В отличие от художников предыдущего века, художники чинквеченто были приобщены к высшему, патрицианскому кругу. Мы это наблюдали на примере Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) и Рафаэля (1483-1520 гг.). Светские и духовные властители нуждались в искусстве, которое бы прославляла их деяния. Они привлекали к себе на службу знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов. Папа Юлий II (1443-1513 гг.) вызвал Микеланджело (1475-1564 гг.) в Рим, чтобы поручить ему грандиозное задание. Этот суровый и упрямый честолюбец пожелал, чтобы уже при жизни ему была воздвигнута гробница, которая великолепием превосходила бы все созданное до того в мире. История взаимоотношений великого художника и властолюбивого папы изобилует бурными вспышками гнева то того, то другого, самыми острыми конфликтами, заканчивавшимися, однако, примирениями. Оба они были дерзновенны и оба необходимы друг другу: художник первосвященнику — своим гением, первосвященник художнику — своим могуществом и жаждой славы. Грандиозное папское надгробие, каким задумал его Микеланджело, не было осуществлено. Юлий II решил заново построить собор святого Петра, так, чтобы этот храм, твердыня католической церкви, стал самым грандиозным и великолепным во всем христианском мире. Микеланджело получил от папы новый заказ, по своим масштабам не уступавший задуманному надгробию.
Почему роспись потолка Сикстинской капеллы была поручена именно Микеланджело, столь несговорчивому мастеру, тем более, что слава его, как живописца, уступала его скульптурному мастерству? Какого эффекта от этой работы ждал Юлий II? И почему роспись плафона Сикстинской капеллы до сих пор считается не превзойденной? Узнаем в этом и последующих выпусках.
Мини-словарик:
1. Плафон — потолочная поверхность, часто украшенная росписью или лепниной в архитектуре и живописи.
2. Сикстинская капелла — капелла в Ватикане, украшенная выдающимися фресками, особенно росписью потолка.
3. Чинквеченто — итальянское искусство XVI века, период Высокого Возрождения, отмеченный стремлением к монументальности и совершенству формы.
Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.
Начало титанической работы над созданием титанического мира
Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около шестисот квадратных метров! Да еще не на стене, а на потолке. Микеланджело начал работу 10 мая 1508 года и закончил 5 сентября 1512 года. Более четырех лет труда, требовавшего почти сверхчеловеческого духовного и физического напряжения. Лежа на спине, писал все сам, боясь что-либо доверить ученикам. Папа торопил его, но Микеланджело не допускал грозного заказчика в капеллу во время работы, а когда тот все же проникал под его своды, сбрасывал с лесов, якобы нечаянно различные предметы, доски, обращая в бегство разъяренного старика. Объяснения же между ними были настолько бурными, что папа однажды ударил его посохом.
На потолке Сикстинской капеллы Микеланджело создавал образы, в которых по сей день мы видим высочайшее проявление человеческого гения и человеческого дерзания. А между тем мысль о том, что какие-то недруги строят против него козни, не покидала его. "Я не забочусь, — сообщил он в одном из своих писем, — ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений". А в другом письме своему брату заявлял с полным правом: "Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший". В то время как Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, в том же папском дворце Рафаэль украшал росписью личные покои Юлия II.
В своих "Этюдах по истории западноевропейского искусства" М. В. Алпатов подчеркивает, что в эпоху Возрождения плафонная живопись носила преимущественно декоративный характер, ограничиваясь несложной тематикой, и потому "Сикстинский плафон Микеланджело, рожденный в творческих муках и ответно требующий от зрителя мучительного напряжения, — это исключение", знаменующее отступление от эстетики той эпохи. Как трудно смотреть на роспись Микеланджело. Как утомительно все время запрокидывать голову.
Да, несомненно, это не спектакль, обращенный к зрителю, не роскошная панорама окружающего нас мира, которым руководит закон гармонии и меры, панорама, создающая иллюзию, что мир этот и человек в нем увенчаны красотой, которая есть выражение добра. Титану, имя которого Микеланджело, дали расписывать плафон, и он покрыл его титаническими образами, рожденными его воображением, мало заботясь о том, как они будут "просматриваться" снизу, будь там внизу кто угодно, и даже грозный папа Юлий II, который был уверен в выборе мастера.
Ведь только масштабная личность может создать подобное себе. Однако и тот был потрясен величием созданного. И все в тогдашнем мире были потрясены, как и мы сегодня. В своих титанических грезах Микеланджело создает свой титанический мир, который наполняет нашу душу восторгом, но и в то же время смятением, ибо цель его решительно превзойти природу, сотворить из человека титана. И это продолжает будоражить сознание человека вот уже несколько столетий! Как справедливо заметил Вельфлин, Микеланджело "нарушил равновесие мира действительности и отнял у Возрождения безмятежное наслаждение самим собой".
Гармония между частным и целом
Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создает живописью как бы новую, "изображенную" архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным проемам, и образовавшиеся прямоугольные поля заполнил сюжетными композициями. Оба боковых пояса он разделил своей кистью пилястрами на прямоугольные ниши, в которые поместил колоссальные фигуры, восседавшие на тронах. Весь средний пояс окантован карнизом с кубическими седалищами, на которых обнаженные юноши обрамляют наподобие статуй живописные сцены, отодвинутые в глубину. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Контрасты в масштабах, как и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур, глубоко продуманы, в соответствии с единым архитектурно-живописным планом. Каждая композиция существует одновременно и сама по себе, и как неотъемлемая часть целого, ибо все они взаимно согласованы. Это великое достижение живописи Высокого Возрождения и конкретно великого Микеланджело.
Только в золотой век итальянского искусства была возможна подобная гармония между частным и целом. В живописи Микеланджело — сдержанные краски с серебристыми переливами, общая гамма которых естественно выявляет значительность и благородство образов. Средний пояс Микеланджело заполнил библейскими сценами, а на боковых поместил библейских пророков и мифологических сивилл, которых древние греки и римляне почитали как прорицательниц, а также как жриц и возлюбленных Аполлона. Какой грандиозный ансамбль! Какое величие и какая стройность! Таково первое впечатление от этой плафонной росписи. Затем вы обнаруживаете, что этот величественный ансамбль во всей его согласованности состоит из одних человеческих фигур, изображенных во всевозможных позах, движениях, ракурсах и сочетаниях, так, что весь плафон воспринимается как торжественный гимн красоте человеческого тела. Каждая фигура в отдельности и все вместе — это как бы сплошной порыв, сила которого неудержима. Ибо это та сила, которая рождает миры.
Полет Творца по безграничному небу Микеланджело
И вот на плафоне мы видим рождение первого человека, сотворение Богом Адама. Вот как В. Н. Лазарев мастерски описал этот шедевр: "Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от библейского текста ("И сотворил бог человека по образу своему, по образу божью сотворил его", — "Книга Бытия", I, 27), художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит бог-отец, окруженный ангелами. Позади его развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией.
Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука , дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика.
Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образ Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого. Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры".
А какой красоты лицо Адама, с устремленными к Богу глазами, в которых тот же зов и то же ожидание, что и в руке! Микеланджело, подобно Богу, сотворившему первого человека и отделившему свет от тьмы, творит новый, открывшейся его воображению грандиозный мир отваги и силы, венцом которого должен быть человек, возвеличенный его творческим пафосом. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны и толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в созданные им образы. Что представляют они по его замыслу? Некоторые полагают, что это новое чисто микеланджеловское толкование Библии; другие — новое осмысление "Божественной комедии", автору которой мечтал уподобиться Микеланджело; третьи — живописная поэма о восхождении человека до божественного совершенства, которого, как показывают на этом потолке фигуры Микеланджело, должен достичь человек. Но об этом и других вопросах, дорогие читатели, мы порассуждаем в следующих выпусках.
Дополнительные материалы:
1. Алтаев А. Л. Впереди веков (1959).
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).
3. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).
4. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).
5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
6. Стендаль. История живописи в Италии (2019).
7. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).
Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видео об искусстве.