Найти в Дзене
WarGonzo

Международное признание новых регионов: почему это важно для России?

Почему российское руководство упорно настаивает на международно-правовом признании новых территорий? Почему считает его обязательным пунктом мирного соглашения? Многие недоумевают: что изменится от того, что другие страны признают Крым и Донбасс российскими? Россия и так не собирается их никому отдавать! Жили без признания и дальше проживём.

Так может рассуждать рядовой гражданин. Но политический лидер обязан видеть последствия.

Если территории Крыма, Донбасса, Запорожской и Херсонской областей останутся российскими лишь де-факто, без юридического закрепления, можно не сомневаться, что главной идеологией украинского общества на долгие годы станет реваншизм.

Партии на выборах будут состязаться, обещая вернуть утраченные земли. Мы и только мы это сделаем, голосуйте за нас!.. Тему реванша будут раскручивать СМИ, она станет ядром школьного воспитания. Плюс международные конференции, форумы и саммиты, с их многословными резолюциями и туманными надеждами.

В такой возбуждённой атмосфере идея возврата территорий станет украинской национальной мечтой. От мечты до войны – пара шагов. Поэтому мечту желательно убить. Точнее, вытеснить на периферию общественной жизни.

Международное признание новых границ поможет решить эту задачу. Посмотрим на Польшу. Немало поляков хотели бы вернуть Львов и Вильнюс. Но эти «хотелки» обсуждаются в семьях, иногда в социальных сетях, второстепенных СМИ, их озвучивают две-три маргинальные партии. Из большой политики, пропаганды, системы образования тема вытеснена. Она осталась как ностальгия.

То же случится и с Украиной, если соответствующие соглашения будут подписаны. Градус возбуждения пойдет вниз. В политических дискуссиях возобладают другие темы. 

Международное признание – основа для устойчивого мира, к которому стремится Россия.

И конечно, такое признание обрушивает всю систему западных санкций. Ведь их декларируемая цель состоит в том, чтобы заставить Россию вывести войска, отказаться от новых регионов. Если регионы будут признаны легальной частью РФ, практический смысл санкций пропадает. 

Судя по утечкам в СМИ, мирный план администрации Трампа подразумевает официальное признание Крыма. Территории Донбасса, Запорожской и Херсонской областей американцы согласны считать российскими только де-факто. А Украина и Европа, в рамках этого плана, и вовсе не обязаны ничего признавать.

Россия, как следует из недавнего заявления Лаврова, по-прежнему настаивает на юридическом признании своего суверенитета над всеми пятью регионами в их административных границах. В том числе важно, чтобы признала Украина.

Возможно, в эту разницу позиций и упёрлись сейчас российско-американские переговоры.

В любом случае, готовность американцев признать Крым законной частью РФ является тактическим успехом России на дипломатическом фронте. Это как продвижение войск на поле боя, хотя его и не изобразишь на карте. 

Скептики возразят: американское признание, само по себе, мало что значит. В 2019 году США признали суверенитет Израиля над Голанскими высотами, но ни одна другая страна их не поддержала.

Российская ситуация – иная. В отличие от Израиля, у России практически нет врагов среди государств глобального Юга, со многими сложились крепкие партнёрские отношения. Особенно со странами БРИКС. Главное, что их останавливало от признания Крыма российским, – страх перед американскими санкциями. Если эта причина будет устранена, процесс пойдёт. И создаст предпосылки для признания всех новых регионов.

Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya