Как вам идея фильма о схватке гангстеров с вампирами на американском юге в 30-е годы, да еще когда все это происходит на фоне очень красивой музыки? Интересно ведь, давно не было такого атмосферного хоррора. Вот и зрителям в США (да и в других странах) фильм зашел. Только за первые входные собрали более 50 миллионов долларов. При бюджете в 90. Фильм уже стал самым кассовым самым кассовым дебютом в прокате среди всех оригинальных фильмов за последние 10 лет. По нынешним временам - отличное достижение. Мы планировали сходить на другой фильм, но завернули на "Грешников". Очень уж отзывы о нем восторженные.
Молодой режиссер
Давайте сразу немного о режиссере - Райане Куглере. Он снял "Черную пантеру", "Крид: Наследие Рокки", "Чёрная пантера: Ваканда навеки". Если вы смотрели мультипликационный фильм "Душа" и просидели в зале весь тот период, пока идут титры, то увидели, что Пиксар выразили благодарность Куглеру. Но над этой анимацией он не работал. Во всяком случае официально и все же в период работы над "Черной пантерой" появлялся в студии, где делали "Душу", чтобы дать совет или подкинуть идеи продюсеру Дане Мюррей и сценаристу Кемпу Пауэрсу. Почему его так заинтересовала эта история? Все дело в сюжете - "Душа" рассказывает о погибшем учителе музыки, который бредит джазом. Райан Куглер убежден - без джаза, блюза и соула американская культура не была бы такой, какой мы видим ее сегодня.
Именно поэтому, когда он дозрел до полного метра (не только как режиссер, но и сценарист) он, по его словам был уверен - фильм должен быть полон музыки и если получится, он пригласит в него звезду блюза. Он очень верил в свой проект, хотя сомневался, что он понравится зрителю. Но все получилось - и сюжет, и съемки, и звезда блюза, и касса.
Что по сюжету
Фильм считается оригинальной историей, но когда читала о нем, нашла такое определение - "кроссовер вампирского ужастика Родригеса и Тарантино "От заката до рассвета" и музыкальной драмы Уолтера Хилла "Перекресток". Последний, кстати, снят по интересной легенде или байке Роберта Джонсона, который рассказывал - чтобы так играть блюз нужно было просто продать душу дьяволу.
Итак - 1932 год, два брата - Смоук и Стэк. Они возвращаются домой в дельту Миссисипи после того, как несколько лет отдали работе на мафиозную семью в Чикаго. Здесь они планируют открыть джук-джойнт - дешевый бар, где могут провести время местные, послушав музыку. Обычно в таких барах стоял музыкальный автомат, но по вечерам могли играть местные музыканты. Такие бары стали неотъемлемой частью черного американского юга из-за законов Джима Кроу, запрещавших чернокожим проводить досуг вместе с белыми.
Все идет по плану - братья нанимают своего кузена в качестве музыканта, бывшую жену одного из них в качестве повара. Сэмми - кузен новых владельцев бара играет блюз, хотя его отец - пастор - категорически против этого, считая дьявольской музыкой. Но он играет так, словно и правда заключил сделку с дьяволом. И однажды в бар послушать его и правда приходит тот, кто, возможно, даже страшнее властелина преисподней. Он безжалостен и неумолим, не предлагает никаких сделок.
Ну а дальше вы и сами, наверное, догадываетесь - всем, кто придет в бар однажды вечером придется как-то выжить в той мясорубке, что начнется. Кто-то сможет пережить ночь и увидеть рассвет, кто-то нет.
Стоит ли смотреть
Ну вроде как меня кто-то спросил - да! Хотя сначала вы даже удивитесь и попробуете заскучать - а где ужасы то, вот два близнеца в исполнении Майкла Б. Джордана приезжают в родной городок и планомерно собирают команду для своего нового бара. Если не знать, что это ужасы, можно ожидать прибытия представителей мафии, например, которые вдруг решают поинтересоваться - а где же, собственно их деньги.
Отдельно об актере, который воплотил на экране Смоука и Стэка - Майкл Б. Джордан - отлично справился. И хотя режиссер все же оставляет подсказки в виде цветов одежды героев, зритель быстро понимает: угрюмый и жесткий - это Смоук, развязный, но нерешительный - Стэк.
В фильме много символизма. И о прошлом близнецов Куглер рассказывает интересно и "по делу" - через октаронку Мэри (Хейли Стайнфелд), у которой только восьмая часть крови негритянская, но среди белых, к которым она ближе, ей неуютно и страшно; то через детскую могилку у дома жрицы худу (Вунми Мосаку). Ну и без темы расизма тут никак - под бар браться приобретают лесопилку, бывшим хозяином которой является активный сторонник ку-клукс-клана.
И музыка - она стержень, главный герой и причина всего, что будет происходить на экране. И если отец Сэмми (Майлз Кэйтон) - пастор - считает, что именно блюз является дьявольской музыкой, то он ошибается. Зло, которое является в бар - поклонник и исполнитель другого направления - кантри и ирландских танцев. Тоже символично, правда? Зло является приверженцем "белой" музыки, белой кожи, белой злости...
Но даже этот вампир потрясен энергией и звучанием блюза в исполнении Сэмми и он хочет его к себе в клан, получить его силу, использовать ее. Реммик (Джек О’Коннелл) - глава вампирского клана, завоеватель, как многие белые. Интересно, что у Куглера вампиры классические - кол, солнечный свет и чеснок - не самые любимые вещи. Смертельные, конечно. Но еще они обладают коллективным разумом и могут присваивать воспоминания своих жертв.
"Я хочу себе твою историю", — говорит Реммик Сэмми.
И снова символизм - вампиры в этой истории не просто кровососы, но культурные апроприаторы. Они предлагают жизнь, пусть и ту, которую ведут вампиры, в обмен на отказ от своей уникальности - отдай ее клану и будешь его частью. Нет? Хорошо - выбор сделан, ставок больше нет. Куглер не скрывает - это прямой намек на белых угнетателей, которые занимались почти тем же самым.
И вот вторая часть, которую можно назвать "ночной" в фильме такая, какая и должна быть у хоррора - мрачная, кровавая, жестокая. Режиссер ставит знак равенства между "музыкой народа" и его душой. Продать музыку - отказаться от идентичности. И героям нужно решить - свобода или рабство. Надо сказать, что обе части "светлая" и "ночная" идеально слеплены, нет каких-то нелогичных переходов, все органично. Правда развязка, возможно, покажется вам смазанной. Поэтому обязательно посмотрите две сцены после титров - первая больше объяснит концовку, сделает ее понятнее. И в ней как раз появится звезда блюза, которую Куглер так хотел заполучить - пятикратный обладатель «Грэмми» Бадди Гай. Кого он сыграет можно догадаться, но увидите сами, если захотите посмотреть фильм.
Спасибо, что уделили время чтению статьи. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.