Найти в Дзене
Историк-технарь

Азбука коллаборационистов третьего рейха: Хорватия. Ч.2

В первой части статьи мы рассматривали хорватские национальные добровольческие соединения. Теперь пора обратить внимания на мусульманских добровольцев-коллаборационистов, прежде всего боснийцев Как видно, все хорватские легионы (и сухопутный, и авиационный, и морской) не предназначались для бое­вых действий на Балканах. Кроме того, инициатива в их создании принадлежала властям НГХ. При этом следует сказать, что ни хорватское правительство, ни командо­вание его вооруженных сил не выступали против ис­пользования легионов за пределами Балкан. Однако ситуация в корне изменилась, когда инициа­тиву по созданию добровольческих формирований взя­ло на себя руководство СС. В феврале 1943 г. рейхсфю­рер СС Генрих Гиммлер отдал приказ о наборе добровольцев в новую дивизию войск СС: на этот раз ее предполагалось сформировать из боснийских мусуль­ман. Как упоминалось ранее в 1ой части, 16 апреля 1941 г., после прибытия в Загреб руководи­теля организации усташей Анте Павелича, было сфор­мировано перв
Оглавление

В первой части статьи мы рассматривали хорватские национальные добровольческие соединения. Теперь пора обратить внимания на мусульманских добровольцев-коллаборационистов, прежде всего боснийцев

Мусульманские формирования

Как видно, все хорватские легионы (и сухопутный, и авиационный, и морской) не предназначались для бое­вых действий на Балканах. Кроме того, инициатива в их создании принадлежала властям НГХ. При этом следует сказать, что ни хорватское правительство, ни командо­вание его вооруженных сил не выступали против ис­пользования легионов за пределами Балкан.

Однако ситуация в корне изменилась, когда инициа­тиву по созданию добровольческих формирований взя­ло на себя руководство СС. В феврале 1943 г. рейхсфю­рер СС Генрих Гиммлер отдал приказ о наборе добровольцев в новую дивизию войск СС: на этот раз ее предполагалось сформировать из боснийских мусуль­ман.

Присяга хорватских коллаборационистов. Из книги Дробязко С.И., Романько О.В., Семенов К.К. "Иностранные формирования Третьего рейха
Присяга хорватских коллаборационистов. Из книги Дробязко С.И., Романько О.В., Семенов К.К. "Иностранные формирования Третьего рейха

Как упоминалось ранее в 1ой части, 16 апреля 1941 г., после прибытия в Загреб руководи­теля организации усташей Анте Павелича, было сфор­мировано первое Хорватское государственное прави­тельство. Его председателем стал сам Павелич, а заместителем последнего — боснийский мусульманин Осман Куленович. В дальнейшем на пост вице-прези­дента правительства назначался исключительно мусуль­манин. Считалось, что на этом месте он представляет интересы всех мусульман НГХ. Уже в ходе войны в своем стремлении добиться поддержки основной массы боснийских мусульман заместитель Павелича Миле Будак заявил, что хорваты принадлежат к двум вероиспо­веданиям — католичеству и исламу. «НГХ, — сказал он в одном из своих выступлений, — является исламским го­сударством повсюду, где только люди исповедуют му­сульманскую веру». В результате такой политики му­сульмане НГХ были признаны правительством усташей «исповедующими ислам хорватами», со всеми вытекаю­щими из этого статуса правами и обязанностями.

Ранее в НГХ уже формировались мусульманские части. На тот момент мусульмане составляли около трети лич­ного состава хорватской армии (из 130 тыс. человек). При этом они служили в ней либо в индивидуальном по­рядке, либо в формированиях так называемой Мусуль­манской милиции — частях, которые состояли исключи­тельно из бойцов, исповедующих ислам. Эти части несли службу по охране общественного порядка практи­чески на всей территории Боснии и Герцеговины и к 1943 г. насчитывали в своих рядах около 7500 человек.

13-я горная дивизия войск СС «Хандшар» и 23-я горная дивизия войск СС «Кама»

1 марта 1943 г. началось формирование новой дивизии войск СС из боснийских мусульман. Формирование ди­визии было закончено к июлю 1943 г. В октябре 1943 г. ди­визия получила наименование 13-я горная дивизия войск СС «Хандшар» (хорватская № 1).

Эмблема 13-ой горной дивизии войск СС «Хандшар». Из открытых источников
Эмблема 13-ой горной дивизии войск СС «Хандшар». Из открытых источников

Несмотря на то что дивизия задумывалась как чисто мусульманское формирование, ее национальный состав был очень пестрым. По официальным немецким дан­ным, в ней было 90% боснийских мусульман, однако это явное преувеличение. Несомненно, основной костяк дивизии составляли именно боснийские мусульмане, но из-за нехватки кадров руководство СС разрешило в начале 1944 г. набрать в дивизию 3 тыс. хорватов, что Гиммлер поначалу считал нежелательным. Один из батальонов дивизии был полностью укомплектован косовскими ал­банцами. – см статью Албания

Однако основным контингентом для пополнения ка­дрового и командного персонала дивизии оставались все-таки немцы. Они переводились в дивизию как в со­ставе отдельных подразделений, так и в индивидуаль­ном порядке. Например, в середине 1943 г. в дивизию были переданы две пехотные роты из 6-й горной диви­зии СС «Норд», многие офицеры и унтер-офицеры из таких дивизий СС, как «Принц Ойген», «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Дас Рейх», а также выпускники офи­церских школ СС. В результате этого многие части ди­визии (например, батальон связи) полностью состояли из немцев. Вследствие того что формирование иност­ранных дивизий войск СС продолжалось и дальше, в уже сформированных наблюдалась некоторая «теку­честь» немецких кадров — их обычно переводили для укрепления персонала других дивизий. Все это, конеч­но, сказывалось на уровне военной и политической подготовки дивизий и отражалось на их боеспособнос­ти. Не была в данном случае исключением и дивизия «Хандшар».

Боснийские коллаборационисты на привале.Из книги Дробязко С.И., Романько О.В., Семенов К.К. "Иностранные формирования Третьего рейха
Боснийские коллаборационисты на привале.Из книги Дробязко С.И., Романько О.В., Семенов К.К. "Иностранные формирования Третьего рейха

Кроме того, в ноябре 1943 г. Гиммлер всерьез рассма­тривал возможность перевода в дивизию «Хандшар»

Первоначально в основу набора личного состава ди­визии был положен принцип добровольности. Однако он себя не оправдал — мусульмане шли в нее неохотно. Поэтому было решено перейти к системе воинской повин­ности. В результате к июлю 1943 г. удалось набрать 26 000 человек. В дальнейшем динамика численности личного состава дивизии была следующей: декабрь 1943 г. - 21 065, июнь 1944 г. - 19 136, декабрь 1944 г. - 12 793 че­ловека.

Процесс организации и подготовки дивизии «Хандшар» проходил не только на территории Боснии. Так, с августа по ноябрь 1943 г. она проходила подготов­ку в учебныхл агерях Ле-Пуи и Ле-Розьер (Франция), а в декабре 1943 г. — на учебном полигоне Нойхаммер (Гер­мания) и только в январе 1944 г. вернулась на Балканы.

17 июня 1944 г. Гитлер одобрил формирование еще одной дивизии из боснийских мусульман. Подобно ди­визии «Хандшар» она также предназначалась для дейст­вий против партизан на территории Балкан, особенно в горной местности, и поэтому ее предполагалось органи­зовать как горно-егерское соединение. В этот же день ей были присвоены 23-й по номенклатуре дивизий войск СС номер и название «Кама», после чего ее полным на­именованием стало: 23-я горная дивизия войск СС «Ка­ма».

Эмблема 23-ей горной дивизии войск СС «Кама». Из открытых источников
Эмблема 23-ей горной дивизии войск СС «Кама». Из открытых источников

Хотя приказ о формировании этой дивизии был отдан 17 июня, набор в нее фактически начался уже 10 июня. Как и в дивизии «Хандшар», основным контингентом добровольцев «Камы» должны были стать боснийские мусульмане. Следует отметить, что набор последних шел не так быс­тро, как хотелось немцам, и поэтому в течение августа 1944 г. удалось набрать всего 2415 человек, которых бы­ло явно недостаточно, чтобы укомплектовать полно­ценную горно-егерскую дивизию. Таким образом, к сентябрю 1944 г. общая численность дивизии составила 3793 человека (126 офицеров, 374 унтер-офицера и 3293 рядовых). Факт, что это был пик ее численно­сти. Тем не менее было решено приступить к организа­ции дивизии. Так как немецкое командование опаса­лось, что югославские партизаны попытаются проникнуть в новую дивизию и разложить ее изнутри, было решено поменять район ее формирования. Поэто­му в начале сентября 1944 г. весь ее личный состав был переведен из Боснии в область Бачка (Северная Сер­бия), где партизаны не были так активны.

Бесславный боевой путь обеих мусульманских дивизий

С военной точки зрения обе боснийские дивизии ор­ганизовывались как антипартизанские части, то есть предназначенные для операций против иррегулярных сил противника. Однако, несмотря на это, они должны были быть подготовлены как полноценные фронтовые соединения, которые, если понадобится, можно было бы отправить на передовую. Впоследствии, из-за резких изменений военной обстановки, процесс подготовки и боевого применения этих дивизий пошел во многом не так, как предполагало немецкое командование.

Первой из них, к середине февраля 1944 г., закончила свою подготовку 13-я дивизия «Хандшар». Она была на­правлена в Боснию, где перед ее командованием была поставлена задача сковывать силы НОАЮ в оператив­ной зоне, включавшей в себя Северо-Восточную Бос­нию, Западную Сербию и Южный Срем. Действуя в этой зоне, дивизия находилась в оперативном подчине­нии командования сначала V, а с октября 1944 г. IX гор­ного армейского корпуса СС 2-й немецкой танковой ар­мии.

Так, уже 14—19 марта 1944 г. в боях в районе Брчко (операция «Дорожный указатель») «Хандшар» приняла участие в немецком наступлении на 16-ю и 36-ю диви­зии НОАЮ. Причем ее действия были настолько эф­фективными, что партизанам только с большим трудом удалось задержать ее на северных склонах горного мас­сива Маевица. С 21 апреля по 4 мая 1944 г. в районе Зворника и Кладаня (операция «Майское дерево — I») дивизия вела бои с 16-й и 17-й дивизиями НОАЮ. А уже в июле 1944 г. дивизия, совместно с немецкими и хор­ватскими частями, наступая из района Тузлы (операция «Полнолуние»), вступила в бой с 3-м и 12-м корпусами НОАЮ в районе между Власеницей, Варешем и горным массивом Конюх в Герцеговине610. Всего же за период с марта по сентябрь 1944 г. дивизия «Хандшар» участвова­ла в восьми крупных операциях на территории Боснии. Как правило, во всех боях она добивалась определенно­го тактического успеха, что позволило немецкому ко­мандованию признать дивизию «высококомпетентным антипартизанским формированием.

Строй мусульман из дивизии «Хандшар». 1943 год. Из открытых источников
Строй мусульман из дивизии «Хандшар». 1943 год. Из открытых источников

Однако вследствие того, что бои, в которых участво­вала дивизия, носили крайне ожесточенный характер, ее личный состав за указанные семь месяцев сократился с 21 000 до 14 263 человек. Другими словами, за этот пе­риод дивизия потеряла около 7 тыс. человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести и дезертировавшими. То есть в среднем ее потери составляли 1000 человек в месяц. Последнее обстоятельство в значительной степе­ни повлияло на решение немецкого командования рас­формировать «Хандшар». Соответствующий приказ по­следовал в конце сентября 1944 г., после чего остатки дивизии были отведены в Южную Венгрию, где на осно­ве их немецкого кадрового персонала была сформиро­вана боевая группа «Ханке».

Несколько по-иному сложилась ситуация вокруг боевого применения другой хорватско-мусульманской дивизии войск СС — «Камы». Ее подготовка началась в июле 1944 г., а уже в августе Красная Армия сильно продвинулась на Балканах и в Венгрии, угрожая самой базе формирования и подготовки дивизии — области Бачка. В связи с этим Главное оперативное управление СС решило срочно подготовить дивизию к боям на фронте, вместо предполагавшихся антипартизанских операций. Датой такой готовности было назначено 24 сентября 1944 г. Однако подготовить дивизию к этой дате было заведомо нереальным предприятием: хотя приказ о переподготовке дивизии был отдан 10 сентя­бря, через неделю уровень боевой готовности ее лич­ного состава оставался еще крайне низким. Поэтому Главное оперативное управление СС, чтобы не терять времени на дальнейшую подготовку дивизии, решило ее расформировать, а кадровый персонал использовать в качестве резерва. Такой приказ был отдан в начале октября 1944 г. и большинство бойцов «Камы» (прежде всего немцев) было переведено в 31-ю добровольчес­кую гренадерскую дивизию СС. Мусульманский же персонал дивизии тем же приказом переведен в «Ханд­шар».

Гиммлер считал, что, сформировав дивизии из му­сульман, которые испытывали традиционную нена­висть к православным сербам (позднее составившим ос­нову партизанской армии Йосипа Броз Тито), он поступает гениально. Однако реальность несколько от­личалась от той ситуации, которую планировал Гимм­лер. Варварские расправы, учиненные эсэсовцами-му­сульманами, дали результат, обратный ожидавшемуся. Английский исследователь Гордон Уильямсон писал в связи с этим о дивизии «Хандшар»: «В военном плане эффективность этой дивизии оказалась почти нулевой, поскольку партизаны стали сражаться с еще большим ожесточением, а война приобрела характер массовой вендетты со средневековыми казнями и пытками».

После же приказа о переводе дивизии в Южную Вен­грию (октябрь 1944 г.) для сражений с наступающей Красной Армией из нее началось массовое дезер­тирство бойцов-мусульман (за три месяца — до 3 тыс. че­ловек). Поэтому, чтобы как-то нормализовать ситуацию и не дать дезертирам унести с собой свое оружие и сна­ряжение, немецкое командование официально распус­тило оставшихся добровольцев-мусульман, объявив их гражданскими лицами. Таким образом, к концу 1944 г. мусульман в дивизии не осталось вообще.

После приказа о расформировании дивизии «Кама» в ней сложилась аналогичная ситуация. Согласно этому приказу, все ее добровольцы-мусульмане переводились в «Хандшар». Однако большинство из последних просто дезертировали, растворившись среди местного населе­ния.

Из открытых источников
Из открытых источников

Как уже упоминалось, нацистское руководство не без оснований, опасалось, что партизаны по­стараются проникнуть в дивизию и разложить ее. Такой случай, например, имел место в диви­зии «Хандшар» в ходе ее подготовки во Франции. В ис­торической литературе он известен как «мятеж в Виль- франш». Этот мятеж произошел в 13-м саперном батальоне дивизии и продолжался два дня — 16 и 17 сен­тября. Его вдохновителями были четыре коммуниста, которые смогли проникнуть в дивизию во время вербо­вочной кампании. Однако им так и не удалось объеди­нить вокруг себя значительное количество солдат бата­льона: некоторые из них даже не знали, что происходит, а многие активно помогали подавить мятеж. Так как в результате мятежа было убито несколько немецких офи­церов, 3 главных зачинщика и еще 11 человек были рас­стреляны. Многие другие, кто поддержал мятеж, были разоружены и отправлены в трудовые батальоны на Ли­нию Зигфрида (Западный фронт).

Нельзя не отметить, что, несмотря на бунт, дивизия «Хандшар» не была расформирована. Причину этого следует искать в том особом расположении, которое ис­пытывал Гиммлер к добровольцам-мусульманам. ивизия вскоре возвращена на Балканы и задействована в боях с партизанами Иосипа Броз Тито. К 1944 году большинство солдат и офицеров дивизии перешло на сторону югославских партизан. Дивизия «Ханджар» была вовлечена в «самые отвратительные зверства по отношению к сербскому населению».

С декабря 1944 года в боях в Венгрии против Красной Армии дивизия была практически разгромлена. В мае 1945 года остатки дивизии отступили в южную Австрию, сдались в плен британским войскам.

Из сказанного можно сделать вывод, что хорватские добровольцы представляли в вооруженных силах нацист­ской Германии значительную силу. Факти­чески в среднем выходцами из НГХ было укомплектовано более десятка полнокровных сухопутных дивизий. Причем обычно не по остаточному принципу, а вполне подготовленным к боевым действиям личным составом. В целом следует признать, что хорватские добровольцы воевали гораздо лучше солдат регулярных армий большинства союзников Германии, не говоря уже о членах других иностранных формирований в составе Вермахта, войск СС или поли­ции. Высокой была и цена служения рейху: 14 тыс. человек только одними убитыми.

Подводя итог всему циклу статей, нельзя не отметить, что масштаб сотрудничества европейских (и не только) стран с нацистами был очень значительным. Огульно обвинять все страны Европы в том, что они «были заражены коричневой чумой», конечно, было бы преувеличением, но список стран-коллаборационистов получилось очень внушительным. А это мы еще не рассматривали Швецию, Швейцарию, Португалию и других, так как в них добровольцев было немного. В любом случае, история расставила всё по своим местам – нацизм был признан чудовищнейшим явлением для всего человечества, а его приспешники – преступниками.