Найти в Дзене
Росгвардия

#ЛетописьПодвига | В КРЫМУ И НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ К КРЫМУ

Одной из главных задач внешней политики СССР в 1945 году по-прежнему являлось укрепление антифашистской коалиции. Несмотря на определённые противоречия между союзниками – США, Англией и Советским Союзом, их единство в борьбе с общим врагом считалось прочным. Это было убедительно подтверждено на конференции в Крыму. И по сей день существуют различные версии того, кто и как, кроме оперативных органов, обеспечивал безопасность Ялтинской конференции. Одни утверждают, что в Крым было стянуто огромное количество частей войск НКВД, в том числе чуть ли не вся дивизия имени Ф.Э. Дзержинского. Другие тщательно скачивают из интернета действительные наименования частей внутренних войск, якобы стоявших сплошным тройным кольцом вокруг Ливадийского дворца, где заседала антигитлеровская тройка. При этом на первое место ставят 1-й Краснознамённый мотострелковый полк ОМСДОНа. А это уже более 2 000 бойцов в васильковых фуражках! Разумеется, что международные мероприятия подобного характера, как Ялтинская
Почётный караул войск НКВД под командованием старшего лейтенанта М. Козупеева.
Крым, февраль 1945 года
Почётный караул войск НКВД под командованием старшего лейтенанта М. Козупеева. Крым, февраль 1945 года

Одной из главных задач внешней политики СССР в 1945 году по-прежнему являлось укрепление антифашистской коалиции. Несмотря на определённые противоречия между союзниками – США, Англией и Советским Союзом, их единство в борьбе с общим врагом считалось прочным. Это было убедительно подтверждено на конференции в Крыму.

И по сей день существуют различные версии того, кто и как, кроме оперативных органов, обеспечивал безопасность Ялтинской конференции. Одни утверждают, что в Крым было стянуто огромное количество частей войск НКВД, в том числе чуть ли не вся дивизия имени Ф.Э. Дзержинского.

Другие тщательно скачивают из интернета действительные наименования частей внутренних войск, якобы стоявших сплошным тройным кольцом вокруг Ливадийского дворца, где заседала антигитлеровская тройка. При этом на первое место ставят 1-й Краснознамённый мотострелковый полк ОМСДОНа. А это уже более 2 000 бойцов в васильковых фуражках!

Разумеется, что международные мероприятия подобного характера, как Ялтинская конференция, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка, носила скрытый, засекреченный характер. Следовательно, и большинство документов по обеспечению её безопасности ещё до конца не раскрыты. Отсюда немало домыслов, догадок и различных версий.

Вот, например, только одно из разночтений: по предложению английской стороны конференция якобы получила кодовое название «Аргонавт», а в Советском Союзе – «Остров», но по другим данным, будто бы она была зашифрована как «Долина». Цель – введение в заблуждение германской разведки.

Меры безопасности работы конференции были беспрецедентны. Был издан специальный приказ НКВД СССР за № 0028 от 8 января 1945 года «О специальных мероприятиях по Крыму». Согласно этому документу в помощь оперативным органам формировались 4 сводных полка войск НКВД.

Так, например, в Москве были сформированы два сводных полка войск НКВД, каждый численностью более 900 человек. Сформированным при 1-й мотострелковой дивизии особого назначения (так на тот момент называлась ОМСДОН имени Ф.Э. Дзержинского ) сводным полком было поручено командовать полковнику Г.Д. Шимбирёву, командовавшему на тот момент 236-м полком конвойных войск НКВД.

Другой сводный полк примерно такой же численности, сформированный при 2-й мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД, возглавил полковник М.У. Нестерец. Конкретно сколько личного состава и из каких частей было направлено в эти сводные полки, документально установить не удалось. Нет ни строчки об этом факте и в историческом формуляре 1-го полка.

Однако в этом важнейшем документе, отражающем основные события в жизни и боевой деятельности полка на период работы Ялтинской конференции, имеются две исчерпывающие развёрнутые записи. Обе они иносказательно свидетельствуют о том, что 1-й полк участвовал в обеспечении безопасности Крымской встречи трёх глав государств, если можно так выразиться, на дальних подступах к полуострову.

Вот первое из этих документальных свидетельств: «С 28 декабря 1944 года по 15 февраля 1945 года подразделения полка в составе 2 сводных батальонов общей численностью 650 человек (как раз в период подготовки и проведения Ялтинской конференции. – Н. Сысоев) находились в оперативно-служебной командировке в Румынии по изъятию спецконтингента (остатков гитлеровских формирований и местных фашистов. – Н. Сысоев)». Первые итоги массовой проверки (читай – зачистки территории. – Н. Сысоев) таковы. Задержаны: гитлеровцев – 146; власовцев – 2; бандитов – 4; дезертиров Красной армии – 7. А всего за полтора месяца задержано 4 758 человек и 16 дезертиров Красной армии.

О чем говорит этот факт? О том, что бывший сателлит фашистской Германии нацистская Румыния во главе с кондукэтором (аналог понятия дуче и фюрер) Антонеску была освобождена в результате Ясско-Кишинёвской операции советских войск только к началу сентября 1944-го. Здесь ещё оставалось немало окопавшихся нацистов и откровенно фашистов, а также сочувствующих национал-социализму: они могли быть использованы разветвлённой гитлеровской разведкой с целью срыва встречи «антигитлеровской тройки» в Крыму. А выход Румынии на Чёрное море, близость к Одессе и Крымскому полуострову не исключали возможности заброски разведчиков и диверсантов. Поэтому зачистка юго-восточных территорий Румынии воинами-дзержинцами 1-го полка с целью предотвращения возможных диверсий и провокаций являлась одной из важных составляющих безопасности Ялтинской конференции.

Перейдём к записи исторического формуляра следующего содержания. «С 8 января по 16 февраля 1945 года (как раз в период подготовки и проведения Ялтинской конференции) сапёрный взвод полка численностью 50 человек под командованием полкового инженера лейтенанта Александра Круля нёс службу по охране железной дороги в районе Орла и обеспечивал нормальное движение правительственных поездов».

В подготовительный период к осуществлению пропуска литерных составов взвод производил прочёску местности и прилегающих лесных массивов, осуществлял проверку документов, а также привлекался к выполнению специальных мероприятий местных органов НКВД и НКГБ. За всё время выполнения боевой задачи только взводом 1-го полка было задержано 17 подозрительных личностей, в том числе 9 дезертиров. Изъято 20 единиц огнестрельного оружия, в том числе 3 ручных пулемёта и 500 патронов.

Что касается непосредственно Крыма, то охрана Ливадийского дворца и нижней дороги от Кореиза до Ливадии, около 7 километров, возлагалась на полк Г.Д. Шимбирёва. Охранение объектов – Юсуповского дворца в Кореизе, Воронцовского в Алупке, дорог из Алупки в Ливадию, Кореиз и Симеиз – поручалось сводному полку, которым командовал полковник М.У. Нестерец. Общее руководство войсковой охраной осуществлял заместитель начальника пограничных войск генерал-лейтенант И.А. Петро.

Доподлинно известно, что непосредственно в составе сводной части Г.Д. Шимбирёва находилось подразделение 3-го мотострелкового полка 1-й мотострелковой дивизии особого назначения (имени Ф.Э. Дзержинского). О некоторых фактах участия войск НКВД в обеспечении безопасности антигитлеровских союзников непосредственно в Ливадии вспоминал ветеран внутренних войск полковник в отставке Л.М. Гулько, в то время рядовой:

«Вокруг Ливадийского дворца было создано три кольца охраны. Первое располагалось вблизи дворца, между деревьями в парке. Причем посты расставили так, чтобы была надёжная зрительная связь между часовыми даже в самое тёмное время. Второе кольцо – немного подальше, в глубине парка, но тоже в пределах видимости часовыми друг друга. Третье образовывалось подвижными парными постами, имевшими участки по 100–150 метров на окружавших дворец аллеях и дорожках…

С прибытием участников конференции для нас наступило самое сложное и трудное время. Служба на постах выполнялась в две смены по 4 часа беспрерывно…»

Воин-чекист и американский морской пехотинец на охране руководителей СССР (И.В. Сталина), США (Ф. Рузвельта) и Великобритании (У. Черчилля) во время Ялтинской конференции. Крым, февраль 1945 года
Воин-чекист и американский морской пехотинец на охране руководителей СССР (И.В. Сталина), США (Ф. Рузвельта) и Великобритании (У. Черчилля) во время Ялтинской конференции. Крым, февраль 1945 года

Обеспечение безопасности на дорогах между пунктами размещения делегаций осуществляли часовые и дозоры по обочинам шоссе от других сводных частей НКВД. Часовые выставлялись на посты, установленные на поворотах шоссе, у сливных дорожных труб и троп, идущих с гор к морю, и в других местах. На каждый объект, участок дорог предусматривалось две смены караулов.

3 февраля подразделения сводных частей участвовали в обеспечении безопасности встречи премьер-министра Великобритании У. Черчилля и президента США Ф. Рузвельта на военном аэродроме близ курорта Саки. В почётный караул для торжественной встречи союзников была наряжена 1-я рота сводного полка М.У. Нестерца под командованием старшего лейтенанта М. Козупеева.

По окончании службы в Крыму заместитель начальника охраны конференции генерал-лейтенант И.А. Петров поблагодарил солдат, сержантов и офицеров за самоотверженную службу, тяжёлый труд, бдительность и умелые действия.

Через неделю личный состав сводных полков возвратился в Москву. А спустя несколько дней Указом Президиума Верховного Совета СССР за выполнение специального задания правительства многие военнослужащие были награждены орденами и медалями.

________________________________________

Николай СЫСОЕВ, полковник в отставке, ветеран внутренних войск, военный историк

1-й Краснознамённый полк дивизии имени Ф.Э. Дзержинского: в круговороте века, М., 2018 г.

-3