Найти в Дзене

Почему язык нельзя ВЫучить: мой путь в английском длиной в 23 года

Если вы хоть раз искали курсы по английскому или другому иностранному языку, то наверняка видели рекламу в стиле "Научим говорить за три месяца" или "С нами вы наконец-то выучите раз и навсегда". В этой статье я хочу развенчать миф о том, что это вообще возможно, показав вам свой собственный путь длиной в 3/4 моей жизни. Возможно, моя история поможет вам сэкономить время и деньги (многие узнав такую правду принимают решение оставить идею изучения языка). Для кого-то это будет откровением, которое поможет запастись терпением и работать не на быстрый результат, а на качество и задел на долгие годы вперед. Ведь действительно, язык - это ключ к достижению очень долгосрочных целей, и начиная работу сейчас, никогда не знаешь, куда тебя в итоге это приведет. __________________________________________________________________________________________ Идет набор в мини-группы по английскому ко мне автору канала и основателю онлайн-школы Engsider - запись и подробности по ссылке. _______________
Оглавление

Если вы хоть раз искали курсы по английскому или другому иностранному языку, то наверняка видели рекламу в стиле "Научим говорить за три месяца" или "С нами вы наконец-то выучите раз и навсегда".

В этой статье я хочу развенчать миф о том, что это вообще возможно, показав вам свой собственный путь длиной в 3/4 моей жизни. Возможно, моя история поможет вам сэкономить время и деньги (многие узнав такую правду принимают решение оставить идею изучения языка). Для кого-то это будет откровением, которое поможет запастись терпением и работать не на быстрый результат, а на качество и задел на долгие годы вперед. Ведь действительно, язык - это ключ к достижению очень долгосрочных целей, и начиная работу сейчас, никогда не знаешь, куда тебя в итоге это приведет.

__________________________________________________________________________________________

Идет набор в мини-группы по английскому ко мне автору канала и основателю онлайн-школы Engsider - запись и подробности по ссылке.

__________________________________________________________________________________________

Да, это реклама моего проекта, пусть вас это не расстраивает. Листайте дальше, чтобы узнать всю правду про изучение языка.

Мне 15 лет, я очень неуверенный в себе и в своем английском подросток, который впервые выехал за границу, да не куда-нибудь, а в самую настоящую Великобританию. За моей спиной - место, где снимали Гарри Поттера (Christ Church, University of Oxford)
Мне 15 лет, я очень неуверенный в себе и в своем английском подросток, который впервые выехал за границу, да не куда-нибудь, а в самую настоящую Великобританию. За моей спиной - место, где снимали Гарри Поттера (Christ Church, University of Oxford)

С нуля до В1. Первые шаги в английском

Много лет назад, когда я еще была подростком и искала себя, я поняла, что английский язык - это то, что мне дается достаточно просто и это не так напряжно, как математика. Кроме того, у меня был продвинутый друг по аське, который увлекался английским и мне хотелось также. В общем, мотивация моя была самая что ни на есть внешняя.

Году этак в 2008 я начала предпринимать первые шаги: пошла в языковой центр (увы, это было нерезультативно, потому что учительница говорила с нами на русском и мы почти ничего не делали, потому что она показывала нам своих кукол барби в стиле Сумерек).

Кстати, родители сначала не хотели меня отдавать на дополнительные занятия, думали, что и в школе нормально учат. И это отчасти было правдой. Учитель у нас в сельской школе работала на совесть и базой я ей точно обязана. Там уроки английского у меня были со второго класса и проблем никаких не было. Я быстро уловила логику и помогала делать домашку одноклассникам. А еще мне очень нравилась сюжетная итория из учебника Happy English.ru про Мишу Инина и его друга по переписке Робина Маквизарда из Англии. Можете сами погуглить название и прочтитать - это потрясающая методическая разработка (на мой взгляд, теперь уже как учителя с опытом 10 лет), которая вызывает у меня теплые воспоминания и возвращает в детство. Но потом я перешла в другую школу в городе, там классы были большие, а учителя не умели вдохновлять, и мягко говоря, не были заинтересованы в своей работы. Так что 7-8 класс я просто пережила, а дальше взяла все в свои руки, настояла на доп.занятиях и пошла в тот самый яз.центр, про который написала выше.

Зимой 2010 года папа предложил мне поехать на летние каникулы в Великобританию (это было просто каким-то волшебным предложением, я очень благодарна папе за такую возможность). Я училась уже в 9 классе и английским опять занималась только в школе. Ближе к лету я понимала, что моя речь сильно отстает, хоть и понимала грамматику и имела какой-никакой словарный запас, поэтому в июне я договорилась со школьной учительницей, чтобы она меня немножко поднатаскала. Спасибо ей, что согласилась со мной поработать тогда, сначала она не хотела меня брать, потому что неэтично заниматься за деньги со своим учеником из обычной школы. (Это правда неэтично!)

И вот настал тот самый июль 2010. Мой первый раз за границей, да ни где-нибудь, а в Великобритании! Я поехала на месяц учить английский на курсы в King's College Bournemouth. Сейчас вспоминаю и не верится, что со мной это было. Как только я вышла из самолета в аэропорту Хитроу, мне впервые в жизни нужно было ДУМАТЬ на английском (во времена, когда еще не было такого количества контента на английском в свободном доступе, так погрузиться в язык можно было только поехав в среду). Сначала таможня, потом встреча с представителями школы и поездка с ними в машине до города Борнмут на юге Англии. Русский перестал быть нормой и реальностью. Тогда же я впервые узнала что такое культурный шок и первые дней десять очень скучала по дому и плакала каждый вечер в своей комнате в host family (принимающая семья).

Больше обо мне, моей истории и, конечно, английском:

Engsider | Школа английского онлайн

Я и мои host mother and father из города Борнмут, Великобритания, 2010 год
Я и мои host mother and father из города Борнмут, Великобритания, 2010 год

По возвращении домой из этой поездки, я понимаю, что английский теперь уже всегда будет частью моей жизни. Поэтому направляю максимальный фокус на самостоятельное изучение, ищу постоянного репетитора, (в группе в языковом центре заниматься больше не хотела, хотела, чтобы все уроки были исключительно направлены на мои нужды и цели). После 10 класса папа снова отправляет меня на летние курсы в Великобританию, на этот раз уже в Эдинбург, где я узнаю о существовании шотландского акцента, который, в тот момент мне кажется совершенно нормальным 😀 (Потом в универе надо мной смеялись, когда я произносила Edinburgh как Эдинбара, хотя так на самом деле говорят шотландцы! Тогда еще невозможно было все проверить через видео и доказать, не то, что сейчас).

В 10 классе, кстати, я была убеждена, что пойду учиться на международку. Даже ходила на курсы при университете. План сдавать ЕГЭ по английскому был самым железным. И я его действительно сдала. Но после выпуска из 11 класса, когда я пошла подавать документы в ВУЗ, судьба привела меня в...

Физико-технологический институт.

-3

Ладно, звучит неожиданно, но по факту все очень тривиально. На физтехе просто была кафедра иностранных языков, на которую я успешно и поступила.

Уровень В1-В2. Погружение

Я выбрала институт и направление сердцем. Мне просто больше понравился ГУК УрФУ, там был приятный вайб. Я же уже ходила на курсы на международку. Тот институт располагался в другом корпусе вуза, и он был абсолютно другой. Так что следующие 4 года моего пути в английском прошли в тихой гавани, которая располагалась посреди океана из технарей.

Я рядом с моим универом, в каком году - не помню :)
Я рядом с моим универом, в каком году - не помню :)

Университетские годы для студента языкового направления - это прекрасное, но сложное время. Я не знаю никого, кто учил бы ТАК много. Мои друзья с технических специальностей могли совмещать учебу с подработками. Я же корпела над конспектами без продыху.

Когда я поступала, хоть у меня и был опыт изучения языка с репетитором и я ездила на курсы в Великобританию, мой уровень английского все же был ниже, чем у других, примерно начальный В1. Я была последней по баллам в моей подгруппе, но все же меня распределили в сильную группу. Так что у меня был очень мотивирующий коллектив из умных людей, от которых не хотелось отставать.

Но все же стоит отметить, что после ЕГЭ уровень студентов 1 курса языковых специальностей сильно отличается. Кто-то более продвинутый, кто-то слабее, а баллы могут быть одинаковыми. Нас распределяли на группы именно по баллам ЕГЭ, но по хорошему надо было грейдить и делить по сходству уровней. Тем не менее, я очень рада, что попала в сильную подгруппу. Когда я выпускалась, мой уровень наверное уже был где-то начальный В2, что в целом не так уж и впечатляет.

Вы спросите, как так можно за 4 года дойти всего лишь до уровня В2, обучаясь при этом все эти годы только на английском? Я скажу - каждый может усвоить столько, сколько позволяет уместить его память в данный момент. Вот столько смогла усвоить я. Но справедливости ради - это были сложные и глубокие вещи, фундаментальные, много базы, которую я осознала уже спустя годы самостоятельной практики, и поняла, для чего это было нужно тогда, хоть и непонятно.

Что же учат на кафедре лингвистики?

Если кратко, то как устроен язык. В теории - его структуру, систему, историю развития, фонетику. На практике - расширяют словарный запас, усиливают грамматику и участя применять в речи и воспринимать на слух. Так как моя специальность была Перевод и переводоведение, я еще училась переводить разными способами.

Материалы, по которым я училась. Не то, что сейчас - все яркое и интерактивненькое :)
Материалы, по которым я училась. Не то, что сейчас - все яркое и интерактивненькое :)

Студенты-лингвисты не изучают глубоко методику преподавания. У нас был курс по методике и психологии преподавания в ВУЗах и колледжах, но как работать с детьми нас не учили. Однако многие начинают подрабатывать репетиторами и тренируются в первую очередь на детях. Я не исключение. На третьем курсе я стала репетиторствовать.

20000 лье под водой. Уровень С1-С2.

Я уже заикнулась о том, что начала репетиторствовать. Так вот, в конце 4 курса я уже понимала, что вряд ли буду практикующим переводчиком. Шестеренки в голове крутились, поэтому тогда самым логичным шагом казалось - строить карьеру преподавателя английского.

В 2016 начал набирать обороты тренд ездить работать в Китай в детские сады. После выпуска я воспользовалась такой возможностью и уехала в Поднебесную учить детишек в детском саду.

Из личного архива. 2016-2017 год - я работаю в китайском детском саду
Из личного архива. 2016-2017 год - я работаю в китайском детском саду

Именно в Китае я осознала, что мой английский слабоват. Ну, В2 было достаточно, чтобы учить детей, которые с трудом даже на родном языке говорят, но в коммьюнити были преподы-носители и мне было стремно, что мой уровень такой низкий.

А кроме инглиша еще и методика преподавания хромала. Так что я направила фокус в два места: стала качать навыки преподавания английского (в этом мне помогали работодатели), а также нашла репетитора онлайн и стала заниматься в свободное от работы время своим собственным языком. Дальше была практика-практика-практика. Я постаралась перейти на английский по-максимуму. Смотрела сериалы и фильмы на английском, много читала и практиковала язык с носителями и другими иностранцами, которые были в окружении.

В 2019 я уехала из Китая, ушла на время из преподавания, подтвердила уровень С1, сдав IELTS, и начала работать маркетологом в иностранной компании.

Практики стало еще блольше, уровень рос, гордость за себя тоже, я занималась английским каждый день. В 2021 году я решила поступать в университеты в США и Великобритании, сдала еще раз IELTS (не хватило немножко баллов в общем, но по reading и listening 8.5 - это уже С2).

Engsider | Школа английского онлайн

В универы я поступила и даже в Великобритании прошла отбор на очень престижную стипендию, но учиться не поехала, изменились цели и приоритеты. В 2022 году я решила запустить свой собственный проект - онлайн-школу английского, чтобы помогать людям развиваться в английском и решать с его помощью текущие задачи и достигать будущие цели.

Engsider - онлайн школа английского языка

C2+ Уровень нейтива / Functional native. Что происходит сейчас?

Давайте теперь вернемся к заголовку этой статьи "Почему язык нельзя ВЫучить". Я только что поделилась с вами историей о том, как сама изучала английский.

Сейчас мой уровень уже перешел за черту С2 по всем навыкам и такой уровень называется "функциональный носитель" (functional native). Но не буду лукавить, хоть я уже с легкостью и выражаю свои мысли, могу решать очень комплексные проблемы в работе, быту, в путешествиях, и почти нет такого оригинального контента, который мне не понятен (я смотрю сложные сериалы, фильмы, документалки, слушаю подкасты даже с самыми странными акцентами и мне понятно, читаю классику в оригинале - все это мне уже доступно).

Но... до реального носителя, который родился и вырос где-нибудь в графстре Йоркшир, Великобритания или в штате Аризона, США, мне еще очень далеко. Функционального носителя от реального носителя отделяют годы полного погружения в культуру. И это то, что я изучаю на английском сейчас. Так что мой путь продолжается.

Вот почему ВЫучить язык невозможно. И если вы сейчас в начале пути и вам попадается реклама курсов "научим говорить за месяц" - не ведитесь.

Надеюсь, что данный текст позволил вам осознать, что изучения языка - это процесс. Конечно, можно ставить цели и достигать результатов, но за три месяца вы не сможете читать книги в оригинале или говорить о политике и философии с носителями.

Если вы реально хотите владеть языком, то запасайтесь терпением!

Больше материалов для изучающих английский я собираю здесь:

Engsider | Школа английского онлайн