Найти в Дзене
Дела конные

Донская порода: Ирина Крицкая. История развала великих конзаводов

Единственный начкон Казачьего конного завода (Иловлинский район Волгоградской области, 2014-2023), помначкона Буденновского конзавода, зоотехник-селекционер по коневодству с официальным стажем 23 года, тренер конноспортивной школы и спортсмен, заработавший разряд на дончаке, частный коневладелец и конезаводчик.

Именно Ирина помогает Сергею Захарову воплотить мечту о лошадях в хозяйстве «Золотые лебеди»

- Первое представление о донской породе я получила в 1995 году, когда приехала на практику в Буденновский завод. После третьего курса нас отправляли на практику на два месяца, и в Буденновском заводе нам пришлось спасти табуны дамских конематок. Мы жили на точке, 15 километров от центральной кончасти, жили в клубе там, условия были очень спартанские, с моей подружкой-одногруппницей. И вот мы, меня на конюшню к Тарану, ее к Шаи, Тогдашние бригадиры, тогда было два маточных донских табуна. И вот нам выдали нашу укрючную лошадь. Укрючная – это та, на которой табунчик верхом сидит и руководит табуном. И выделили нам, конечно, самое тяжелое время с часу до семи. С часу дня до семи. Ну, практикантки, они же, ничего им позагорать полезно. И поэтому мы так... помогли местным табунщикам вот эти два месяца. Кто-то пошел в отпуск, кто-то там своими делами какими-то занимался, а мы им прям подставили свое крепкое студенческое плечо. И вот тогда впервые я увидела живьем непосредственно такие огромные количества прекрасных золотых лошадей. Конечно, до этого я имела общение с лошадьми и с донскими тоже лошадями. Но именно увидеть вот табун, единовременно 200 голов, это очень, так сказать, впечатляет. Это совсем другое дело, чем ты ходишь и занимаешь там 1, 2, 10, 20 лошадок.

- Когда мне с Ростова приходили списки по 40 голов сдать на мясо, сдать на биофабрику, я из этих списков могла позволить себе одну-двух. Вы их спасали, да? Вот так вот. В Москву там голов 30, наверное, получилось отправить через Татьяну, мою подругу. Она занимается пони, но тогда она очень хорошо помогла спасать дончаков. А вот расскажите по пару слов, что случилось в зимовниках. В зимовниках случился просто классический рейдерский захват. Там Василий Николаевич Бурка, он колхоз был миллионер. Там коньки зарабатывали последний год по 40 тысяч рублей. Но небольшие поправки в законах, которые каждый год принимаются, они... Не отследили, и так вот как-то получилось, что люди, которые не очень добросовестные, воспользовались их такими тонкими местами, и в один прекрасный момент... Но это все тоже ради земли было, не ради того, что нам нужны эти лошадки. Нет, только ради земли, конечно, земля. Правда, те люди, которые это захватили, они разочаровались в той земле, потому что зимовники это не чернозём, зимовники это не тот урожай, на который можно было рассчитывать.

- Пиар – необходимая вещь для продаж. И все у вас будет хорошо. Я вас... Очень благодарю за этот рассказ. У меня такое впечатление, что мы только начали разговор, мы вообще не успели ничего сказать, а уже вот это всё пронеслось. Я вам желаю с Сергеем прямо процветания. Да, не будем фантазировать о том, что он заработает какие-то миллионы на всём этом. Я уже ему тоже лично сказала, что любая порода... конечно, мечтала бы о таких людях, которые приходят и вкладываются в развитие дела. Мне кажется, что вы сейчас прямо на своём месте и довольны. Очень, очень довольна, очень интересно. И знаете, вот хочу упомянуть Александра Владимировича Егорова, который три года нас выловили, очень много сделал для Дончаков. И вот он повторял всё время одну фразу – что не всё в этой жизни разменивается на деньги. И вот, знаете, это на самом деле так. И вот с этим девизом мы и живём.

Полная версия большого интервью с Ириной Павловной Крицкой в видео: