Найти в Дзене
Мир моих увлечений

Липовые "Астралы" и "Оно": почему российские локализаторы перевирают названия хорроров?

Идея этого материала зрела у меня в голове очень давно, однако всё было как-то не до этого. Сигналом к действию стало прочитанное интервью ресурса "Бюллетень кинопрокатчика" с главой компании "Кинологистика". В статье руководитель конторки открыто заявлял, что эпидемия фильмов ужасов с фейковыми названиями в прокате — это нормально. Не обошлось и без бахвальства такой маркетинговой стратегией. Сегодня мы попробуем понять, насколько прав дистрибьютор, а также разберёмся, можно ли назвать озвученное выше явление проблемой. Если прямо сейчас открыть график премьер, то можно увидеть интересную картину. С 1-го мая прокат штурмует хоррор "Зловещие мертвецы: Некрономикон". К концу месяца мы сможем оценить "Астрал: Долг крови", а июнь стартует с ужастиком "Заклятие. Демон внутри" (ну просто мёд для ушей). Последний, например, в оригинале называется "Обладать" и происходит аж из Мексики. Очевидно, что ни один из этих фильмов не имеет никакого отношения к франшизам "Зловещие мертвецы", "Астрал",
Оглавление
Идея этого материала зрела у меня в голове очень давно, однако всё было как-то не до этого. Сигналом к действию стало прочитанное интервью ресурса "Бюллетень кинопрокатчика" с главой компании "Кинологистика". В статье руководитель конторки открыто заявлял, что эпидемия фильмов ужасов с фейковыми названиями в прокате — это нормально. Не обошлось и без бахвальства такой маркетинговой стратегией. Сегодня мы попробуем понять, насколько прав дистрибьютор, а также разберёмся, можно ли назвать озвученное выше явление проблемой.

Внимание! Теперь основной канал находится в Telegram, переходите по ссылке, если интересно. https://t.me/Kino_Andrey

А что вообще происходит?

Если прямо сейчас открыть график премьер, то можно увидеть интересную картину. С 1-го мая прокат штурмует хоррор "Зловещие мертвецы: Некрономикон". К концу месяца мы сможем оценить "Астрал: Долг крови", а июнь стартует с ужастиком "Заклятие. Демон внутри" (ну просто мёд для ушей). Последний, например, в оригинале называется "Обладать" и происходит аж из Мексики. Очевидно, что ни один из этих фильмов не имеет никакого отношения к франшизам "Зловещие мертвецы", "Астрал", "Заклятие" и не является сиквелом "Демона внутри". Качество данных проектов несложно предугадать уже сейчас.

Оглянемся назад. Франшиза, официально локализованная как "Астрал", насчитывает 5 частей. Думаю, все мы знакомы с этой серией. Также существует около десятка других фильмов, в названии которых действительно присутствует слово "Астрал". Однако "Кинопоиск" по данному запросу на момент написания статьи выдаёт аж 102 проекта! Очевидно, что подавляющее большинство из них не только не имеет отношения к популярной франшизе, но и вообще никак не связано с астралом и чем-либо ещё подобным. Например, прошлогодний "Астрал. Медиум" — это "Странность", а грядущий "Астрал: Долг крови" — вообще "Долг жизни". "Заклятию" повезло больше — таких фильмов в российской среде 139 штук. И число примеров растёт едва ли не в геометрической прогрессии.

-2

Похихикаем ещё. Уникальным примером стал фильм "Омен. Непорочная" — проходной, но в целом не самый плохой ужастик. Само собой, он никак не связан с известной франшизой про демонического ребёнка. Примечателен же случай тем, что российский постер фильма каким-то образом дошёл до режиссёра Майкла Мохана. Кинодел даже посвятил этому отдельный пост, полный недоумения. Неудивительно, ведь он вряд ли вообще думал об "Омене", когда снимал "Непорочную". Искаться создатели не стали — вероятно, это весьма сложно с юридической точки зрения. А может, их устроили сборы фильма в российском прокате.

"Чёрт возьми. Я правильно это читаю? Наш российский дистрибьютор изменил название фильма на «Омен. Непорочная»?"
"Чёрт возьми. Я правильно это читаю? Наш российский дистрибьютор изменил название фильма на «Омен. Непорочная»?"

Одним из примеров клинического бреда можно назвать ситуацию с дилогией "Слуги сатаны", где к 1-й части просто добавили префикс "Заклятье", а 2-ю превратили в "Заклятье: 13-й этаж". Вот и думай теперь, как узнать, что у достойного хоррора вышел сиквел. Перечислять примеры можно бесконечно — никакой статьи не хватит, да и в сети уже полно материалов на тему. В последнее время дистрибьюторы так обнаглели, что стали менять не только названия фильмов, но и постеры. Так, например, они добавили маску "Призрачного лица" на постер ужастика "Сезон призраков", вписав в название слово "Крик". В полный рост используются и комбинации: "Пила: Джокер", "Клаустрафобы: Хижина в лесу" и т.д. Беспределу нет конца. Вам нужны ещё доводы? Что ж, у меня есть.

-4

Почему сейчас всё стало хуже, чем было раньше

С локализацией названий в нашей стране всегда был некоторый бардак. Даже в советское время наименования многих зарубежных фильмов адаптировались не совсем точно. Однако локализаторы крайне редко переходили от именно адаптации к перевиранию. Например, японский ужастик "Легенда о динозавре" в оригинале называется "Легенды, написанные Киюру Каем". Согласитесь, советские прокатчики сделали вполне адекватную адаптацию, способную заинтересовать зрителя.

-5

Ситуация начала усугубляться в 80-х и 90-х. Совпали сразу 2 обстоятельства: появление домашнего видео и отмена "железного занавеса", благодаря чему к нам на Родину грянул поток всевозможных зарубежных фильмов. Многие из них, в общем-то, даже не имели официального проката в СССР (позже — РФ) и сразу уезжали в полулегальные видеосалоны. Дубляж также производился "на коленке" гнусавыми переводчиками. Очевидно, что и названия адаптировались соответствующим образом. Китайский боевик — ну, что-то про "Дракона". Стивен Сигал — очередная часть "Нико". Огромные монстры — приплетаем Юрский период и динозавров. И так далее, в меру умственных способностей переводчика. Доходило до того, что даже многие относительно известные фильмы имели 2 варианта названия. Например, "Самолёт президента" иногда превращался в "Борт №1", а "Змеед" — в "Пожирателя змей". Но, как мы видим, даже тогда создатели старались хоть как-то сохранить смысл оригинального заглавия.

-6

К нулевым всё более-менее успокоилось. Видеосалоны позакрывались, а продажи на носителях потихоньку встали на путь легализации. Пиратство, конечно, никуда не делось, однако у подпольных коммерсантов при выборе названия фильма теперь был ориентир в виде официальной дистрибьюции. Увы, при этом стала всплывать другая проблема — корявая адаптация уже официальными представителями. Стремясь заинтересовать публику, российские "надмозги" начали осознанно коверкать названия фильмов. Так "Похмелье" стало "Мальчишником в Вегасе", "Быстрые и яростные""Форсажем", "Потерянные""Остаться в живых", а "Чем мы заняты в тени""Реальными упырями". Были, конечно, и относительно удачные адаптации, как "Нокдаун" вместо непереводимого фразеологизма "Мужчина-Золушка", но нелепица, увы, встречалась чаще. Кому интересно — в сети есть масса статей и подборок с крайне забавными примерами.

-7

Так почему же вышеперечисленное не идёт ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас? Всё очень просто. Наглая ложь локализаторов раньше имела место, главным образом, в неофициальном прокате — видеосалонах, пиратских носителях, бесплатных сайтах в интернете. Всё, что демонстрировалось на больших экранах, если и имело перевранное название, то хотя бы не приписывалось к какой-либо успешной франшизе. Исключения, конечно, были (какой-нибудь "Скандинавский форсаж" можно вспомнить), но всплывали они крайне точечно. Нередко обмануть зрителя пытались и непосредственно создатели фильма — в таком случае вины локализаторов в появлении подделки нет. Теперь же дистрибьюторы не заморачиваются над адаптацией названия, тупо воруя чужие заголовки. Что изменилось в наши дни?

-8

Новые правила киноиндустрии

Новый виток пиратства начался ещё с его переходом от DVD в интернет, однако по-настоящему лютовать российские коммерсанты начали после известных событий 2022-го года. Поток официального контента в РФ кратно сократился, а это значит, что в такой же степени добавилось работы и у пиратов. Вот только если раньше им могли прилететь вполне реальные претензии от конкретных правообладателей, то после начала СВО зарубежный "дамоклов меч" просто пропал. Иными словами, делай всё, что хочешь. И пираты начали делать, заполонив интернет своим контентом. К такой прекрасной "кормушке" в итоге решили подключиться и официальные дистрибьюторы.

-9

Да, все крупные студии сбежали из РФ, но осталась масса независимых проектов. Как студийных, так вообще непонятно, откуда взявшихся. Само собой, с соответствующим качеством, если мы говорим про хорроры. Раньше такие фильмы категории Б (а то и Г) сразу улетали в сеть, где оседали среди сотен "коллег", становясь, в лучшем случае, пищей для треш-обзорщиков с "ютуба". В широком прокате из-за конкуренции для всего этого просто не было места. Но вот теперь оно появилось — и российские дистрибьюторы быстро сообразили, что можно насытить кинотеатры потоком крайне сомнительных проектов. А всякие мелкие британские, мексиканские, индонезийские, турецкие, испанские и чёрт его знает, какие ещё студии рады продать свои "говнохорроры" хоть кому-то, лишь бы заработать лишнюю копеечку. Политика их точно не волнует.

И Мексика, и Швеция, и Индонезия -- все открыли для себя новый рынок
И Мексика, и Швеция, и Индонезия -- все открыли для себя новый рынок

В свою очередь, заработать хотят и российские компании. Но кому будет интересен третьесортный азиатский ужастик? Да и хороший, в общем-то, тоже никому не сдастся, ведь в нём сплошь неизвестные актёры, да и другие его создатели ничего культового раньше не снимали. И вместо того, чтобы тщательно подходить к отбору кандидатов и составлять грамотные пиар-кампании, российские дистрибьюторы нашли гениальный выход. Какой — вы уже догадались. "Оно", "Астрал", "Заклятие", "Пункт назначения", "Поворот не туда", "Пила", "Паранормальное явление" и многие другие — это культовые хорроры, которые знает целевая аудитория. Более того, практически все из них имеют свои франшизы, живущие до сих пор. Так почему бы не начать обманывать зрителя? Правообладатели ведь ушли с рынка — никто не даст по башке за такие вольности. И вот здесь моя история наконец-то закольцовывается. Мы возвращаемся к тому, с чего начали. Выдохнем и приступим к анализу ситуации.

-11

Почему липовые названия ужастиков — это проблема?

Казалось бы — фильмы ужасов. Кому они вообще нужны? Неужели имеют такую широкую аудиторию? Практика показывает, что да. Хорроры — стабильно популярный жанр, который не ставит кассовых рекордов, однако почти всегда окупает затраты на производство\дистрибьюцию. В наши дни похвастаться таким могут лишь единичные жанры. Ужасы, как правило, довольно просто и дёшево снимать, а минимальный выхлоп им обеспечивает случайная аудитория. Давайте поделим зрителей на 2 категории и попробуем разобраться, как от проделок российских локализаторов страдает каждый из нас.

Рядовой зритель

Очевидно, что изначально весь смысл подмены названий был рассчитан "на лоха". Ни в коем случае не оскорбляю рядового зрителям, эту концепцию придумал не я. Так вот, по данной категории всё очевидно: человек, который смотрит хорроры редко или в целом не особо интересуется кинематографом, видит очередное "Оно" и вспоминает, что когда-то ему очень понравился фильм про клоуна Пеннивайза. Он покупает билет, идёт в кино и видит там совсем не то, на что рассчитывал. Да, таких людей много.

Фильм, может, и неплохой, но какая это "Новая глава"?
Фильм, может, и неплохой, но какая это "Новая глава"?

Само собой, среди рядовых зрителей есть и более дотошные представители. Они смотрят трейлеры, открывают "Кинопоиск" и вполне способны установить связь между частями франшизы. Однако как им, например, среди тонн шлака выкопать официальную новую часть "Пункта назначения", которая выходит в этом году? А ситуация с "Оменом" в 2024-м году, когда одновременно появились 2 фильма с одинаковым названием, лишь один из которых являлся частью франшизы, это уже вообще уровень "мокбастеров". Или, например, как узнать, что вышло продолжение какого-то крепкого малобюджетного хоррора двухлетней давности? Приквел или перезапуск культовой франшизы? Ответы на эти вопросы требуют достаточно глубокого анализа и серьёзного погружения в тематику. Далеко не у всех зрителей есть на это время и желание. Конечно, можно сказать, что данное обстоятельство — отличный повод потренировать мозг и расширить кругозор. Но я не считаю это за аргумент. Ведь заниматься в спортзале — это одно, а быть вынужденным постоянно ходить с гирей — совсем другое.

Интересный факт: "Непорочная" и реальный приквел франшизы "Омен" вышли с разницей меньше месяца. Остаётся только гадать, сколько российских зрителей посмотрели не то, что хотели
Интересный факт: "Непорочная" и реальный приквел франшизы "Омен" вышли с разницей меньше месяца. Остаётся только гадать, сколько российских зрителей посмотрели не то, что хотели

Киноманы

Итак, переходим к тем, кто достаточно глубоко погружён в киношную тематику. Это люди, смотревшие не одну сотню хорроров, знающие по именами культовых режиссёров и в целом довольно "прошаренные" ребята. Например, для меня вычислить липовый "Астрал" — проще простого. Я слежу за культовыми франшизами и индустрией в целом, поэтому о каких-то действительно стоящих фильмах узнаю заранее. Однако даже крепко подкованный киноман может попасть в ловушку, выставленную нашими локализаторами.

Как среди сотен хорроров категории Г найти что-то стоящее? Да, нередки случаи, когда независимый кинематограф выдаёт действительно годные ужастики. Ярчайший пример — прошлогодний "Астрал. Медиум", на деле оказавшийся ирландским хоррором "Странность". Это добротный и по-настоящему жуткий фильм, который я даже готов порекомендовать. Но как, чёрт возьми, мне нужно было найти его среди других 14 "Астралов", вышедших в прошлом году? Оценок и обзоров в период проката ещё толком нет, мне чисто на чутьё полагаться? Или как понять, что "Заклятье. Слуги сатаны" — отличный хоррор, а "Заклятье. Наши дни" — несмотрибельная муть? Оценки у всех этих проектов плавают примерно в одном диапазоне, да и верить им можно далеко не всегда. Словом, сплошные неудобства, заморочки и потраченное впустую время (а то и деньги).

-14

А что у них?

Что ж, пора поговорить и о том, что сподвигло меня к написанию данной статьи. Речь про уже упомянутое интервью с Анатолием Сергеевым — главой компании "Кинологистика". С полной версией можете ознакомиться по ссылке, а здесь я приведу пару самых интересных цитат.

Знаете, сколько бы я ни развивал в себе способности медиума, сколько бы ни смотрел в свой любимый хрустальный шар (с Wildberries), но так и не смог пока четко сформулировать, какие маркетинговые инструменты работают лучше. Когда у тебя на руках фильм с актерами, которых аудитория помнит по франшизам вроде ЛЮДИ ИКС и СУМЕРКИ, это дает больше возможностей. Да, эти ленты вышли давно, но их поклонники помнят своих героев. Да и  общее информационное поле, можно сказать, подготовлено.

Эти слова уже вызывают у меня лёгкую улыбку. Маркетолог буквально жалуется на жизнь и на то, что ему трудно продвигать маленькое неизвестное кино. Простите, а разве не в этом состоит вся суть вашей работы — грамотно подавать информацию и создавать инфоповоды?

Можно много говорить о  причинах успеха СОБИРАТЕЛЯ ДУШ. Там был крутой маркетинг – Николас Кейдж в парадигме эффекта Барбры Стрейзанд. То есть его лицо было скрыто всю кампанию – на это делалась ставка. В то же время в сеть попадали какие-то куски его милого лука. Наше подсознание и  воображение – самые сильные демиурги: они лучше всех преуспевают в создании страшных образов (это уникальный таргет – на тебя самого).

Далее Сергеев приводит отличный пример грамотной пиар-кампании (причём общемирового уровня), когда студия сумела раздуть из среднего фильма серьёзный жанровый инфоповод. А ведь пиарщики за рубежом никого не обманывали, используя лишь то, что есть в фильме.

Зритель не воспримет серьезно названия «Длинноногий» и  «Мешок на голове». А  сколько соберет фильм про акулу «Черный демон»? Или, может, МЕГАЛОДОН лучше? Да, речь не столько о правильной адаптации, сколько о  своеобразной мимикрии, когда фильм за счет названия выдается за другой. Если это не приносит реального вреда никакой из сторон – не вижу в  этом проблемы.

А вот и чистосердечное признание. Перевожу с русского на русский: дистрибьюторы обнаглели и обленились. Зачем вкладываться в раскрутку фильма? Продумывать стратегию, использовать все ресурсы на 110%? Или, может, просто не закупать второсортное дерьмо, на которое массовый зритель не пойдёт? Нет, мы лучше переврём его название и попытаемся втюхать "на лоха", авось получится. Ну а про вред такой стратегии я уже писал выше.

Поиски оригинального названия  – это блуждание в ночи с завязанными глазами. Ошибка с названием – огромный риск уйти в минус. Поверьте нашему большому опыту.

Ну и финальный гвоздь в крышку гроба. Деньги, прибыль, "чужое, халява, взять-взять", как говорил классик. Дистрибьюторы буквально не хотят браться за сложные и рискованные с точки зрения выгоды проекты, которые требуют творческого подхода. Они просто покупают права на копеечный испанский ужастик, создатели которого согласны на пачку чипсов вместо оплаты, приделывают ему громкое название, пускают ленивую рекламу в сети и выкидывают в прокат. Вложений — минимум, прибыль — какая-то, но будет. А если и не будет, то и в большой минус уйти не получится. Даже автомобильные перекупы на их фоне не выглядят такими лентяями.

Наша аудитория действительно спокойно и  даже с  юмором относится к  переименованию очередного «Астрала». При выборе фильма они свободно могут зайти в сеть и прочитать его описание или посмотреть трейлер и дальше уже решить. Чаще всего за «брендовым» названием скрывается вполне рабочий, интересный проект.

Ну и напоследок — дешёвое оправдание уровня накосячившегося 5-классника. Мол, каждый может зайти и посмотреть информацию о фильме в сети перед просмотром. Что ж, а зачем тогда нужен ты, товарищ продвиженец? Я и сам прекрасно выберу себе фильм, даже название переведу, если потребуется. Зайду в сесть, посмотрю трейлер и всё такое. Ты будешь мне только мешаться со своими липовыми названиями и отфотошопленными постерами. За что получаешь свои денежки?

-15

Словно тараканы

Судя по всему, схема оказалась настолько прибыльной, что сейчас её подхватили многие компании. Какие-то из них появились, кстати, совсем недавно. Стратегия одна: берём то, что плохо лежит, переименовываем, выкидываем в прокат с горсткой рекламы, фиксируем прибыль. Нашёл ещё одну занимательную цитату.

Вопреки всеобщему мнению, мы за то, чтобы сохранять фильмам оригинальные названия, но часто бывает так, что российскому зрителю они, увы, ни о чем не говорят и не способны обратить на себя его внимание, а следовательно мы рискуем не отбить затраты на покупку, и не сможем купить следующий фильм. Тогда начинает работу наша креативная команда. Она изучает историю, предлагает варианты, мы их обсуждаем и утверждаем с правообладателями и создателями. Часто только за счет “бренда” в названии можно донести до широкого зрителя какой-нибудь отличный независимый фильм, который с оригинальным названием посмотрели бы только самые продвинутые фанаты жанра, а может, и они не заметили бы его в прокате.
Елена Верниковская «Экспонента фильм»

Не знаю, как вас, а меня лично корёжит от лицемерия. "Экспонента", видите ли, возомнила себя мессией, доносящих до зрителя ОТЛИЧНЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ФИЛЬМЫ. Ну и попутно ещё десятки несмотрибельных ужастиков, которым самое место в треш-обзорах. И ведь всё это прокатывается в кинотеатрах за деньги. Достойные проекты же теряются в дурно пахнущей массе, из-за чего фанаты жанра, к коим я причисляю и себя, наоборот рискуют их пропустить, попросту не сумев выделить из сомнительного списка что-то стоящее.

Тот самый "отличный независимый фильм" с рейтингом 3,79, который пытлись втюхать как очередное "Паранормальное явление" с упоминанием "Ведьмы из Блэр"
Тот самый "отличный независимый фильм" с рейтингом 3,79, который пытлись втюхать как очередное "Паранормальное явление" с упоминанием "Ведьмы из Блэр"

Новые киношные коммерсы множатся как тараканы. "Экспонента", "Ракета Релизинг", "Кинологистика", "Карропрокат", "Наше кино", "Russian World Vision", "World Pictures" — лишь самые жирные и наглые из них. Вместо того, чтобы пытаться донести до зрителя действительно стоящие независимые проекты или совершенствоваться в профессиональной области, они зарабатывают деньги обманом, пользуясь своей безнаказанностью. Если 5 лет назад им ещё могло прилететь за такое, то сейчас такие трутни упиваются вседозволенностью, заполоняя кинотеатры сомнительными хоррорами. Причём даже сам по себе сомнительный хоррор — это что-то, что нужно уважать. Это продукт, это чья-то идея. Но российские дистрибьюторы нагло отнимают у этих и так кривоватых поделок индивидуальность, чтобы набить свои карманы. Киноиндустрия всегда была бизнесом, но в данном случае коммерциализация уже перешла все мыслимые пределы.

Героев нужно знать в лицо
Героев нужно знать в лицо

Подобная практика вполне может сказаться и на российском кино в целом. Во-первых, чем больше компаний подсядет на такой способ заработка, тем более массовой станет деградация маркетологов. Без вызовов и сложных задач нет развития. Во-вторых, потоки сомнительных иностранных ужастиков со звучными названиями в зародыше давят российские хорроры. Да, в нашей стране данный жанр мёртв, однако раз в несколько лет он выдаёт что-то стоящее. И в будущем это что-то безальтернативно потеряется среди десятков конкурентов, при помощи которых лентяи-дистрибьюторы зарабатывают себе на новые китайские авто. Массовый зритель просто не сумеет выделить для себя проект, который стоит поддержать. Даже если захочет. А массовый зритель — единственный источник дохода.

Как можно заметить, фейковые хорроры неплохо чувствуют себя даже на фоне официальных релизов. Российский ужастик "Домовой", кстати, не попал даже в топ-20
Как можно заметить, фейковые хорроры неплохо чувствуют себя даже на фоне официальных релизов. Российский ужастик "Домовой", кстати, не попал даже в топ-20

Что делать?

Увы и ах, повлиять на ситуацию мы не можем. Я хочу лишь призвать вас внимательно изучать фильмы ужасов, на которые вы планируете сходить в кино. Читайте "Кинопоиск", смотрите блогеров и вообще любые независимые источники, чтобы иметь понимание, на что стоит тратить свои деньги, а на что — лучше не надо. Ситуация, к сожалению, всё равно не перестанет быть безвыходной: среди кучи пустышек новые киношные коммерсы периодически забрасывают в прокат и стоящие вещи. Поэтому призывать игнорировать все их проекты я не могу. Могу лишь подсказывать вам что-то на своих каналах.

Лентяи настолько заврались, что уже сами ссылаются на свои же липовые "Заклятья" при продвижении очередного липового "Астрала"
Лентяи настолько заврались, что уже сами ссылаются на свои же липовые "Заклятья" при продвижении очередного липового "Астрала"

Высока вероятность того, что в какой-то момент зритель банально перестанет ходить на эти фильмы. Вспоминаем притчу о мальчике, который кричал: "Волки!" Однако такой исход приведёт к вырождению в целом жанра ужасов из российского проката, чего лично мне очень не хотелось бы. Изменить правила игры может лишь политическая ситуация. Когда и если к нам вернутся крупные студии, у наглых дистрибьюторов не будет иного варианта, кроме как притормозить со своими обманами. Полагаю, российское отделение какой-нибудь "Blumhouse Productions" не упустит возможности хорошенько воткнуть "Экспоненту" за десятки "Астралов", выходящих каждый год. Но это, к сожалению, лишь розовые мечты о светлом будущем, которым в ближайшее время сбыться не суждено.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, переходите в ТГ, там много всего интересного. Есть, что сказать по теме? Комментарии открыты!