Она чуть ли ни с пеленок мечтала стать актрисой. Родившись на заре советской власти, росла в предвкушении яркой солнечной жизни. А рассвет ее творчества пришелся на военное лихолетье.
Звезда Целиковской воссияла в военном кино. Начало ВОВ, уважаемые читатели, как раз и застало молоденькую актрису Театра Вахтангова в Ленинграде на съемках картины "Антон Иванович сердится". Двадцатидвухлетняя Людочка создала чарующе впечатляющий образ артистки Симочки. После выхода картины в свет красавица вмиг стала популярной.
Когда она разъезжала по фронтам с премьерой "Воздушного извозчика", бойцы сходу узнавали полюбившуюся героиню. А в армейской многотиражке "Советский пилот" от 6 августа 43-го над восторженным отзывом торжествовал крылатый заголовок: - "Орлы! Глядите - Симочка!"
По правде говоря, роль Симы Вороновой стала третьей в активе музыкально одаренной актрисы. От картины " Молодые капитаны" мало что осталось в истории кинематографа. Показ бьющихся в унисон с актерским талантом "Сердец четырех" временно отложили до мирных дней.
Летом 42- го на Алма-Атинской студии приступили к съемкам лирической киноповести о любви летчика Баранова и оперной певицы Наташи Куликовой. Целиковская в то время была в Омске, где находился в военную пору Театр имени Вахтангова.
Получив телеграмму, актриса немедленно вылетела в столицу Казахстана, куда чуть раньше был эвакуирован "Ленфильм". Под прозрачным небом Ала-Тау, так поразившим молоденькую москвичку, и снимали "Воздушного извозчика".
Образ оперной солистки сценарист Евгений Петров выписывал с прицелом на Целиковскую. Герберт Раппапорт в роли главной героини видел только восходящую звезду, с блеском заявившую о себе в комедии "Антон Иванович сердится."
Живая и обаятельная выпускница Щукинского училища была чрезвычайно музыкальна. Режиссер приложил все силы, использовал важные аргументы и задействовал нужные связи, чтобы в военных условиях при полном штате студии, заполучить на съемки любимицу публики.
Художественный руководитель Рубен Симонов часто говорил, что актриса Театра Вахтангова должна быть прежде всего красивой и только потом талантливой. Щедро одаренной природой Людмиле Целиковской небом было предназначено сиять на сцене и на экране.
В штат знаменитого Театра вчерашняя студентка Щукинского училища была зачислена летом 1941-го. А в октябре вместе со всей труппой отправилась в Омск, этот город приютил вахтанговцев, оставшихся буквально без крыши над головой. 23 июля, в день одной из самых страшных бомбардировок столицы, на здание обрушилась бомба.
Как раз в Сибири и пребывала хорошенькая актриса, когда в театр пришла правительственная телеграмма о вызове ее в столицу Казахстана.
Экранную пару молодой актрисе составил опытный и обаятельнейший Михаил Жаров. Роль пилота транспортного самолета - воздушного извозчика - он сыграл так же чарующе легко.
Съемки длились почти год, к лету 1943-го картина была готова. Пленку отправили в Москву и ждали решения. Фильм одобрили. Председатель Комитета по делам кинематографии И.Г. Большаков, получив добро, вызвал главных исполнителей в столицу и попросил захватить экземпляр "Воздушного извозчика": - "Будете выступать на премьере."
При личной встрече с Иваном Григорьевичем Жаров возьми да предложи: - "Сейчас война, наши бьют фашистов. Хорошо бы устроить премьеру не в столичном кинотеатре, а на фронте."
И буквально через несколько часов Большаков позвонил:- "Главное Политуправление Красной армии посылает вас с Целиковской на фронт. Будете рассказывать бойцам о работе над "Воздушным извозчиком".
Генералы из Политуправления хоть и сомневались слегка, не слишком ли игриво для фронта, но решающим оказалось слово самого главного идеологического эксперта: - "Для фронтовиков в самый раз. Пусть отдохнут от настоящей войны."
Жаров спросил разрешения на присоединение к дуэту аккомпаниатора с аккордеоном Риты Скляровой. Так и образовалась небольшая фронтовая концертная бригада.
Все лето 1943-го Жаров с Целиковской колесили по Западному фронту, представляя свою первую совместную картину. Они уже соединились в семейную пару и были счастливы. Насколько это возможно в суровые будни.
Михаил Иванович всегда говорил, что счастье и радость не помеха войне. Разве не за это мы бьемся! С такими легкими мыслями и несла концертная бригада свое светлое творчество бойцам Красной армии.
Первая встреча со зрителями состоялась в Малоярославце. Земля славы подольских курсантов и тысяч других защитников Москвы еще помнила ожесточенные бои 41-го.
Последние кадры досматривали далеко за полночь. Но штабисты и сами спать не хотели и гостей отпускать не собирались. Желали слушать и слушать любимых артистов.
После каждой песни Целиковской, вспоминал позднее Михаил Иванович, звучали такие оглушительные аплодисменты, что казалось ухают минометы. Словом, премьера "Воздушного извозчика" на фронте удалась. Напрасно актеры волновались, никто на смех не поднял, наоборот, приняли на ура.
Затем перелетели в 1-ю воздушную армию Громова. Теперь картину оценивал полк тяжелой авиации. Далее - штаб армии. Здесь просмотр фильма о пилотах и самолетах состоялся глубоко под землей, клубный барак был врыт под самую крышу.
Среди зрителей присутствовали маршал авиации Николай Сергеевич Шиманов, командующий армией генерал Михаил Михайлович Громов. Летчики попросили Людмилу спеть арию из фильма "Антон Иванович сердится". Пришлось объяснить , что артистка устала, не в голосе.
Разочаровывать воинов не решились. Не признаваться же в самом деле, что арию артистка пела не сама. Озвучивала оперная дива Дебора Пантофель-Нечецкая.
А на концерте Целиковская исполняла и "неклассические", по определению Жарова, песенки: - "Гад я буду/не забуду этот паровоз..." Да в конце еще звонко так присвистывала. Бойцы вспоминали ее концерт как одно из самых замечательных событий фронтовой жизни. Об этом позже они писали ей сами.
Людмила Васильевна была музыкально одаренным человеком. Пела ее мама, дирижером служил отец, сама она несколько лет училась по классу фортепиано в знаменитой Гнесинке. И пела в своих фильмах как правило сама. Но вот картина "Антон Иванович сердится" стала исключением.
Ночевали артисты тоже в землянке. А утром отправились еще ближе к фронтовой линии - в истребительный полк. К вечеру были на месте. Летчики только что вернулись из боя, несколько самолетов было подбито. Артисты выразили сомнение, уместен ли сейчас концерт. "Да, - услышали они в ответ. - Именно сейчас и уместен."
А телефон полка, где они находились, разрывался от звонков. Весть о "Воздушном извозчике" летела впереди концертной бригады. Фронтовики изо всех сил приглашали в свои подразделения. Даже партизаны зазывали к себе.
Пути военные пролегали по-разному, где ехали на машине, куда-то летели самолетом. Однажды чуть не пересекли линию фронта, едва не попали под вражеские зенитки.
Так июль-август и провела на войне маленькая фронтовая бригада - Целиковская, Жаров и аккомпаниатор с аккордеоном Рита Склярова. Летом 1943-го жары особой не было, погода стола довольно прохладная, частельно лили дожди. Бытовые условия тоже комфортом не баловали. Но артисты держались с честью.
Владимир Васильевич Литвиненко, заместитель командира воздушно-стрелковой службы 323-й истребительной авиационной дивизии, сказал им тогда: - "Считайте свою задачу боевой, артисты для солдата - тоже оружие".
Шутка всегда уместна, она поддерживает жизненные силы. Боевые пилоты с юмором воспринимали киношные реплики: - "Обожаю летчиков!" И смеялись над находчивостью Баранова: - "В девять буду. Ведь вы в восемь уже на ногах? Значит, в семь будет не поздно. Вот я в шесть и явлюсь!"
Говоря о тех днях, Целиковская называла их страшными и прекрасными одновременно. Военные воспоминания часто звучали на встречах со зрителями да и в семейном кругу.
Сын Людмилы Васильевны Александр Алабян после ухода актрисы из жизни поделился рассказами матери с автором книги "Людмила Целиковская. Долгий свет звезды" М.И.Вострышевым.
С фронтовой премьерой "Воздушного извозчика" связана и идея создания фильма "Беспокойное хозяйство". На одном из теплых застолий, коими непременно заканчивался каждый концерт, один летчик завел разговор о ложных, бутафорских аэродромах, о том, насколько эффективна эта затея в боевых условиях.
И Жарову тут же пришла мысль снять об этом кино. "Беспокойное хозяйство" стало его первым режиссерским опытом. По разным причинам картину не успели выпустить до окончания войны. А после Победы она воспринималась уже несколько иначе.
Сменился идеологический нарратив. Из искусства уходил карикатурный образ противника. Изображать врага недалеким, значит, принижать подвиг нашего солдата. Советский народ победил самую сильную армию мира. Что правда то правда. И картина с немцами-недоумками не попала в нужную тональность.
Критики в один голос осудили кино. Хотя и признавались, что смотреть на Целиковскую по-прежнему приятно.
Сейчас же, через 80 лет кино тоже воспринимается совсем по-другому, с полным восприятием художественной эстетики тех лет. Военное кино вообще особое. Времен ВОВ еще и трогательное. "Воздушный извозчик" и "Беспокойное хозяйство" не потерялись в истории кинематографа и в наши дни находят своего зрителя. А участие Людмилы Целиковской придает картинам еще и неповторимого очарования.
На самом деле, одна из лучших актрис той эпохи снималась не так много. И мало кто не согласится, что лучшие ее кинороли пришлись как раз на время победной войны.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что-то полезное для себя.
С наступающим праздником Великой Победы! Мира и согласия всем нам!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала здесь: