Найти в Дзене
Томский политех

Выдающиеся политехники: Василий Глухих

Рубрику о выдающихся томских политехниках продолжает Василий Андреевич Глухих (10 февраля 1929 — 19 июля 2021) — советский и российский ученый, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственных премий. Человек, чья жизнь стала мостом между эпохой первых термоядерных экспериментов и современными прорывами в энергетике. Василий Глухих с юных лет проявлял интерес к технике. В 1947 году, преодолев высокий конкурс, он поступил на электрофизический факультет Томского политехнического института (ТПИ). «После окончания сельской школы я поехал в Томск с намерением поступить на физфак в ТГУ. Пришел в приемную комиссию, и что-то там мне не понравилось, показались высокомерными люди — по молодости часто придаешь значение пустякам. И я решил заглянуть в политехнический институт. Здесь все больше мелькали солдатские шинели и сапоги, ребята-фронтовики показались своими парнями, и я подал документы на электрофизический факультет», — вспоминал Василий Андреевич. В 1949 году Глухих был переведен на внов
Оглавление

Рубрику о выдающихся томских политехниках продолжает Василий Андреевич Глухих (10 февраля 1929 — 19 июля 2021) — советский и российский ученый, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственных премий. Человек, чья жизнь стала мостом между эпохой первых термоядерных экспериментов и современными прорывами в энергетике.

Путь от сибирской глубинки к вершинам науки

Василий Глухих с юных лет проявлял интерес к технике. В 1947 году, преодолев высокий конкурс, он поступил на электрофизический факультет Томского политехнического института (ТПИ).

«После окончания сельской школы я поехал в Томск с намерением поступить на физфак в ТГУ. Пришел в приемную комиссию, и что-то там мне не понравилось, показались высокомерными люди — по молодости часто придаешь значение пустякам. И я решил заглянуть в политехнический институт. Здесь все больше мелькали солдатские шинели и сапоги, ребята-фронтовики показались своими парнями, и я подал документы на электрофизический факультет», — вспоминал Василий Андреевич.

В 1949 году Глухих был переведен на вновь образованный физико-технический факультет. Это было время, когда страна остро нуждалась в кадрах для атомной и термоядерной программ. Группу, в которую попал Глухих, курировал лично ректор ТПИ Александр Воробьев.

Студенты жили в аскетичных условиях: общежитиях, бывших монастырях и даже тюрьмах, но это не мешало им работать над прорывными проектами, такими, например, как создание первых отечественных бетатронов. Именно в ТПИ в 1947–1948 годах был создан первый отечественный электронный ускоритель. И это было огромным достижением политехников.

«Мы, студенты, резали листовую сталь, наматывали обмотку для бетатронов. Как-то пришлось работать три ночи подряд. Платили за эту работу нам хорошо. Вообще физико-техников, по общему признанию, в институте уважали», — отмечал в своих воспоминаниях Василий Глухих.

-2

На передовой термоядерных исследований

После окончания ТПИ с отличием в 1952 году Глухих начал работу в ленинградском Особом конструкторском бюро по проектированию электромагнитных преобразователей, преобразованном позже в НИИ электромагнитной аппаратуры имени Д. В. Ефремова (НИИЭФА). Под его руководством разрабатывались магнитогидродинамические установки, лазерные комплексы и оборудование для реакторов на быстрых нейтронах. Он стоял у истоков создания установок «Токамак», включая «Токамак-15», где впервые применили сверхпроводящие магнитные обмотки — прорыв мировой науки.

В 1974 году Василий Глухих защитил докторскую диссертацию, а с 2003 года стал научным руководителем НИИЭФА. Его работы заложили основы импульсной энергетики и управляемого термоядерного синтеза.

Ученый, учитель, гражданин

Василий Андреевич всегда уделял внимание подготовке кадров. Он автор 4 монографий, более 200 научных работ и 18 изобретений, главный редактор международного журнала Plasma Devices and Operations. Даже будучи профессором СПбПУ, он строго отбирал студентов: «Каждый должен быть на своем месте».

Василий Глухих занимался не только наукой, но и общественной деятельностью. Активно участвовал в решении социальных и инфраструктурных вопросов Колпинского района Ленинграда (Санкт-Петербурга). Как представитель научной элиты, выступал за развитие образования и поддержку технических инициатив. В советские годы неоднократно избирался в партийный комитет НИИЭФА. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, медалями.

Василий Андреевич помнил и чтил родной вуз, являлся одним из самых активных жертвователей в его эндаумент-фонд. В пользу ТПУ он перечислял свою профессорскую зарплату, и его общий вклад в фонд вуза составил более 15 миллионов рублей.

«Время, проведенное в ТПИ, было не только годами нашей учебы, но и в значительной степени формированием нашего мировоззрения. И если проследить дальнейшую судьбу бывших студентов нашей группы, то с большой долей уверенности можно сказать, что каждый в максимальной степени реализовал представившиеся ему возможности», — говорил академик.

Наследие

Василий Андреевич ушел из жизни, оставив после себя не только технологии, но и школу учеников, продолжающих дело его жизни — участие в проекте ITER (международный термоядерный реактор). Его имя — символ эпохи, когда наука была не профессией, а служением.