Приглашаю к разговору о том, стоит ли разбиваться в лепешку, чтобы, во что бы то ни стало, постараться дать детям образование или пусть пробиваются сами. Важно ли вообще образование в современных реалиях.
Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса.
И хоть сегодня воскресенье и, обычно, по воскресеньям я стараюсь рассказывать о чем-то вечном, сегодняшняя статья будет просто на "злобу дня", что называется.
У меня сейчас горячая рассадно-пересадная пора. Начинается дачный сезон. Надо успеть до операции всё вырастить и высадить. Кроме этого, летом я, обычно, отпускаю всех сотрудников в отпуск. Поэтому, скорее всего, писать буду нерегулярно. Еще заметила, что лучше не давать никаких конкретных обещаний. Чаще всего получается, что пообещаю о чем-то написать, а из-за цейтнота или отложу, или вообще не напишу ничего.
Кому важно то, что я пишу - прошу понять и простить. Если будет о чем рассказать - обязательно буду рассказывать.
На тему сегодняшней статьи я давно хотела поговорить.
Кто давно со мной, знают, что четыре года назад моя дочь поступила в Санкт-Петербургский государственный университет.
Поступить было очень нелегко. И не потому, что она глупая и плохо училась в школе, а потому, что детям из провинции в принципе сложно поступить в топовые вузы. Качество преподавания в провинциальных школах сильно не дотягивает до требований таких вузов.
Часто родители, кто хочет дать детям отличное образование, ищут задолго возможность для какого-то дополнительного образования для этого - устраивают детей в профильные гимназии при университетах. Некоторые из таких гимназий вообще предполагают отрыв ребенка из дома достаточно рано. Кто-то ищет и оплачивает услуги высококлассных репетиторов, специализирующихся на подготовке детей в тот или иной вуз. Кто-то из детей проходит через сито Всероссийских олимпиад, которые дают гарантированно поступление на бюджет в выбранный вуз.
У нас, кроме участия дочки во Всероссе, ничего другого не было. Но у нее было сильное желание учиться именно в СПбГУ или ВШЭ. Мы тогда с мужем оценили наши возможности и решили дать ей образование на платной основе. Понимали, что это не прихоть дочки, а, действительно, возможность дать ей хороший старт.
Училась она хорошо. Надо заметить, что в их университете все студенты проходят жесточайший прессинг на предмет того, что их в любой момент могут отчислить. Этот дамоклов меч так гнетет, что многие не выдерживают.
Из 60 человек в двух группах по их специальности к концу обучения осталось тридцать. Очень сложно учиться. Много домашки, подготовки.
С дочерью в группе училась девушка, которая из-за того, что так переживала из-за учебы, заболела анорексией. Сама она была из Владивостока, родители ничего не знали. Дочь два года не была дома, а когда приехала, родители ужаснулись, во что она превратилась. Университет пришлось оставить. Знаю, что она пока не справилась со своей болезнью.
Пока дочь жила в студгородке в Петергофе, не единожды рассказывала жуткие истории, как некоторые студенты, которые не справлялись с учебой, сводили счеты с жизнь. Разными способами, но чаще прыгнув вниз с крыши студенческих высоток.
Помню, первые два года наша студентка тоже истерила по поводу учебы, тяжелейших нагрузок и жесткого графика.
Но на третьем курсе добавила себе еще нагрузки - пошла учиться дополнительно китайскому в Школу Конфуция и, как это не парадоксально, ей стало значительно легче морально.
Ну, а уж когда съездила в Китай и близко сдружилась с такими же увлеченными девочками, все стало значительно легче.
И вот учебы подходит к концу. В конце мая уже защита диплома и надо решать, что делать дальше.
Вариантов на сегодняшний момент три - продолжить обучение в магистратуре, уехать совершенствовать китайский язык в Китай или пойти работать. И она пока не решила, что выбрать. Конечно, больше всего она хочет поехать в Китай, но там сложности с получением документов о сдаче одного из международных экзаменов. В магистратуру она не хочет по причине того, что по ее профилю только углубленное изучение экономики на английском, уже без китайского, а она хочет именно продолжить изучать китайский язык.
Ну, и третий вариант - работа. Ей уже предложили работу на заводе по переработке газа, который строят китайцы под Петербургом. Она там была на практике. Всё понравилось, но не нравится, что на заводе нужно жить в общежитии и в город на выходные можно выехать только два раза в месяц. Хотя зарплату предложили сразу шестизначную, общежитие и питание бесплатно. Плюс, опять же, языковая практика такая, какую и в самом Китае не обязательно получишь.
И вот она вся в сомнениях и раздумьях.
Предлагаем идти в магистратуру, говорит, что не хочет заниматься чисто экономикой. И на завод не хочет.
Говорим, зачем тогда училась на экономиста? И тут в ход идут аргументы, что сейчас никто не работает по специальности.
Что работодатели сейчас не смотрят вообще на диплом. Важно, не какое у человека образование, а что он умеет.
Конечно, доля истины в её словах есть.
Хотя, если брать в пример нашу семью, то старшая дочь уже десять лет работает по той специальности, которой её учили в университете - дизайнером ювелирных украшений. Работу свою любит и, если и видит себя на другой работе, то только на какой-то смежной специальности, но именно в ювелирной отрасли.
Зять учился в железнодорожном институте, но инженерная специальность была широкого профиля. После университета попал в проектный институт, занимающийся проектированием медицинских учреждений и так и работает, становясь всё более грамотным и востребованным специалистом.
Я не понимаю, зачем вообще тогда учиться, если затем жизнь свою профессиональную связать с чем-то другим? Может, сразу, не занимая чужого места, пойти учиться тому, что нравится.
Но дело в том, что чаще всего, работа, которая нравится, не слишком хорошо оплачивается. Или в момент поступления не слишком было понятно, что нравится, а затем бросать было стыдно и жалко родителей, которые уже потратили много нелишних для семьи денег.
Читала, что Госдуме готовится законопроект, который сильно ограничит число бюджетных мест в столичных вузах и, наоборот, добавит в периферийных, чтобы студенты после окончания учебы оставались в родном регионе.
А еще есть такая тенденция, что современное поколение "зумеров" вообще не стремится работать. Им не нужна карьера, они готовы довольствоваться мизером, если это не нарушает их душевный комфорт. Они не признают необходимость каждый день ходить на работу, терпеть требования, часто обоснованные, начальства. Для них важен именно их душевный комфорт.
С такими, кстати, я уже неоднократно сталкивалась, когда подбирала себе сотрудников.
Вот крик души в нашей городской группе.
Этим людям неведом Трудовой кодекс и то, что, вообще-то, это норма - работать пять дней в неделю или по другому, принятому на работе графику, а не как тебе хочется.
Дочери мы сказали, что примем любое её решение. Знаем, что она - человек серьёзный и ответственно относится к своей жизни.
Иногда думаю, что, Слава Богу, что наши дети свои выборы сделали и мы помогли им со стартом. Глядя на нынешнюю молодежь, вижу, что очень тяжело добиться чего-то одному, без поддержки семьи. Хорошо, что мы успели дать своим детям образование и нам хватило на это сил. Ну, а уж дальше - сами, сами.
А что вы думаете по этому поводу?
Спасибо, что дочитали. Анфиса.
Некоторые мои статьи про то, как дочь поступала в университет и училась там.