Найти в Дзене

И злоумышленник, не успев поджечь, тотчас скрылся

«Амурская газета» №47 от 18.11.1901 г. Поджоги жилых домов
«Амурская газета» №47 от 18.11.1901 г. Поджоги жилых домов

Кто и почему совершил первый поджог чужого имущества, полагаем, не известно никому, но на Руси уже в первом официальном своде законов «Русская правда», изданном в 11-13 веках, предусматривалась ответственность за поджоги: «ст. 83. О гумне. Если кто подожжет гумно, то на изгнание и разграбление весь его дом, но сначала он должен выплатить за погубленное, а остальное его хозяйство князь конфискует. Такое же наказание, если кто подожжет двор». Последующие законы с каждым разом повышали меру наказания за уничтожение чужого имущества, однако, поджоги были, есть и, вероятно, будут. По мнению преступников, это очень быстрый способ скрыть следы преступления или наказать обидчика. О поджогах, случавшихся в Благовещенске, писали газеты в начале прошлого века.

11 ноября 1901 года около 22 часов неизвестный злоумышленник пытался поджечь амбар Бабинцевой на Благовещенской улице.

«Поджигатель, смочив несколько щепок или тряпок керосином, зажег их и хотел уже бросить огонь в слуховое окно амбара, и тогда пожар был бы неизбежен. Но, к счастию, кто-то заметил огонь, крикнул и злоумышленник, не успев поджечь, тотчас скрылся. Вызванная по телефону пожарная команда могла только констатировать факт поджога по остаткам обгорелых пряток, от которых пахло керосином», - писала 18 ноября Амурская газета в № 47.

На следующий день, в понедельник, на той же Благовещенской улице, почти в то же самое время подожгли дом братьев Хворовых. По словам очевидцев, один из поджигателей облил стену керосином и поджег. Стена мгновенно вспыхнула, огонь перекинулся на карниз, на стропила.

«Другой поджигатель, в суматохе, поднявшейся в доме, проник внутрь второго этажа и начал поджигать оконныя занавески. Сделав это в одной комнате, он бросился с тем же намерением в другую, но тут был схвачен хозяевами. Он оказался крестьянином вятской губернии Бабушкиным. Второй злоумышленник успел скрыться».

Пожар внутри дома потушили сами хозяева, а на улице -оперативно прибывшие пожарные. Убыток от пожара на день публикации заметки не был известен, но, по мнению автора, не значителен, а о поджоге проводится следствие.

Несколько поджогов в Благовещенске были совершены осенью 1902 года. 15 сентября Амурская газета сообщала о пожаре, происшедшем на углу улиц Безымянной и Иркутской, где около трех часов ночи загорелся угловой флигель г. Петрова.

«Пожарная команда, быстро прискакавшая на место пожара, затушила огонь, и сгореть успела только крыша. Огонь начался, по словам некоторых, с наружнаго угла дома, почему предполагается поджог. Здание было застраховано».

27 сентября в Благовещенске состоялось важное событие – закладка женской гимназии. В первом часу дня загорелся дом Потемкина на улице Корсаковской. Пожарная команда огонь заметила быстро, (в три минуты) собралась и выехала. Правда, по дороге у пожарных случилось ЧП:

«Дорогой против семинарии от быстрой езды и главным образом от плохого состояния дорог у одной из бочек в обозе сломалась ось. Прибыв к месту пожара, увидели незначительный огонь во внутренних комнатах дома, заглушить, который было делом двух трех минут. Здесь на месте пожара, пожарные нашли банку с керосином и разлитый по полу керосин, который и горел. Говорят, что потом найден был и порох, лежавший около стен в углу. Все это дает повод подозревать поджог. Найденные предметы отправлены в полицию и производится дознание».

Вышедшая в пятницу 1 ноября 1902 года Амурская газета сообщала читателям о неудавшемся поджоге доме, который в ночь на 30 октября на Офицерской улице.

«Какой-то субъект принес с собой керосину, щепок, тряпок и спичек. Керосином он облил принесенный материал и всю наружную стену дома до самой крыши. Положив щепки в слуховое окно в фундаменте под тесовую обшивку, поджигатель сразу зажег всю коробку спичек и сунул в лежащия на земле пропитанныя керосином тряпки. Мгновенно вся улица осветилась огромным пламенем. Находившийся вблизи на посту городовой Вершинин тотчас увидал огонь и бросился тушить».

Правда, пока городовой тушил огонь, поджигатель успел скрыться.

В воскресный полдень 6 октября 1902 года спокойствие горожан нарушили мчавшаяся на пожар команда. На Семинарской (Политехнической) улице между Иркутской (Горького) и Амурской загорелся дом Третьякова. Пожарная команда, обнаружившая огонь, «примчалась в то время, когда огонь только охватил верхнюю часть крыши. Дружными усилиями пожарных, при помощи публики, огонь был потушен. Сгореть успела только крыша. Подозревается поджог, так как, по словам очевидцев, огонь возник под крышей изнутри, но не от трубы, как это всегда бывает в таких случаях, а в некотором от нея разстоянии. Года два назад этот дом горел и был ремонтирован на отпущенные страховым обществом средства. Дом застрахован», - писала Амурская газета в среду 9 октября на странице 2959.

О других поджогах зданий Благовещенска расскажем в следующий раз.