22.06 Итоговый день
Вот мы и подходим к концу. Итоговый день – это всегда день особый. Торжественный и грустный одновременно. Все-таки много прожито. Прожита целая жизнь, причем не только потому, что это была специальная тема лагеря. Смена – это всегда маленькая жизнь, которая по интенсивности и спрессованности различных личностных событий и смыслов вполне сопоставима с настоящей жизнью, во всяком случае, значительно превосходит временные рамки лагерной смены.
«И вот, сегодня последний день! Жалко! Не хочется всех вас покидать!» - это пишет «скрытая камера» Дима. Сегодня многое будет необычно, в том числе и назначение скрытых камер. Я буду сам просить определенных людей вести журнал лагеря. Старички знают, что это означают. Эти люди станут «лучшими скрытыми камерами» этой смены.
Солнышко, как и в первый день, ярко, но не жгуче. Тоже прощается с нами.
После открытия дня, поем архивные песни. У нас играют на гитарах Дима (старший), Кирилл, Леша и даже одна девочка – Люда. Все они по очереди поют те песни, которые знают. Люда тоже презентует песню, которую мы не записывали – «В платье белом». Я ее раньше не слышал. Все мы с удовольствием слушаем, а я еще с радостью думаю, что она играет важную роль «наглядного примера»: учись и научишься.
Но даже в такой день не обошлось без «суровой действительности». Из-за ширмы выходит Сережа. Он получил третью дыру еще вчера в конце огонька, поэтому «отсидка» перешла на сегодня, и как пришел в класс – так сразу туда отправился. И вот уже перед завтраком мы его заслушиваем.
«1. черную дыру я получил, когда был день похода-1, из-за того, что я обзывался на Настю.
В этом поступке я проявил свое неуважение к человеку. Я прошу извинить меня за это!!!
2. черную дыру я получил, когда проходила палуба общения. Я тогда разговаривал с соседом и проявил свое неуважение к людям. И это прошу тоже: извините меня пожалуйста!!!
3. черную дыру я получил, когда был огонек, и я баловался, коверкая песни.
В этом я стал проявлять свою неспокойную натуру, точнее, ее черную сторону. И за эту плохую выходку извините меня».
Сережа для меня некоторая загадка. Я, кажется, уже об этом писал. Очень открытый, дружелюбный, чуткий и способный в педагогическом плане мальчишка, но почему-то не приживается уже второй год в педагогическом кружке. Есть в нем что-то очень глубоко скрытое. И кажется, что-то не очень хорошее, эгоистическое.
Несмотря на последний день, решаюсь обострить проблему и попробовать расставить точки над «i»:
- А мне кажется, что Сережа не очень глубоко прочувствовал свою вину. Вы обратили внимание, как он улыбался, когда зачитывал свою объяснительную? Мне кажется, что он плохо осознает, что, мешая другим, ведет себя эгоистично, - думает только о себе. И вообще думаю, что одним из недостатков Сережи и является его эгоизм. А что вы об этом думаете?..
Да, последний день – не очень хорошее время для таких разборов, но больше помочь Сереже возможности уже, скорее всего, не будет.
За Сережу вступается Люда:
- Да, нет! Разве он эгоистичный? Он всегда, когда его о чем попросишь – всегда: пожалуйста. Нет в нем этого!..
Люду поддерживают еще несколько человек. Пара-другая реплик, и я понимаю, что пора «давать отбой». Предлагаю принять Сережу в круг. Он проходит, пожимая всем руки, и я вижу на его глазах слезы. Проняло!?.. Только бы на пользу! Люда смотрит на него с сочувствием и поддержкой.
Да, поддержи, поддержи его! Ему сейчас нужна эта поддержка.
После завтрака последний раз рассаживаемся по коробочке. Делаю краткую вступительную речь о смысле сегодняшнего дня. Нужно подвести итог всей смене. Сейчас блокноты должны превратиться в книги с заключительным «оглавлением» содержания. Все главное, чем мы занимались, должно пройти итоговую оценку с определением лучшего. Этому и послужит система итоговых рейтингов. Между очередными рейтингами будет пропевать все наши новые песни, и последний рейтинг будет песенным.
И поем первую записанную песню «50 добрых дел».
Рейтинг дней
Теперь можно «постфактум» составить реальный список дней лагерной смены по теме: «Жизнь: от рождения до смерти»:
I неделя
II неделя
Ш неделя
1 – День Знакомства
2 – День Младенца
3 – День «Солнышка» - I
4 – День Ребенка
5 – День Похода – I
6 – День Любви – I
1 – День Подростка
2 – День Юности
3 – День «Солнышка» - II
4 – День Похода – II
5 – День Любви - II
1 – День Зрелости
2 – День Старости
3 – День Смерти
4 – День «Солнышка» - III
5 – Итоговый день
Сама процедура проходит так. Сначала я диктую тот или иной рейтинговый список. Затем каждый ставит плюс напротив наиболее понравившегося «объекта» голосования. По нашим правилам: до 10-ти объектов – один плюс, больше 10-ти – два. Далее вновь зачитывается список и поднимаются руки прогосовавших, которые тут же подсчитываются, и определяется победители.
В первом рейтинге – рейтинге дней – победители следующие:
I неделя – День Любви – I;
II неделя – День Юности;
III неделя – День Смерти.
Тенденция как бы понятна – многое оказалось востребованным «вокруг любви». Но День Смерти как-то выпадает из этой тенденции. Можно порадоваться за глубину восприятия наших детушек, если их затронула такая важная тема.
В дальнейшем я буду указывать победителей прямо внутри списка.
В качестве музыкальной паузы исполняем «Черного кота», «Главное, что есть ты у меня».
Рейтинг деловых игр
1) Пойми младенца
2) Жестокая няня – 2 место
3) Усыновление в детдоме
4) Последний Маугли
5) Передай донесение – 2 место
6) Предложение о дружбе
7) Любовный треугольник – 2 место
8) Вавилонская башня
9) Бог любит тебя
10) Развод. С кем ребенок?
11) Космическая академия
12) Трудный выбор. Спасение утопающего
13) Наводнение в стардоме
14) Безрукий, слепой и паралитик
15) Родина или любимый
16) Признание в любви
17) Суд над душой – 1 место
Здесь абсолютное лидерство «Суда над душой» - 8 голосов. Все-таки тема смерти глубоко затронула наших детушек. Игры, занявшие вторые места, собрали по три голоса.
Поем «Город золотой» и «Мама-анархия»
Рейтинг игровых разминок
Его я решил провести, потому что в этом году было опробовано много разных новых игровых разминок, пусть не очень глубоких, но разнообразных по целям, жанрам и способам проведения:
1) Огонь, вода и медные трубы
2) Да – нет – да – 2 место
3) Ветер дует на…
4) Автобус в давке
5) Молекула хаос
6) Крест-параллель
7) Поцелуй пупса
8) Лавата
9) Луноход – 3 место
10) Я беру с собой в поход
11) Хрюк – 1 место
12) Буги-вуги
13) Волки-Волки
14) Гипнотизер
15) Кись-брысь-мяу
16) Кошечки
Да, «Хрюк» - это поистине открытие этого года. Мировая разминка! И заслуженно победила. По традиции еще раз играем в эту победившую в рейтинге игру. Хрюк действительно удается передать уже за каких-то пару секунд.
Поскольку размялись по-игровому, а не по-песенному – сразу переходим к следующему рейтингу.
Рейтинг «Часа искусства»
1) Мир моего младенчества
2) Идеальный ребенок
3) Романтика в моей душе – 1 место
4) Мой образ «Солнышка»
5) Мое главное искушение
6) Самый трудный выбор
7) Мой образ старости – 2 место
8) Мой образ смерти
9) Жизнь: от рождения до смерти – 1 место
По четыре голоса собрала «Романтика» и обобщающий рисунок о жизни как таковой.
Поем «Комбата» и «Любовь и пропеллер». «Пропеллер» последний раз инсценируем. Я не могу в который раз удержаться от улыбки, глядя на бесхитростное повторение одних и тех же постановочных образов. Но ведь всем нравится – хотя столько раз и одно и то же. Видимо, случаются иногда такие необъяснимые парадоксы коллективного вкуса.
Рейтинг палубных упражнений
1) Чтение домашнего задания - 2 место
2) Самый важный вопрос
3) Степень доверия
4) Зеркало
5) Зеркальце
6) Уход с орбиты – 1 место
7) Проблемы – 3 место
8) Отверженный
9) Суд
Итак, победителем стал «Уход с орбиты». И это несмотря на всю его демонстрационную жесткость. Даже, наверно, благодаря этому. Явное свидетельство зрелости коллектива. Но особенно меня радует второе место домашних заданий, причем, практически на том же уровне, что и «Уход» («Уход» - 10 голосов, Д/З – 9). Я по праву считаю это небольшим, но очень важным педагогическим открытием. Открытием по превращению принудительной и отягощенной негативным эмоциональным багажом школьной жизни процедуры в одно из самых эффективных палубных упражнений. Причем, тем упражнением, которое связывает лагерную жизнь и внелагерную, позволяет синтезировать полученные в лагере ценности с опытом жизни.
Поем «Афганистан» и «Попутчицу».
Рейтинг домашних заданий
А теперь узнаем, какое же из домашних заданий победило?
1) Я в младенчестве
2) Мои родители часто, но иногда…
3) Ужасы моего детства
4) Я – животное
5) Любовь для меня – это… - 2 место
6) Идеальный мальчик (девочка) – 1 место
7) Моя проблема
8) Мои будущие дети – 2 место
9) Я в молодости
10) Любовь к Богу, Отчизне, ближним
11) Я в зрелости
12) Мое завещание
13) Эпитафия
14) Я и дети
15) Что я думаю о лагере? – 1 место
1 место домашнего задания об идеальных мальчике и девочке вполне понятно. Последнее задание, видимо, тоже прошло в благоприятном эмоциональном ключе. Мы его рассмотрим чуть попозже. «Любовь» и «дети» - на вторых местах, и тоже у меня вопросов по поводу мотивов этого предпочтения здесь не возникает.
Поем «Интересно» и «Влечение».
Рейтинг распорядка дня
1) Тематическая работа - 1 место
2) Час искусства
3) Палуба – 2 место
4) Огонек – 3 место
Наверно, так и должно быть. Тематическая работа реализует главные цели лагеря, палуба помогает восполнить потребность в близком общении, а огонек подводит итоги тому и другому.
Поем «Помнят с горечью древляне», «У природы нет плохой погоды», «Извините, мне пора идти».
Рейтинг песен
Ну, вот и заключительный, как и обещали, рейтинг:
1) 50 добрых дел
2) Черный кот
3) Главное, что есть ты у меня
4) Город золотой
5) Мама анархия
6) Комбат
7) Любовь и пропеллер
8) Афганистан – 2 место
9) Попутчица
10) Интересно
11) Влечение – 1 место
12) Помнят с горечью древляне
13) У природы нет плохой погоды
14) Извините, мне пора идти – 1 место
«Извините» и «Влечение» собрали по девять голосов. В принципе – да, я доволен и считаю, что вполне заслуженно. «Извините» - как самая глубокая «лагерная» песня, а «Влечение» как самая прикольная плюс реализующая половые притяжения. «Любовь и пропеллер», кстати, идет сразу после «Афганистана». Но это еще, куда ни шло. Если бы «Пропеллер» победил, меня пора было бы уже списывать в архив, как окончательно разучившегося понимать музыкальные пристрастия молодежи.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь