Найти в Дзене
ТАВРИДА.АРТ

8 книг об истории народного костюма

Народный костюм – это не просто одежда, это отражение души, истории и традиций народа. Изучение этой темы открывает удивительный мир символов, красок и техник. Предлагаем вашему вниманию обзор нескольких книг из нашей библиотеки «Таврида.АРТ»! Книга детально рассматривает русский костюм с сарафаном как один из основных символов традиционной культуры. На примере экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа прослеживается история бытования сарафана в разных локальных традициях и среди различных сословий. Издание также позволяет совершить экскурс в историю придворного и маскарадного костюма с русскими элементами и познакомиться с работами современных модельеров из коллекции Эрмитажа. Косоворотка наряду с сарафаном является своеобразным символом русского традиционного костюма. Иллюстрированное издание впервые подробно освещает историю этого ключевого предмета мужской одежды в крестьянской и городской среде с XVIII до XX века. В альбоме воспроизводятся экспонаты Российского этнографичес
Оглавление

Народный костюм – это не просто одежда, это отражение души, истории и традиций народа. Изучение этой темы открывает удивительный мир символов, красок и техник. Предлагаем вашему вниманию обзор нескольких книг из нашей библиотеки «Таврида.АРТ»!

«Русский костюм с сарафаном», Наталья Некрасова, Нина Тарасова

«Русский костюм с сарафаном», Наталья Некрасова, Нина Тарасова
«Русский костюм с сарафаном», Наталья Некрасова, Нина Тарасова

Книга детально рассматривает русский костюм с сарафаном как один из основных символов традиционной культуры. На примере экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа прослеживается история бытования сарафана в разных локальных традициях и среди различных сословий.

Издание также позволяет совершить экскурс в историю придворного и маскарадного костюма с русскими элементами и познакомиться с работами современных модельеров из коллекции Эрмитажа.

«Косоворотка», Елена Мадлевская

«Косоворотка», Елена Мадлевская
«Косоворотка», Елена Мадлевская

Косоворотка наряду с сарафаном является своеобразным символом русского традиционного костюма. Иллюстрированное издание впервые подробно освещает историю этого ключевого предмета мужской одежды в крестьянской и городской среде с XVIII до XX века. В альбоме воспроизводятся экспонаты Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), а также ряда региональных музеев, дающие возможность познакомиться с основными типами рубах-косовороток, их декоративным оформлением, особенностями кроя, материалами, из которых они изготовлены. Представлены как крестьянские образцы, так и стилизованные предметы эпохи «русского стиля». Книга содержит большой практический раздел, предназначенный реконструкторам, а также всем, кто интересуется подлинными образцами традиционной одежды.

«Шушпан. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме», Татьяна Зимина, Елена Мадлевская

«Шушпан. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме»,  Татьяна Зимина, Елена Мадлевская
«Шушпан. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме», Татьяна Зимина, Елена Мадлевская

Альбом знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды, входившими в состав русского народного костюма. Исследовательской и иллюстративной базой издания является собрание русской одежды Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Коллекции РЭМ включают предметы XVIII– XX веков, бытовавшие преимущественно в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири. В основу структуры альбома положен региональный принцип бытования разных комплексов русского традиционного костюма: южнорусского — с поневой, центрально- и севернорусского — с сарафаном, однодворческого — с юбкой. В рамках каждого раздела представлены типы нагрудной одежды, различающиеся кроем и декором. В специальном разделе «Детали» впервые показано разнообразие кроя нагрудной одежды, ее деталей, декора и местной стилистики. В альбоме демонстрируется множество материалов, использовавшихся для шитья и отделки нагрудной одежды. В приложении приведены схемы кроя подлинных музейных образцов. Большая часть предметов публикуется впервые.

«Русские народные украшения», Елена Мадлевская

«Русские народные украшения», Елена Мадлевская
«Русские народные украшения», Елена Мадлевская

Альбом знакомит с украшениями, входившими в состав русского народного костюма. Основой издания является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Коллекция музея включает украшения ХVIII–ХХ веков, бытовавшие в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири.

В книге демонстрируются уникальные шейные, нагрудные и наспинные украшения разных форм и конструкций, изготовленные в различных техниках из разнообразных материалов. В числе описанных техник – шитье по бели, золотное шитье, вышивка, низание, плетение и другие. Большинство предметов публикуется впервые.

«Детская одежда в русской народной традиции», Елена Мадлевская

«Детская одежда в русской народной традиции», Елена Мадлевская
«Детская одежда в русской народной традиции», Елена Мадлевская

Книга является первым изданием, посвященным теме одежды для детей в русской народной традиции. Исследовательской и иллюстративной базой является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), включающее предметы Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири. В книге-альбоме представлено более 200 предметов одежды для младенцев, мальчиков и девочек, начиная с малого возраста и вплоть до подростковой поры. Как отдельные элементы, так и полные комплекты костюмов. Основная часть предметов публикуется впервые.

«Ситцы красные, цветастые», Наталия Ковалева

-6

Издание посвящено красным тканям с контрастным рисунком, известным сегодня в России как пунцовые или барановские ситцы. Во второй половине XIX века эти ткани по праву назывались народными: их можно было встретить в городе и деревне, на ярмарке и восточном базаре, в русских павильонах на Всемирных выставках и среди товаров коробейников. Несмотря на широкую популярность пунцовых ситцев и платков, история их появления и бытования в России практически не изучена. Наталия Ковалева, заведующий отделом народного искусства Русского музея, впервые подробно рассказывает об истоках художественной орнаментики, развитии технологии изготовления, о крупнейших зарубежных и российских производствах, а также о доминировании красного цвета в русском народном искусстве и роли краснофонных ситцев в традиционном костюме.

«Русский cарафан. Белый, синий, красный», Светлана Горожанина

-7

«Русский сарафан: белый, синий, красный» — это первое иллюстрированное издание, посвященное русскому сарафану. В альбоме представлены традиционные сарафанные ансамбли, с помощью которых читатели познакомятся с основными типами сарафанов, их назначением, обрядовой принадлежностью, социальными и возрастными характеристиками. В основу структуры издания положена новая концепция: иллюстративный материал расположен в соответствии с цветами, которые являются основополагающими в национальной символике и которые доминируют в колористике русского сарафана. В отдельных разделах приведены сведения об основных этапах изготовления домотканого материала, из которого шили сарафаны, о традиционных способах отбеливания и других приемах декорирования тканей. В приложении помещены схемы кроя подлинных музейных образцов. Основная часть публикуемых материалов хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. К изданию также привлечены экспонаты из коллекций ведущих российских музеев. Большая часть сарафанов публикуется впервые.

«Узорные рукавички. Варежки и перчатки с народными орнаментами», Галина Поверина

-8

Эта книга о многоцветном узорном вязании на спицах. Рукавички можно украсить как традиционными мотивами Русского Севера, так и современными орнаментами. Книга поможет освоить вязание по кругу, которое только на первый взгляд кажется сложным. Для каждого изделия приведены подробные описания и схемы. Статья Татьяны Зиминой, ведущего сотрудника Российского этнографического музея, познакомит с историей вязания, даст обзор коллекции музея, сведения о локальных названиях, способах ношения, принадлежности к костюмному комплексу.

-9

Эти и другие издания можно найти в Библиотеке творческих индустрий «Таврида.АРТ» или запросить у наших библиотекарей в электронном формате в приложении ЛитРЕС.