский музей
“Купчиха за чаем”, 1918. Государственный Русский музей

«Русская Венера» (1925–1926) - одна из последних и самых загадочных работ Кустодиева. Художник написал её на обороте собственной картины «На террасе», так как не было нового холста. В это время врачи разрешали художнику работать лишь несколько часов в день, и у него ушел целый год, чтобы закончить эту работу. Художник умер через год после того, как "Русская Венера" была закончена.

Картина пострадала при затоплении Горьковского музея в 1984 году, но была восстановлена реставратором П. Барановым.

Театр и революция

Кустодиев активно работал в театре, создавая декорации и костюмы для театральных постановок.

"Снегурочка" Римский-Корсаков Н.А. (Неосущ. пост. 1918 г.). Эскиз декорации. 1-й акт
"Снегурочка" Римский-Корсаков Н.А. (Неосущ. пост. 1918 г.). Эскиз декорации. 1-й акт

- «Блоха» (1925, МХАТ 2-й) – яркие, балаганные образы по мотивам Лескова.

Афиша для постановки пьесы «Блоха» Е. И. Замятина (по рассказу «Левша» Н. С. Лескова). 1926, Государственный Русский музей
Афиша для постановки пьесы «Блоха» Е. И. Замятина (по рассказу «Левша» Н. С. Лескова). 1926, Государственный Русский музей

После революции 1917 года он участвовал в оформлении Петрограда, создавал агитационные плакаты и картины.

"Большевик", 1920 год, Государственная Третьяковская галерея
"Большевик", 1920 год, Государственная Третьяковская галерея

Последние годы и смерть

В 1927 году Кустодиеву разрешили поездку в Германию для лечения, но он не успел уехать. 26 мая 1927 года художник умер от воспаления лёгких.

Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Наследие

Борис Кустодиев оставил более 700 картин, множество иллюстраций и театральных работ. Его творчество – это праздник жизни вопреки боли и страданиям.

"На терассе", 1906 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
"На терассе", 1906 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…» (Фёдор Шаляпин).

Сегодня работы художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже и частных коллекциях.

Искусство Бориса Кустодиева – это гимн русской душе, полный света, цвета и неиссякаемой любви к жизни.