22 января 1949 года в Калининграде родился Михаил Дронов – будущий выдающийся советский и российский врач-офтальмолог, главный офтальмолог МЧС России, доктор медицинских наук, член Учёного совета Военно-медицинской академии. В 1972 году он окончил Военно-медицинскую академию имени Кирова (ВМедА) – первое высшее учебное заведение для подготовки военнослужащих медицинской службы Вооружённых сил. С 1972 по 1975 год работал врачом-офтальмологом спецполиклиники воинской части в Палдиски (ЭССР). В 1975 году окончил философский факультет Таллинского университета. В 1975-1997 годах работал в клинике глазных болезней ВМедА, где прошел путь от старшего ординатора до заместителя начальника клиники. С 1981 по 1984 год был ректором Малой медицинской академии при Военно-медицинской академии. В 1983 году служил офтальмологом-хирургом в военном госпитале Дамаска (Сирия), а в 1984-1985 годах – начальником офтальмологического отделения военного госпиталя в Кабуле (Афганистан). Работа в горячих точках на том не закончилась. Во время Первой Чеченской войны Дронов с 1994 по 1995 год служил во Владикавказском военном госпитале, произвел более 1000 операций при травмах органов зрения и средней зоны лица. В 1986 году за разработку метода криоконсервации и трансплантации роговицы Дронов был награждён Государственной премией СССР. В 1991 году ему присвоено звание профессора офтальмологии.
В 1997 году Михаил Дронов оставил военную службу, и до 1999 года возглавлял Центр пластической хирургии глаза в Санкт-Петербурге. С 1999 по 2004 год был главным врачом и офтальмохирургом Научно-практического медицинского центра «Эксимер». С 1998 по 2009 год руководил курсом «Общая офтальмология» при медицинском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В 2004 году стал заведующим Офтальмологической клиники СПБГУ, основал именную Офтальмологическую клинику. С 2009 года заведует офтальмологическим отделением ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова» МЧС России. С 2013 года является руководителем ординатуры и аспирантуры по офтальмологии в системе МЧС России. Михаил Дронов является соавтором более 160 научных работ, включая 7 монографий и 14 учебно-методических пособий, 8 изобретений и более 100 рационализаторских предложений.
С 1949 в Калининграде два раза в месяц выпускался журнал отдела пропаганды и агитации обкома КПСС под названием «Блокнот агитатора». В 1990-1991 годах выходил под названием «Позиция».
Для подготовки техников‑смотрителей электростанций, теплотехников котельных установок, техников центральных электростанций, техников‑электриков по электрооборудованию промышленных предприятий, в 1949 году создаётся Энергетический техникум. В 1958 году он вошёл в структуру политехнического техникума.
С целью интенсификации рыболовного промысла в Северной Атлантике и Балтийском море, в 1949 году учреждено Управление экспедиционного лова (с 1963 года - КБОРФ) - крупнейшее предприятие рыбной промышленности области. Флот включал плавбазы, СРТ, БМРТ.
В связи с тем, что сельдяная экспедиция была признана успешной, вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по развитию и укреплению рыбной промышленности Калининградской области в 1949-1950 гг.». Министерству рыбной промышленности западных районов СССР предписывалось создать в Калининграде Балтийский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии, которому предстояло заниматься изучением рыб и морских млекопитающих Балтийского и Северного морей, а также Северной Атлантики. Перед филиалом, организованным 28 марта 1949 года, были поставлены практические задачи, связанные с повышением эффективности рыболовства и рациональным использованием биоресурсов: изучение запасов рыб, разработка прогнозов уловов, техники лова и технологий обработки рыбного сырья. Для размещения филиала и обеспечения жильем его сотрудников, предусматривалось восстановление повреждённого во время войны комплекса по улице Дмитрия Донского (дом 5) – строения бывшей Клиники кожных и венерических заболеваний Кёнигсбергского университета.
В 1956 году Министерство рыбной промышленности СССР преобразовало Балтийский филиал ВНИРО в самостоятельный рыбохозяйственный научный центр - Балтийский научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии. В 1962 году БалтНИРО переименовано в АнтлантНИРО.
История судоремонтного предприятия «Преголь» (совр. адрес: ул. Портовая, 88) началась в 1949 году, когда на территории Лесной гавани были созданы судоремонтные мастерские, в которых трудилось 150 человек. До 1990-х годов предприятие специализировалось на ремонте больших морозильных траулеров. Сегодня на территории верфи компактно размещены все основные производственные центры и постоянно работают около тридцати субподрядных организаций.
Комплекс услуг, оказываемых верфью, позволяет судовладельцу решить все вопросы, связанные с поддержанием судов в полной технической готовности. Предприятие оснащено современным оборудованием, располагает тремя доками грузоподъемностью до 5 000 тонн и владеет новейшими технологиями в области судоремонта. Ежегодно на верфи ремонтируется около ста судов различных типов.
Так как сеть железных дорог восстанавливалась ускоренными темпами, Калининграду требовалось полностью функционирующее здание главного вокзала, которое серьёзно пострадало при штурме города. Оно подвергалось артиллерийскому обстрелу, внутри поработали огнемётчики, поэтому все деревянные конструкции были сожжены.
Сразу после войны начались ремонтные работы по восстановлению важного железнодорожного хаба. Произведена внутренняя перепланировка, разрушенное остекление пролётов заварили сплошным покрытием.
«Медленно подходит к перрону поезд. Собравшиеся аплодисментами приветствуют машиниста Клайпедского депо Петраса Полубайтиса, которому выпала честь провести на новый калининградский вокзал первый поезд. Тотчас же прибывшие пассажиры услышали предупредительный голос диктора вокзального радиоузла. Он объявил, что в здании вокзала открыта камера хранения ручного багажа, имеются почта и телеграф, телефоны-автоматы, буфет, киоск «Союзпечати». К приходу рижского поезда к вокзалу были поданы трамваи, автобусы и такси. Весь этот транспорт двинулся к городу кратчайшим путём - по улице Маяковского, через новые мосты, только что сданные в эксплуатацию коллективом треста Дормостстрой. С сегодняшнего дня поезда Москва - Калининград, Рига - Калининград, Вильнюс - Калининград и некоторые другие прибывают и отправляются с центрального вокзала», - так газета «Калининградская правда» рассказывала о запуске отремонтированного железнодорожного вокзала, который назвали «Южный».
Кстати, скульптура Брахерта, с образом бога времени Хроноса, пытающегося удержать рвущихся вперёд лошадей, украшавшая фасад этого вокзала, осталась на своём месте, но была заколочена брёвнами. Позже её демонтируют, освободив пространство на фасаде для герба РСФСР, который по необъяснимым причинам остаётся на своём месте даже после завершения эпохи СССР.
В январе 1945 года двухъярусный мост Райхсбанбрюке был взорван немецкими войсками, сложнейший механизм вращения оказался полностью разрушен. В 1949 году мост восстановили, но поворотный механизм заменили на подъемный, после чего его средняя часть поднималась между двумя башнями. Инженерный шедевр, который в своё время назвали «произведением клёпаного искусства, памятником таланту и труду отечественной инженерии, образцом стальной эстетики», соединяющий улицы с современными названиями Генерала Буткова и Маршала Баграмяна с Портовой и Железнодорожной, в начале 2020-х годов был признан аварийным.
В июне в Калининграде открылся асфальтовый завод - первый в области. Любопытно, что ввиду отсутствия битума, он работал на переработанном старом немецком асфальте.
11 июля 1949 года создается Государственный архив Калининградской области. Его работа начиналась в полуподвальном помещении бывшей столовой УМВД. Первых сотрудников было всего восемь, а возглавляла их Галина Трудолюбова. В 1976 году архивисты переехали специально для них построенное здание по адресу: ул. Комсомольская, 32. С начала 1990-х годов госархив начинает планомерное пополнение архивного фонда источниками по довоенной истории края. Подписывается соглашение с польскими архивистами, устанавливаются партнерские отношения с Секретным архивом Прусского культурного наследия в Берлине, литовскими и шведскими коллегами. Архив принимает участие в международных семинарах, конференциях, встречах. В итоге установления и расширения отношений с зарубежными коллегами, архив получает ксерокопии интереснейших документов, совершает обмен фотографиями, литературой. В 2011 году было введено в эксплуатацию обновленное и значительно расширенное здание архива. Площадь архивохранилищ увеличилась в два раза, что позволило возобновить прием документов после десятилетнего перерыва. Сегодня калининградские архивисты принимают на государственное хранение до 6 000 единиц хранения в год. С 31 декабря 2018 года в состав ГАКО вошел Государственный архив новейшей истории Калининградской области, созданный в декабре 1991 года на базе архива Калининградского обкома Коммунистической партии и хранящий документы с 1946 года.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права на текст защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
Источники фото: эпоха СССР - Государственный архив Калининградской области; большинство фотографий 2000-х годов, мемориальных досок, памятников – исторический проект «Prussia39».