За годы почти еженедельного, а иногда и ежедневного, посещения выставок накопилась целая коллекция небольших лайфхаков, как превратить обычный визит в музеи и галереи в максимально приятный и продуктивный.
Если вы пропустили, вернитесь к первой части, ибо повторяться я не планирую.
Давайте представим, что перед вами не самая интересующая вас тема. Личный пример из последних – выставка миниатюрных ароматических сосудов (snuffing bottles) в Hong Kong Museum of Arts. Согласитесь, сложно заинтересоваться такими предметами, какими бы красивыми они ни были? Другой культурный бэкграунд, непогруженность в контекст, действительно малая художественная прикладная форма и т.д. Но вот вам упражнение: обратите внимание на то, откуда эти предметы прибыли на выставку. Так можно узнать названия других, возможно, менее популярных, но не менее достойных внимания музеев. А еще – имена и фамилии главных коллекционеров.
В России это одновременно и проблематичная тема, если вопрос касается дореволюционных (читай, экспроприированных) коллекций, но, вместе с тем, еще более увлекательная.
Стоит отметить, что за последнее время наши музеи совершили в этом направлении существенный прорыв, а флагманом был Пушкинский музей. Раньше эту информацию нельзя было найти даже очень постаравшись, а теперь на многих этикетках мы видим «Из коллекции И.А. Морозова» или «Из собрания князей Юсуповых».
И еще один, совершенно не связанный с предыдущим, непрошенный совет. Подготовьтесь заранее. Звучит очевидно, согласна. Но я сейчас говорю не о том, чтобы прочитать академические тексты или статьи в Википедии. Почти наверняка кто-то из признанных экспертов или приятных вам журналистов, за которыми вы следите в соцсетях, попал на вернисаж или просто уже дошел до интересующей вас выставки. А, значит, они отметили какие-то конкретные экспонаты, мелкие «пасхалки», которые подготовили кураторы для внимательного зрителя и многое другое.
Собственно, мой канал в телеграме «Болтливое озеро» я веду и с этой целью тоже. Помочь читателям влюбиться в искусство.
На сегодня все, продолжение следует.