Найти в Дзене
d3stra Games

Doom ( 1993 - 1994 ) Эти игры создали киберспорт и фундамент шутеров

Doom - это культовая компьютерная игра 1993 года, разработанная компанией id Software. Это был первый шутер от первого лица, который произвел революцию в игровой индустрии. Doom стала одним из самых влиятельных проектов в истории видеоигр, породив целое направление шутеров от первого лица. К 1999 году было продано около 3,5 миллионов копий, а всего в игру сыграли до 20 миллионов человек. Игра также способствовала развитию онлайн-игр и сообществ моддинга, а также положила начало speedrunning как отдельного направления. Doom — культовая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией id Software и выпущенная 10 декабря 1993 года. Игра стала одной из самых значимых и влиятельных в истории игровой индустрии. Джон Кармак внес революционный вклад в развитие игровой индустрии, особенно в жанр шутеров. Его главные достижения: Кармак не просто создавал игры - он формировал саму индустрию развлечений, устанавливая новые технологические и творческие стандарты, которые
Оглавление
Обложки Doom 1 и Doom 2
Обложки Doom 1 и Doom 2

Doom - это культовая компьютерная игра 1993 года, разработанная компанией id Software. Это был первый шутер от первого лица, который произвел революцию в игровой индустрии.

Doom стала одним из самых влиятельных проектов в истории видеоигр, породив целое направление шутеров от первого лица. К 1999 году было продано около 3,5 миллионов копий, а всего в игру сыграли до 20 миллионов человек. Игра также способствовала развитию онлайн-игр и сообществ моддинга, а также положила начало speedrunning как отдельного направления.

Doom (1993) и Doom 2 (1994)

Общая информация

Doom — культовая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией id Software и выпущенная 10 декабря 1993 года. Игра стала одной из самых значимых и влиятельных в истории игровой индустрии.

Создатели

  • Руководитель проекта: Том Холл
  • Геймдизайнеры: Джон Ромеро, Сенди Петерсен, Американ Макги, Шон Грин
  • Программисты: Джон Кармак, Джон Ромеро, Дейв Тейлор
  • Художники: Адриан Кармак, Кевин Клауд
  • Композитор: Бобби Принс

Джон Кармак - Программист. Самый выающий ум в составе ID Software на моменты выпуска Doom 1 и Doom 2.
Джон Кармак - Программист. Самый выающий ум в составе ID Software на моменты выпуска Doom 1 и Doom 2.

Джон Кармак внес революционный вклад в развитие игровой индустрии, особенно в жанр шутеров. Его главные достижения:

  • Технологические инновации: Кармак создал передовые технологии 3D-графики, которые стали основой для множества игр. Он разработал плавный 3D-движок, который впервые был применен в Wolfenstein 3D и Doom.
  • Легендарные игры: Под его руководством были созданы культовые проекты:
    Doom (1993) - задала новые стандарты графики, интерфейса и оптимизации
    Quake (1996) - первая полноценная трехмерная игра с революционным онлайн-режимом deathmatch
    Wolfenstein 3D (1992) - переосмысление классической серии с улучшенной графикой
  • Движки и технологии: Его разработки стали основой для множества других игр:
    Half-Life использовала движок Quake engine
    Call of Duty создана на базе id Tech 3
  • Продвижение открытого ПО: Кармак является активным сторонником свободного программного обеспечения:
    Опубликовал исходный код
    Wolfenstein 3D (1995) и Doom (1997)
    Поддерживал развитие Linux и системы X Window System
    Регулярно публиковал коды игр под общественной лицензией
  • Влияние на индустрию: Его работы не только создали современные стандарты шутеров, но и:
    Изменили представление о компьютерных играх как о серьезном продукте
    Показали важность инноваций в графике и геймплее
    Способствовали развитию онлайн-мультиплеера

Кармак не просто создавал игры - он формировал саму индустрию развлечений, устанавливая новые технологические и творческие стандарты, которые актуальны и сегодня. Его подход к открытому программному обеспечению также оказал значительное влияние на развитие игровой индустрии и программного обеспечения в целом.

Джон Ромеро - Геймдизайнер.
Джон Ромеро - Геймдизайнер.

Джон Ромеро внес революционный вклад в игровую индустрию, особенно в жанр шутеров от первого лица. Его главные достижения:

  • Основание id Software: В 1991 году вместе с командой основал студию, создавшую множество культовых игр, включая Wolfenstein 3D, Doom и Quake.
  • Инновации в уровневом дизайне:
  • Создал концепцию исследования и открытия в играх
  • Разработал принципы вариативного использования геометрии уровней
  • Внедрил систему оптимального размещения врагов для создания напряжения
  • Революционный искусственный интеллект:
  • Впервые создал врагов, реагирующих на действия игрока
  • Внедрил систему засад и преследование игрока
  • Разработал психологию устрашения в геймплее
  • Звуковое оформление:
  • Показал важность звука в создании атмосферы
  • Доказал, что качественное звуковое сопровождение может компенсировать графику
  • Создал стандарты звукового дизайна в шутерах
  • Развитие мультиплеера:
  • Первым сделал многопользовательский режим ключевым элементом игры
  • Превратил Doom и Quake в киберспортивные дисциплины
  • Заложил основы соревновательного геймплея
  • Технические инновации:
  • Внедрил текстурное картирование
  • Разработал методы представления трехмерности
  • Создал новые игровые механики с использованием платформ и лифтов
  • Влияние на жанр:
  • Заложил основы современного дизайна шутеров
  • Создал стандарты геймплея, которые используются до сих пор
  • Показал важность баланса между сложностью и новым игровым опытом

Ромеро не просто создавал игры - он формировал саму концепцию современных шутеров, устанавливая новые стандарты в геймдизайне, техническом исполнении и игровом процессе. Его подходы к созданию уровней, разработке ИИ и внедрению сетевого мультиплеера оказали огромное влияние на развитие не только шутеров, но и всей игровой индустрии в целом.

Даже после ухода из id Software Ромеро продолжил экспериментировать с новыми идеями и делиться своим опытом, оставаясь одной из самых влиятельных фигур в мире видеоигр.

Doom ( 1993 )

Главная заставка игры Doom 1 ( 1993 )
Главная заставка игры Doom 1 ( 1993 )

Технические характеристики

  • Движок: id Tech 1
  • Режимы игры: однопользовательский, многопользовательский, кооперативный
  • Языки: английский
  • Системные требования: 4 МБ ОЗУ, 40 МБ на жёстком диске, Intel 386DX
  • Управление: клавиатура, мышь, джойстик, touchpad

Скриншот из игры, первый уровень первого эпизода E1M1
Скриншот из игры, первый уровень первого эпизода E1M1

Игровой процесс

  • Уровни представляют собой запутанные лабиринты с множеством дверей, ключей, лифтов, шахт и секретных комнат
  • Окружающая среда включает различные типы поверхностей: лава, кислоты, вода, ядовитые отходы
  • Интерактивность обеспечивается лифтами, прессами, телепортами и другими элементами
  • Навигация поддерживается автокартой, отображающей исследованные участки
  • Секретные места и дополнительные уровни добавляют реиграбельность

Боссы первого эпизода Бароны Ада ( Baron of Hell )
Боссы первого эпизода Бароны Ада ( Baron of Hell )

Сюжет

Действие разворачивается в научно-фантастическом сеттинге с элементами хоррора. Игрок выступает в роли безымянного космического пехотинца, отправленного на Марс. После потери связи с напарниками герой оказывается втянут в противостояние с демонами и зомби на лунах Фобос и Деймос, а затем и в самом Аду.

Многопользовательский режим

  • Поддержка до 4 игроков
  • Возможность игры по локальной сети (IPX), модему или последовательному порту
  • Уникальное свойство: игра продолжалась даже при отключении создавшего её участника
  • Специальный порт 666 зарезервирован для игры и включен в стандарты RFC

Влияние и распространение

Игра была выпущена для множества платформ:

  • Официальные порты: MS-DOS, Windows, SNES, PlayStation, Xbox, Game Boy Advance, Nintendo Switch и другие
  • Неофициальные порты: Windows, NEXTSTEP, OS/2, Solaris, IRIX, Linux, Mac OS
  • Популярность: количество установленных копий Doom превысило число копий Windows 95

Doom не только определил развитие жанра шутеров, но и стал основой для будущих игр, заложив фундамент современных технологий и игровых механик.

Финальный уровень второго эпизода и босс Mastermind
Финальный уровень второго эпизода и босс Mastermind

Doom II: Hell on Earth ( 1994 )

Главная заставка Doom 2
Главная заставка Doom 2

Doom II: Hell on Earth — культовая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией id Software и выпущенная в 1994 году. Это прямое продолжение оригинальной Doom, вышедшей годом ранее.

Скриншот из игры, игровой процесс. Уровень 10
Скриншот из игры, игровой процесс. Уровень 10

Игровой процесс

Игра сохранила основные механики первой части, используя псевдотрёхмерную графику со спрайтами врагов и предметов. Основное отличие — отсутствие разделения на эпизоды, вместо этого представлен один большой эпизод с текстовыми сюжетными вставками. Игрок сохраняет всё найденное оружие, патроны и броню при переходе между уровнями.

В игре представлено множество противников с различными типами атак, включая мощных боссов, которые могут появляться несколько раз за прохождение. Главный герой — безымянный морской пехотинец — сражается с полчищами демонов.

Сюжет

Действие разворачивается на Земле, подвергшейся нападению сил Ада. Игрок проходит 30 уровней (плюс два секретных), пытаясь найти выживших людей и в конечном итоге отправляясь в Ад для финальной битвы с главным боссом — Иконой Греха.

Разработка

Разработка заняла около 8 месяцев, так как игра использовала уже существующий движок id Tech 1. Изначально планировалось выпустить игру по условно-бесплатной схеме, но в итоге она вышла в розницу. Бюджет проекта составил 2 миллиона долларов.

Один из самых интересных уровней в Doom2 - MAP08
Один из самых интересных уровней в Doom2 - MAP08

Релиз и порты

Первоначально игра вышла для MS-DOS 10 октября 1994 года. Впоследствии была портирована на множество платформ:

  • Mac OS (27 июня 1995)
  • PlayStation (16 ноября 1995)
  • Sega Saturn (март 1997)
  • Game Boy Advance (октябрь 2002)
  • Xbox 360 (26 мая 2010)
  • PlayStation 3 (20 ноября 2012)
  • Windows, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS, Android (26 июля 2019)

Успех и наследие

Игра получила высокие оценки критиков и игроков. Было продано более 2 миллионов копий. В 1995 году Doom II получила премию Origins Award как лучшая компьютерная игра в жанре фэнтези и научной фантастики 1994 года.

На основе Doom II был создан Final Doom с двумя новыми эпизодами. Игра оказала значительное влияние на развитие жанра шутеров и стала одной из самых успешных игр своего времени. Интересно, что последний тайник игры был обнаружен только спустя 24 года после релиза игроком под ником Zero Master.

Скриншот из игры, уровень 27.
Скриншот из игры, уровень 27.

Музыка Doom

Музыка из первых частей Doom (1993) и Doom II (1994) уникальна по нескольким причинам:

Технические ограничения создавали особую атмосферу. Композитор Бобби Принс работал в условиях жестких лимитов:

  • Возможность воспроизводить только 9 нот одновременно
  • Ограниченный размер музыкальных файлов
  • Специфика ранней MIDI-музыки

Смешение стилей стало революционным решением. Музыка Doom удачно сочетает:

  • Элементы металла
  • Атмосферный эмбиент
  • Интуитивно понятные мелодии

Атмосфера и настроение треков идеально дополняли геймплей:

  • Трек Dark Halls создает баланс между сражением и стремлением к спасению
  • Suspense нагнетает атмосферу опасности при повышении сложности врагов
  • They’re Going to Get You идеально подходит для стратегических моментов
  • At Doom’s Gate стал одним из первых метал-треков в игровой музыке

Иммерсивность музыкального сопровождения для своего времени была беспрецедентной. Музыка не просто сопровождала геймплей, а становилась неотъемлемой частью игрового опыта, усиливая ощущение борьбы за выживание.

Связь между частями также примечательна: музыка Doom II во многом построена на композициях, созданных для первой части, которые изначально не были использованы.

Музыка Doom стала одним из первых примеров того, как игровой саундтрек может выходить за рамки простого сопровождения и превращаться в важный элемент, формирующий уникальный игровой опыт. Это заложило основу для развития игровой музыки в будущем.

Оружие в Doom (1993-1994)

Пистолет (Pistol) - Базовое оружие отличается низкой скорострельностью и слабой мощностью. Наносит всего 5–15 единиц урона.

Пистолет в Doom 1993 стал классическим примером базового оружия в шутерах, которое служит игроку отправной точкой для дальнейшего развития арсенала и освоения игрового процесса. Несмотря на свою базовость, он остается важным инструментом на начальных этапах игры.

Дробовик (Shotgun) - Эффективное оружие для ближнего боя. Патрон содержит семь картечин, каждая из которых наносит столько же урона, сколько выстрел из пистолета. Картечины разлетаются горизонтально. Максимальный урон — от 35 до 105 единиц.

Двустволка (Super Shotgun) - Двустволка — это новое оружие, добавленное в Doom II. Это усиленная версия дробовика. За один выстрел она использует два патрона, но наносит значительно более мощный урон — 20 картечин. Каждая картечина наносит от 5 до 15 единиц урона, что делает максимальный урон чуть меньше, чем от ракеты. Кроме того, двустволка с высокой вероятностью сбивает атаку врага. Однако кучность картечи очень низкая. Оружие занимает один слот, как и обычный дробовик. Наносит от 100 до 300 единиц урона. Если во время перезарядки обратить внимание на руки персонажа, можно заметить, что он закладывает патроны левой рукой. Но, судя по хвату пальцев, ствол он держит тоже левой рукой.

Двустволка стала одним из самых узнаваемых и любимых оружий в Doom II благодаря своей разрушительной силе и характерному внешнему виду. Она значительно превосходит обычный дробовик по убойной силе, что делает её незаменимым оружием в арсенале игрока.

Миниган (Chaingun) - Это очень скорострельное оружие. Оно идеально подходит для непрерывного огня и блокирования атак некоторых монстров, таких как ревенат и манкубус. Использует те же патроны, что и пистолет, с аналогичной убойной силой. Несмотря на большой разброс при стрельбе, высокая скорострельность компенсирует этот недостаток.

Миниган в Doom 1993 стал символом мощи и силы, его характерный звук раскрутки и стрельбы вошел в историю игровой индустрии как один из самых культовых элементов шутеров. Это оружие идеально подходит для тех моментов, когда нужно быстро и эффективно расправиться с большим количеством противников.

Базука — это оружие, которое выпускает мощные ракеты с высокой скоростью. При попадании ракета взрывается, нанося урон в радиусе нескольких метров. Если взрыв происходит близко к стрелявшему, его тоже может задеть ударной волной. Точное попадание наносит от 20 до 160 единиц урона, а взрывная волна — до 128 единиц. Урон от ракеты и её взрыва рассчитывается отдельно. Благодаря взрывной волне и точности, ракетомёт эффективен как оружие дальнего боя, особенно если враг находится за укрытием. Это единственное оружие, которым можно совершить суицид, если использовать взрывную волну. Догнать собственную ракету и попытаться пройти сквозь неё невозможно.

Базука в Doom II стала одним из самых культовых оружий, способным переломить ход даже самых сложных сражений. Её мощь и разрушительная сила делают её незаменимой в арсенале игрока, особенно при встрече с сильными противниками и боссами.

Плазмоган — это оружие, стреляющее плазменными шарами с невысокой мощностью, но высокой скорострельностью. Шары наносят от 5 до 40 единиц урона и летят медленно. Каждый выстрел плазмогана требует одну единицу энергетического боезапаса, общего с BFG9000.

В Doom плазмомет — это универсальное энергетическое оружие, сочетающее высокую скорострельность и мощный урон. Его эффективность против многих противников делает его незаменимым в арсенале игрока, особенно в ситуациях, требующих долгого огневого контакта.

BFG9000 (сокр. BFG) — Самое мощное оружие в игре. Оно выпускает большой зелёный плазменный шар, который наносит значительный урон. При прямом попадании шар может нанести от 100 до 800 единиц урона. После взрыва из шара вылетают 40 невидимых лучей, которые наносят случайные повреждения от 49 до 87 единиц. Эти лучи равномерно распределяются в секторе 90 градусов, где вершина сектора совпадает с координатами игрока в момент взрыва, а биссектриса направлена вдоль траектории полёта шара.

С помощью этого оружия игрок может стрелять из-за угла так, чтобы шар попал в стену, а лучи поразили цели в поле зрения. Этот приём называется BFG aiming. В сетевой игре также используется трюк Silent BFG, при котором выстрел остаётся незамеченным.

Каждый выстрел из BFG расходует 40 единиц энергии, что ограничивает его использование до семи выстрелов с боекомплектом в 300 единиц. После этого оружие автоматически заменяется на другое, для которого есть боеприпасы.

Название BFG расшифровывалось как Big Fucking Gun, но в фильме «Doom» из-за цензуры его заменили на Bio Force Gun.

BFG 9000 остается символом мощи и разрушительной силы в серии Doom, продолжая вдохновлять разработчиков и игроков своим дизайном и эффективностью. Его появление в игре всегда означало переломный момент в прохождении и давало игроку значительное преимущество в борьбе с демонами ада.

  • Кастет — это оружие ближнего боя. Его удар можно усилить в десять раз с помощью способности «Берсерк». Без этой способности урон составляет от 2 до 20 единиц, а с «Берсерком» — от 20 до 200 единиц. Кастет занимает тот же слот, что и бензопила.
  • Бензопила — мощное оружие ближнего боя, которое особенно эффективно против врагов, чья атака может быть легко прервана. К таким врагам относятся демоны, потерянные души, зомби, импы и какодемоны. На самом сложном уровне сложности бензопила становится менее полезной. Она наносит урон от 2 до 20 единиц, но делает это в четыре раза чаще, чем кастет. Интересно, что появление на Марсе бензопилы «Усердный бобр» остается загадкой. В «Doom 3», в одном из КПК погибшего сотрудника базы, было обнаружено объяснение: партия бензопил была ошибочно доставлена на Марс вместо отбойных молотков.

Все эти оружие стали культовыми и во многом определили развитие жанра шутеров от первого лица. Особенно примечательно, что многие спрайты были созданы на основе обычных игрушек и реальных предметов, что показывает креативный подход разработчиков к созданию игры.

Монстры из игры Doom 1-2

Зомби (англ. zombieman, trooper, former human)
Зомби (англ. zombieman, trooper, former human)

Зомби (англ. zombieman, trooper, former human) — бывший соратник игрока. Это самый слабый противник в игре. Зомби вооружен пистолетом, аналогичным тому, что есть у игрока. Однако на спрайте в его руках можно увидеть что-то похожее на винтовку М-16. На самом деле в альфа-версии у игрока была именно она. Уровень опасности зомби очень низкий. Угрозу они представляют только на высоком уровне сложности, когда их много и они стоят в шеренгу. Обычно толпа зомби сразу начинает драться друг с другом, что замедляет их. После уничтожения зомби оставляют магазин для пистолета. Его можно подобрать и использовать для своего оружия. Здоровье зомби — 20 очков.

Зомби-сержант, также известный как «парень с дробовиком», — это усиленная версия зомби. Его дробовик наносит серьезный урон, особенно на близком расстоянии. Однако после гибели он оставляет оружие с четырьмя патронами, которые можно подобрать и использовать. Особенность дробовика зомби-сержанта — три картечины в одном патроне, а не семь, как у обычного дробовика. Уровень опасности зомби-сержанта средний. Он эффективно сражается как на ближней, так и на дальней дистанции. Его главная слабость — небольшой запас здоровья в 30 очков. На высоком уровне сложности эти зомби особенно опасны в больших группах.

Пулемётчик, или «чувак с тяжёлой пушкой», — это бывший коммандос, превращённый в зомби. Он вооружён шестиствольным пулемётом, как и игрок, что делает его опасным на больших расстояниях благодаря высокой скорости пуль. Однако его здоровье невелико — всего 70 единиц. После смерти пулемётчик оставляет свой пулемёт с 10 патронами.

Имп, или бес,
Имп, или бес,

Имп, или бес, — это классический монстр из игры «Doom». Он стал первым представителем расы пришельцев, прибывших из ада. Его тело покрыто светло-коричневой кожей, усеянной шипами. Эта кожа достаточно прочная, чтобы выдержать случайный выстрел из дробовика. Имп атакует огненными шарами, которые он метает во врага. В ближнем бою он использует когти. Хотя импы многочисленны и встречаются на всех уровнях игры, их опасность невысока. Обычно они служат пушечным мясом, как и зомби. Здоровье импа составляет 60 очков.

Демон, также известный как пинки, — это розовый двуногий монстр с короткими верхними и мощными нижними конечностями. Он атакует игрока, кусая и грызя его огромными зубами вблизи. Демон не имеет дистанционных атак, поэтому, несмотря на свою выносливость, быстро погибает под огнем. В Doom II его можно убить одним точным выстрелом из двустволки. Бензопила также эффективна против демонов. При должной ловкости и отсутствии других врагов, она позволяет уничтожить их без значительного ущерба для здоровья игрока. На максимальном уровне сложности или в режиме быстрых монстров демон становится особенно опасным, особенно в группе. Его здоровье составляет 150 очков.

Он не видимый, но где-то тут есть
Он не видимый, но где-то тут есть

Призрак (англ. spectre) — это полупрозрачный демон, почти невидимый. В игре он единственный обладает таким свойством. Призрак выглядит как игрок, если тот использует артефакт «частичная невидимость». Он не очень опасен, но его внезапное появление может напугать, особенно в темноте. В целом, призраки мало чем отличаются от обычных демонов. Однако в ускоренном режиме, особенно в темных и полутемных местах, они могут представлять серьезную угрозу.

Потерянная душа — первый летающий противник в игре «Doom». Этот рогатый череп, объятый огнём, значительно крупнее человека. Он стремительно летит к врагу и атакует, ударяясь о него с разгона. Благодаря своей скорости, Потерянные души могут быть весьма раздражающими. Интересно, что они единственные монстры в игре, которые могут атаковать и уничтожать друг друга без использования бочек с взрывчаткой. Потерянные души медлительны в своих реакциях и редко атакуют, но их высокая скорость полёта позволяет быстро преодолевать большие расстояния. Здоровье у них составляет 100 очков.

Какодемон — это круглый летающий красный демон с множеством белых рогов, одним жёлто-зелёным глазом и огромной синей пастью. Из его пасти вылетают шары плазмы, которыми он атакует игрока. Во время выстрела глаз демона загорается жёлтой вспышкой. Это сильный противник. Название монстра, вероятно, происходит от греческого слова «κακοδαίμων», что означает «злой дух». В английском языке есть похожее слово — «cacodemonomania», что переводится как «демономания». Эти существа особенно опасны в закрытых пространствах. Их здоровье составляет 400 очков.

Рыцарь ада — мощный демон с мускулистым телосложением. Его рога закручены, как бараньи, а копыта крепкие. Он напоминает барона ада из первой части игры, но отличается более темной кожей и меньшей живучестью. Здоровье рыцаря ада вдвое меньше, чем у барона, — всего 500 очков. Кроме того, он издает другие звуки.

Арахнотрон — уменьшенная версия паука-предводителя. Он вооружен плазменной пушкой, которая отличается от оружия игрока только зеленым цветом плазмы и меньшей скорострельностью. У этого биомеханического существа 500 очков здоровья. Название "арахнотрон" происходит от английских слов "arachnid" (паукообразное) и его производных.

Элементаль боли — это коричневый монстр, похожий на какодемона. Он выплевывает души, пока не погибнет. Тогда он взрывается и порождает трех новых существ. Это первый монстр в Doom, способный создавать других. Хотя сам он слаб, его армия душ может доставить хлопот. У него есть уязвимость: монстры, созданные рядом с твердым объектом, стеной, полом или потолком, сразу погибают. Здоровье элементаля — 400 очков.

Ревенант — высокий монстр, похожий на скелет. Его отличительная черта — белые сплошные пластины-доспехи на грудной клетке. В Doom 3 он выглядит именно так: кости ревенанта окутаны почти прозрачной плотью. Но в оригинальном Doom разработчики не смогли реализовать эту деталь из-за ограничений спрайтовой технологии. Среди наземных врагов ревенант — один из самых быстрых. Он вооружён пусковыми установками на плечах, которые запускают ракеты. Некоторые из них могут самонаводиться, но имеют меньшую огневую мощь. В ближнем бою ревенант наносит мощные удары костяным кулаком. У него даже есть отдельная анимационная последовательность для ближнего боя. Это позволяет периодически подбегать к нему и убивать даже слабым оружием, поскольку другие монстры прекращают атаку. Несмотря на невысокое здоровье (300 очков), ревенант остаётся одним из самых опасных врагов. Однако в боях с другими монстрами он обычно уступает более живучим противникам. Слово «revenant» с английского переводится как «призрак», «выходец с того света» или «мститель». Это напрямую связано с его «мёртвым» видом.

Манкубус, или «жирдяй», — это огромный монстр с маленькой головой и короткими ногами. Вместо рук у него установлены пусковые установки, выстреливающие три серии по два огненных шара. Толстая шкура и слой жира защищают его, но из-за медлительности и больших размеров в него легко попасть. У манкубуса 600 единиц здоровья. Название, вероятно, происходит от латинского слова «mancus», означающего «бессильный» или «несовершенный», с добавлением демонического окончания «-убус». Возможно, оно также связано с «man» и «cube», что можно перевести как «кубический человек». В русском языке такое телосложение называют «трёхстворчатым», сравнивая с большим шкафом.

Арчвайл — это самый быстрый наземный монстр в игре Doom. Он гуманоидной формы и золотистого цвета. Слово "vile" в его названии переводится как "злой" или "подлый", что отлично описывает его уникальную способность — воскрешать убитых монстров. Однако арчвайл не может вернуть к жизни боссов, других арчвайлов или монстров, у которых нет трупов, а также самого игрока. Компенсируя это ограничение, арчвайл обладает мощной магической атакой. Он вызывает огонь под игроком, который обжигает и подбрасывает его вверх. Особенность этой атаки в том, что монстр может использовать её на любом расстоянии, и спрятаться от неё можно только за углом. Хорошая новость — у арчвайла есть долгая подготовка к атаке. В это время перед игроком танцуют языки пламени, но они не наносят вреда. Однако есть баг: если воскресить раздавленный труп, монстр получает возможность проходить сквозь твёрдые объекты. Игрок может использовать арчвайла в своих интересах. Нужно подставиться под его атаку и бежать к нужному месту. Когда арчвайл завершает подготовку, он подбрасывает игрока высоко вверх, и тот оказывается в нужном месте. Так можно преодолеть некоторые препятствия без поиска ключей или других способов. Арчвайл обладает большим запасом здоровья — 700 очков, уступая только барону ада среди обычных врагов.

Барон ада (Baron of Hell) — это массивный монстр с медно-красной кожей. У него закрученные бараньи рога и крепкие копыта. В бою он использует зелёные сгустки плазмы или атакует когтями вблизи. В первой части игры барон ада выступает в роли малого босса. Однако два барона ада становятся главными врагами в первом эпизоде «Doom». В последующих эпизодах и в игре Doom II они появляются как обычные, но очень сильные монстры. Эти существа крайне опасны. У баронов ада много здоровья — 1000 очков, а их атаки очень сильны.

Кибердемон — это босс из игры «Doom». Это огромный демон с искусственной ногой и ракетной установкой вместо одной лапы. Он очень опасен из-за большого запаса здоровья (4000 очков) и мощных, быстрых ракет. Кибердемон невосприимчив к ударной волне от ракет и бочек. Ущерб, который он наносит, такой же, как от ракет игрока. Повредить его можно только прямым попаданием.

Паукодемон, также известный как «Паук-предводитель», — это огромный мозг на механической платформе с четырьмя ногами и шестиствольным пулемётом-дробовиком. В каждом патроне по три картечины. В игре он — командир первой волны пришельцев-захватчиков и финальный босс первой части Doom. У него много здоровья — 3000 очков. Его пулемёт очень опасен, особенно на открытой местности, от него трудно увернуться. Паук наносит такой же урон, как и зомби-пулемётчик, но стреляет быстрее. Как и кибердемон, он неуязвим к взрывной волне. Вблизи он крайне опасен, но в два раза чувствительнее к боли, чем кибердемон.

-38

Икона греха (англ. Icon of Sin) — финальный босс в играх Doom II и Final Doom. Это не просто враг, а архитектурное сооружение: огромный демонический лик на стене, из лба которого вылетают снаряды в виде кубов с черепами. Вместе с ним появляются два объекта: босс-мозг и «спаунер босса». Босс-мозг имеет 250 очков здоровья, и его нужно поразить ракетой определённым образом. «Спаунер босса» выпускает кубы. Когда куб достигает своей цели, на этом месте случайным образом появляется любой монстр, кроме зомби, босса-паука, потерянных душ и кибердемона. Если куб останавливается на игроке, появившийся монстр убивает его, даже если игрок в режиме неуязвимости. В игре есть пасхальное яйцо. Чтобы его найти, нужно использовать код, который позволяет ходить сквозь стены, и пройти внутрь иконы через отверстие. Внутри босс-мозг выглядит как голова Джона Ромеро на колу. Если воспроизвести звук, который издаёт икона, когда игрок к ней подходит, и проиграть его задом наперёд, можно услышать фразу: «To win the game, you must kill me, John Romero» («Чтобы пройти игру, ты должен убить меня, Джон Ромеро»).

Doom - культовая игра, которая не только определила жанр шутеров от первого лица, но и стала настоящим культурным феноменом своего времени. Удивительно, но даже спустя более 30 лет эта игра продолжает жить активной жизнью.

Для многих людей, выросших в 90-х, Doom действительно стал первой компьютерной игрой. В то время появление домашнего компьютера было событием исключительным, и именно Doom часто становился той самой игрой, с которой начинался путь в мир компьютерных развлечений. Простой, но захватывающий геймплей, мрачная атмосфера и инновационный для того времени сетевой режим сделали игру невероятно популярной.

Сегодня сообщество Doom продолжает развиваться. Фанаты создают новые уровни (WAD-файлы), используя оригинальные редакторы или современные инструменты. Существует множество портов игры, адаптирующих её под современные системы, включая мобильные устройства. Особенно активно развивается сцена создания пользовательского контента - моддеры создают новые текстуры, спрайты, музыку и даже полностью переделанные кампании.

Современные модификации позволяют играть в Doom с улучшенной графикой, новыми механиками и даже в кооперативном режиме. Появились порты, добавляющие поддержку широкоформатных мониторов, улучшенную физику и даже элементы из других игр. Некоторые моддеры создают настолько масштабные модификации, что они превращаются в отдельные игры с собственной историей и механиками.

Популярность Doom в современном мире объясняется несколькими факторами:

  • Ностальгия - многие игроки возвращаются к игре, чтобы вновь испытать те же эмоции, что и в детстве
  • Доступность - игра бесплатна и доступна на множестве платформ
  • Творческий потенциал - простота создания пользовательского контента привлекает моддеров
  • Культурное влияние - игра остается важной частью истории видеоигр и продолжает вдохновлять новые поколения разработчиков

Таким образом, Doom не просто сохранился в памяти геймеров как историческая реликвия - это живая игра, которая продолжает развиваться и привлекать новых игроков, сохраняя при этом свою уникальную атмосферу и наследие.