Найти в Дзене

Осознанное прочтение: «Братья Карамазовы – Фёдор Достоевский»

Вау! Это если коротко. А сложно и длинно – не уверена, что получится, моей базы знаний, словарного запаса и в целом умственных способностей недостаточно для анализа таких шедевров литературы. И всё-таки я попробую 😊 Почему мне так понравилась книга? Во-первых, было интересно. Вот на самом примитивном и поверхностном уровне потребления художественной литературы – сюжет держал в напряжении и вызывал весь характерный спектр эмоций для классической детективно-драматичной истории. Я переживала, злилась, негодовала, сочувствовала, плакала, и, конечно, до финальной развязки сомневалась в имени убийцы. Во-вторых, с точки зрения технологии написания роман выполнен столь искусно и талантливо, что я испытывала буквально эстетическое удовольствие от чтения. Язык, образность речи, точность описания и детализация персонажей, их внутренняя трансформация и наличие нескольких уровней смыслов – это работа настоящего русского гения. При том, что на поверхности как будто совсем тривиальная и бытовая ист

«В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем. Да и мы сами тоже»

Вау! Это если коротко. А сложно и длинно – не уверена, что получится, моей базы знаний, словарного запаса и в целом умственных способностей недостаточно для анализа таких шедевров литературы.

И всё-таки я попробую 😊

Почему мне так понравилась книга?

Во-первых, было интересно. Вот на самом примитивном и поверхностном уровне потребления художественной литературы – сюжет держал в напряжении и вызывал весь характерный спектр эмоций для классической детективно-драматичной истории. Я переживала, злилась, негодовала, сочувствовала, плакала, и, конечно, до финальной развязки сомневалась в имени убийцы.

Во-вторых, с точки зрения технологии написания роман выполнен столь искусно и талантливо, что я испытывала буквально эстетическое удовольствие от чтения. Язык, образность речи, точность описания и детализация персонажей, их внутренняя трансформация и наличие нескольких уровней смыслов – это работа настоящего русского гения. При том, что на поверхности как будто совсем тривиальная и бытовая история. Но сколько нравственных, религиозных и даже гражданских вопросов на этой почве исследует автор! И как удачно при этом вплетает в ход повествования другие произведения, внутри которых сокрыты настоящие драгоценности идей, инсайтов и знаний, пронизанных самой глубокой, самой искренней верой автора. Я имею в виду «Поэму об инквизиторе» и воспоминания старца Зосимы, где, на мой взгляд, спрятаны ум и душа Федора Михайловича. Это безупречное литературное произведение, которое вполне может выполнять роль учебника для будущих писателей (к которым я лично себя и причисляю).

Ну и … Конечно, фирменный психологизм Фёдора Михайловича, когда веришь каждому слову и буквально проживаешь с героем каждую эмоцию. А главное, точно понимаешь мотивы поступков, потому что автор очень хорошо расписывает и заполняет пространство у каждого действующего лица между внешним событием и реакцией, которая за ним следует (демонстрируя проявленность эмоционального интеллекта героя, его парадигму мира, ход мысли и потребность в проживании необходимого опыта). Далее люди сплетаются в различные созависимые формы и отношения, их взаимодействия могут служить точными иллюстрациями транзакционного анализа Берна (при условии, что он был «изобретен» уже после).

О чем «Братья Карамазовы» для меня?

О сострадании, прощении и вере, на которые только способна человеческая душа. О внутреннем свершении, трансформации и переменах, которые случаются когда (и если) приходит время.

В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры. Если реалист раз поверит, то он именно по реализму своему должен непременно допустить и чудо. Апостол Фома объявил, что не поверит, прежде чем не увидит, а когда увидел, сказал: «Господь мой и Бог мой!» Чудо ли заставило его уверовать? Вероятнее всего, что нет, а уверовал он лишь единственно потому, что желал уверовать и, может быть, уже веровал вполне, в тайнике существа своего, даже еще тогда, когда произносил: «Не поверю, пока не увижу»

Каждый из трех героев предстает перед нами на пике своего страдания и внутреннего надлома:

· Дмитрий увяз в любовном треугольнике, где уже неясно, что становится главным источником его терзаний – любовная мания к Грушеньке или гремучая смесь из обиды и ненависти к отцу;

· Иван переживает острый внутренний конфликт, в котором теряет способность не только ясно мыслить, но существовать. Жизнь вне веры и морали наделяет его свободой ошеломительной, свободой бессмысленной и оттого невыносимой;

· Алеша, казалось бы, единственно положительный персонаж. И в этом его трагедия: незыблемость веры, отсутствие гибкости и широты взглядов превращает его в топорного, пассивного и малодеятельного персонажа (что отчетливо прослеживается на похоронах старца Зосимы – в своей кризисной точке он буквально теряет способность мыслить и рефлексировать).

И вот катастрофа! Конфликт, сценарий которого вполне мог бы разворачиваться на диванах «Мужское и женское», в основе которого абсолютно низменные вещи: страсть и ревность (и мне даже хочется добавить про созависимость по классическому треугольнику Карпмана), бытовые пороки и злополучные три тысячи рублей. Но ведь именно так и бывает в жизни, люди ломаются не на каких-то высокопарных одухотворенных событиях, но именно такая низменность и грязь некоторых (но не всех) вынуждает задуматься о нравственной и моральной стороне своей жизни.

Поэма об инквизиторе

Самой мощной с точки зрения познания и внутренних инсайтов стала для меня глава с поэмой Ивана Карамазова.

Кстати, я читала роман второй раз, но первое касание не принесло мне каких-либо плодов познания, из чего делаю вывод, что книга требует определенного умственного и духовного развития, так скажем, имеет порог вхождения для глубокого понимания.

Признаюсь, к этому была подготовлена и на эту мысль наведена некоторыми обзорами романа, с которыми познакомилась перед второй попыткой прочтения. Но также будет правдой сказать, что именно эта глава и поразила меня в самое сердце, поскольку снова смысл наложился на очередной личный опыт внутренних превращений.

Поэма об инквизиторе многогранна, имеет спектр смыслов, а потому допускает разные трактовки. Я делюсь своей:

Для меня самой грандиозной оказалась мысль о том, что вера Бога в людей превышает допустимые объемы веры людей в Бога, которые человек реально может выдерживать своим существом. И осознание собственной свободы, а значит и ответственности за свою жизнь, которая именно верой и подкрепляется, для человека может быть тягостна и буквально невыносима. И в этой точке любая зависимость, любое принуждение, внешнее попрание воли и выбора может восприниматься с радостью и облегчением:

Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: “Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих”

Именно так я поняла эту мысль, более того, согласна и понимаю эту точку зрения изнутри. Ведь именно сюда ведет не только вера, но и психотерапия: к такому всеобъемлющему освобождению и вытекающей отсюда ответственности, что масштабы иногда просто пугают и обескураживают. Как была приведена цитата у Кови о том, что люди на самом деле бояться не своей темной стороны, а своего могущества, своей силы и величия…

Безусловно, это лишь одна из возможных интерпретаций, более того, в своих размышлениях я затрагиваю только ОДИН ИЗ поднятых в поэме тем. Уникальность и величие этой главы в том и заключается, что короткая поэма (спрятанная внутри романа) становится ядром произведения и заключает в себе множество аспектов человеческого бытия в вопросах церкви и религии, свободы и воли выбора, слабости и ответственности, материализма и духовности, веры и страдания.

Более того! И это уже сугубо мои домыслы, в цитате, что я привела выше, вижу как раз отсылку на трех братьев, каждый из которых по-своему не справляется с бременем внутренней свободы:

Иван представляет собой непокорных и свирепых, которые истребят себя самих

Дмитрия вижу в числе малосильных, готовых истреблять друг друга

Иван, на мой взгляд, в определенный момент как раз оказалсяслабосильным и несчастным

Воспоминаниях старца Зосимы

Читала как учебник, наставление и поучение от самого автора. Глава далась тяжело, специфичная манера написания осложняла процесс извлечения смыслов, но вот что удивительно – многие тезисы я не понимала в буквальном, словесно выражаемой форме, скорее воспринимала на каком-то духовно-чувственном уровне. И в этом отношении именно эта глава для моего личного духовного развития имела наибольшее значение – наравне с персонажами романа моя трансформация случилась тоже! Грущу, о чем честно написала в начале отзыва, что скудноваты мой писательский талант и база знаний для глубокого анализа, но пользуясь подсказкой современных технологий приведу кратко основные идеи главы о воспоминаниях старца Зосимы:

1. Любовь как основа бытия, источник веры и внутренней гармонии

2. Ответственность за всех: каждый человек несёт ответственность не только за свои поступки, но и за всё человечество. Это подразумевает, что грех одного человека отражается на всех, и наоборот, добро, совершённое одним, может спасти других

3. Выход за пределы моральных осуждений, ошибочности и неверности самого явления, как факта:

Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы

4. Примирение с реальностью на примере жизни старца до обращения в веру

5. Критика формализма и лицемерия: внешнее благочестие без внутреннего преображения бессмысленно

6. Страдание как путь. Для очищения души и приближения к Богу (или самопознанию).

7. Проактивная позиция в добродетели. Не ждать добра, а стать его вершителем

8. Вера в бессмертие души, как возможность преодолеть страх смерти и обрести смысл при жизни

На уровне ощущений – я будто прикоснулась к источнику вселенской любви, который своим знанием источает тепло и свет жизни.

P.S.

Разбирать и анализировать роман можно бесконечно. Ведь это книга своего времени и большая гражданская повестка была также здесь озвучена. Более того, каждый герой является олицетворением определённой идеи, парадигмы и взглядов. Подлый и малодушный Ракитин, глупая и ограниченная госпожа Хохлакова, совсем заблудшая Лиза… А Грушенька, а Катерина! И, конечно, Илюшенька, персонаж, который ознаменовал для меня апофеоз страдания и искупления, прощения, любви и вознесения.

Взрослым и глубоко чувствующим, себя познающим людям рекомендую как минимум внимательно прочитать Поэму об инквизиторе – невероятной силы литературная форма. А вообще-то читать весь роман, и наслаждаться, и познавать сквозь себя, и преображаться, открывая ум и сердце любви и свету.

ЦИТАТЫ:

Брезгливости убегайте тоже и к другим, и к себе: то, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается