Сделав разбор логики фильма "Треугольник" (2009), подумал, почему бы заодно не разобрать и фильм "Временная петля" (Los cronocrímenes, 2007). Он, конечно, попроще (возможно потому и рейтинг IMDb повыше), но тоже интересен с точки зрения временных парадоксов. А после разбора фильма порассуждаем о логике временных парадоксов и в конце придём к довольно неожиданному выводу.
Оригинальное название: Los Cronocrimenes (Преступления во времени)
Сценарист и режиссёр: Начо Вигалондо
В ролях: Карра Элехальде (Гектор), Барбара Гоэнага (девушка) и др.
Страна: Испания
Рейтинг: 7,1 (IMDb), 6,6 (Кинопоиск)
Краткое содержание фильма
Для начала, краткое содержание. Главный герой по имени Гектор приезжает на дачу, где его ждёт любящая жена Клара. Поспать не получается, и он устраивается в шезлонге с биноклем, чтобы по привычке пообозревать окрестности.
В поле зрения мелькает полуобнажённая девушка, и он идёт посмотреть, что там такое. Находит девушку, сидящую у основания скалы, пытается привлечь её внимание, но тут получает внезапный удар ножницами в плечо. Он убегает, а за ним гонится какой-то маньяк в плаще, с лицом, замотанным окровавленными бинтами. Уже в сумерках Гектор добегает до непонятного сооружения, напоминающего научную лабораторию, и прячется внутри. И всё бы ничего, если бы изобретатель в этой лаборатории (его сыграл сам режиссёр) не захотел остаться на работе на выходные, чтобы испытать только что построенную им машину времени.
Дальше пойдут спойлеры.
Логика фильма
Изобретатель говорит Гектору, что его преследователь вот-вот доберётся до лаборатории, и предлагает ему спрятаться в странном резервуаре со светящейся жидкостью. Гектор забирается в резервуар, крышка опускается, вспышка, и крышка вновь поднимается. Он видит того же изобретателя, но тот его не узнаёт. Вдобавок, снаружи ещё светло, и мы узнаём, что он перенёсся примерно на полтора часа в прошлое. Давайте сразу посмотрим, как выглядит петля, в которой он оказался:
Всё, что происходило до сих, отображается на нижней горизонтальной линии. Отправившись в прошлое, Гектор оказывается на второй линии, примерно в моменте, когда он приехал домой в начале фильма. Чтобы отличать версии Гектора друг от друга, назовём этого нового Гектора Гектором 2. Гектор 2 хочет вернуться домой, но видит в бинокль самого себя во дворе собственного дома и понимает, что место занято. Изобретатель успокаивает его, что ему нужно просто дождаться вечера, когда Гектор 1 заберётся в машину времени и отправится в прошлое. Тогда, Гектор 2 останется в единственном экземпляре и сможет спокойно вернуться домой. Несмотря на уверения изобретателя, Гектора 2 гложет смутное беспокойство. Он берёт машину и куда-то едет (видимо, поближе к дому). По дороге он замечает девушку на велосипеде и узнаёт в ней незнакомку, которую ранее видел в бинокль. Беспокойство начинает оформляться - ведь эта девушка была той причиной, по которой он вообще отправился в лес и, в конце концов, оказался в машине времени. Он резко останавливается, но тут ему в зад въезжает красная машина, которая сбрасывает его с дороги. (В красной машине находился Гектор 3, и чуть позже мы поймём, зачем ему это понадобилось.) Гектор 2 приходит в себя, на лбу рана, он начинает заматывать голову бинтом из бардачка, видит себя в зеркале, и тут до него доходит, что это он был тем самым преследователем, который загнал его в машину времени.
Его беспокойство превращается в уверенность - он решает, что ему нужно повторить все те действия, которые ранее привели к тому, что он залез в машину времени. Иначе, Гектор 1 не отправится в прошлое, и тогда, Гектор 2 не сможет вернуться домой. Это его движущий мотив на линии 2. Он подстраивает все сцены с девушкой и загоняет Гектора 1 в лабораторию. Попутно мы видим комичную сцену, где Гектор 2 пытается угадать момент, когда его увидел в бинокль Гектор 1. Девушка тем временем куда-то убегает, и Гектор 2 ищет её, чтобы объяснить ситуацию и избежать проблем с полицией. Следы приводят его в собственный дом. Пытаясь догнать девушку, он случайно сталкивает кого-то с крыши, видит лежащее на земле тело со свёрнутой шеей и по плащу и причёске с ужасом узнаёт в нём свою жену Клару. Теперь ему остаётся ещё раз припугнуть Гектора 1, чтобы тот залез в машину времени, и придумать, как исправить ситуацию с женой. Он возвращается в лабораторию после отправки Гектора 1 в прошлое и заставляет изобретателя снова отправить себя в прошлое, предшествующее моменту появления из машины времени Гектора 2. Теперь перед Гектором 3 стоит двойная задача - ранить Гектора 2, чтобы он обмотал голову бинтами и напугал Гектора 1, и как-то спасти жену. Он берёт красную машину, врезается в машину с Гектором 1, сталкивая её с дороги, и встречает девушку, которая только что убежала от Гектора 2. Она его не узнаёт, потому что в прошлый раз он был с бинтами на голове. Видя состояние Гектора 3, девушка предлагает ему зайти в его собственный дом, и ему приходит в голову идея, как спасти жену. Пугая девушку Гектором 2, Гектор 3 делает её причёску похожей на причёску жены, надевает на неё плащ жены, велит бежать, а сам приводит свою жену во двор и, сидя в шезлонге, предоставляет дальнейшим событиям идти своим чередом.
На этом фильм заканчивается, и начинается самое интересное - анализ парадоксов.
Логика временных парадоксов
Сразу оговорюсь, что буду рассматривать только логическую сторону вопроса, без оглядки на физическую возможность путешествий во времени. Теоретически такая возможность не исключена - теория относительности Эйнштейна в принципе допускает существование петель мировых линий через своего рода туннели в 4-мерном пространстве-времени, или кротовые норы. Точка выхода из норы, при этом, может соответствовать более раннему моменту времени, чем точка входа.
Как раз временные парадоксы, которые при этом будут неизбежно возникать, многие считают аргументом в пользу того, что такие петли невозможны. Вот логику таких парадоксов мы и рассмотрим, и попробуем понять, действительно ли её законы запрещают путешествия в прошлое. Сюжет же рассматриваемого фильма послужит нам прекрасным материалом для такого мысленного эксперимента.
Разрешение парадокса, приближение 1
Надо отметить, что логика фильма в целом выстроена неплохо. Персонажи временами ведут себя не слишком адекватно, но мотивация Гекторов ясна: Гектор 1 хочет спастись от неведомого преследователя, Гектор 2 хочет избавиться от лишней копии себя и вернуться домой, а Гектор 3 хочет спасти жену. Причём, мотивация Гектора 3 дополняет сюжетную логику и помогает Гектору 2 добиться своей цели. Не реши Гектор 2, что убил жену, - и он не залез бы опять в машину времени, не столкнул предыдущего Гектора 2 с дороги, а Гектор 2 тогда не напугал бы Гектора 1.
С другой стороны, интересно, что Гектору приходится прилагать усилия, чтобы замкнуть петлю. Что случилось бы, если бы Гектор 2 просто остался в лаборатории дожидаться вечера, как и предлагал ему изобретатель? В этом случае он не загнал бы Гектора 1 во временную петлю, она бы не образовалась, но в таком случае откуда бы взялся Гектор 2? Это и есть временной парадокс. В фантастических фильмах герой тут обычно просто растворяется в воздухе, как, например, в "Петле времени" (2012), или начинает растворяться, как в фильме "Назад в будущее".
Это кажется логичным, но возникает вопрос: если в итоге выяснилось, что петля не образуется, почему герой вообще существовал с момента своего появления в прошлом и до момента, когда выяснилось, что он не может замкнуть петлю? Ведь если петля не замкнулась, то Гектор 2 вообще не должен был появиться в прошлом. Собственно, это и есть разрешение парадокса - если есть вероятность, что Гектор не может замкнуть петлю, он не может отправиться в прошлое. Могут существовать только устойчивые петли, которые точно замкнутся. В данном случае, гарантом замыкания петли служит страх Гектора умереть и/или потерять жену. Этот страх настолько силён, что не оставляет ему свободы выбора. Вспомним классику временных петель - фильм "День сурка". Именно характер Фила Коннорса приводит к тому, что он оказывается заперт в петле времени. Он всё делает по привычке, как робот. И только когда он осознаёт это, он выходит за свои привычные рамки, обретает свободу и выходит из петли. То же самое с Гектором. Он попал в двойную самосогласованную петлю, существование которой зависело от множества выборов, самый серьёзный из которых заключался в его готовности пожертвовать другим человеком ради достижения своей цели. Если бы он не был способен хотя бы на это, петля бы не возникла - он либо вообще не попал бы в машину времени, либо она бы не сработала.
Разрешение парадокса, приближение 2
Хорошо, мы разрешили парадокс в первом приближении, но тогда возникает другой вопрос: а как петля вообще возникла? Ведь для того, чтобы Гектор попал в машину времени, петля уже должна была существовать, потому что Гектора изначально загнал в машину времени он сам, прошедший через машину времени. Получается ещё один парадокс. Как говорила Алиса в "Алисе в Стране Чудес", "чем дальше, тем всё чудесатее и чудесатее". И если у Кэрролла Алиса последовала в кроличью нору за кроликом, то мы попробуем глубже проникнуть в кротовую нору, следуя за парадоксами.
Первое, что приходит в голову, - изначально Гектор мог попасть в машину времени и по другим причинам. Например, просто пошёл погулять, набрёл на лабораторию, и изобретатель предложил ему поучаствовать в эксперименте, например, за вознаграждение. Оказавшись в прошлом, Гектор 2 в ожидании вечера пошёл погулять по лесу, Гектор 1 увидел его в бинокль и пошёл посмотреть, кто там гуляет, так странно похожий на него. Другими словами, нам придётся допустить, что петля может эволюционировать и подстраиваться. Позже, в неё могла добавиться и девушка, да и второй виток не обязан был существовать с самого начала. Но тогда Гектор 2 обнаружил бы различия между тем, что он делает, и тем что он помнит из своих действий до входа в петлю. Вообще говоря, почему бы и нет - ведь Гектор 1 и Гектор 2 ощущают себя разными людьми, но поскольку Гектор 1 - это прошлое Гектора 2, то изменения в поведении Гектора 1 должны отражаться на памяти Гектора 2. Допустим, петля начиналась так, как я предположил выше, т.е. изначально Гектор 1 увидел в бинокль не девушку, а самого себя. Он идёт в лес, попадает в машину времени, оказывается в прошлом, снова идёт гулять в лес, встречает девушку, они общаются, и на этот раз Гектор 1 видит в бинокль не себя, а девушку. Поскольку Гектор 1 - прошлое Гектора 2, теперь Гектор 2 помнит, что ранее он увидел в бинокль не себя, а девушку - петля автоматически подстроилась. И так далее. Петля постепенно эволюционирует к тому, что мы увидели в фильме, соответственно подстраивается и память персонажей. И теперь мы приходим к интересному выводу: Гектор 2 заблуждается, думая, что ему нужно повторить все действия, которые привели Гектора 1 в машину времени. На самом деле, он просто действует естественным для себя образом, а петля времени подстраивается под этот образ действий. Неизменным остаётся только его движущий мотив - вернуться домой любой ценой. Вот этот мотив и породил временную петлю и сделал её такой, как мы видим в фильме. Точно так же, кстати, как в фильме "Треугольник" - героиня хочет вернуться домой любой ценой и, в результате, не может вырваться из временной петли. И как в фильме "Треугольник", здесь тоже образуется треугольник Карпмана: Гектор 1 - жертва, Гектор 2 - преследователь, Гектор 3 - спаситель. Гектор 2 манипулирует Гектором 1, чтобы загнать его в машину времени, вместо того, чтобы просто подойти к нему, поговорить и разрешить проблему оптимальным образом. Да, мы знаем, что этим Гектор 2 пытается повторить события, произошедшие к Гектором 1, но мы также пришли к выводу, что это результат того, что петля подстроилась под его характер. Таким образом, существование петли целиком определяется характером персонажа, без всяких мистических действий со стороны мироздания.
Разрешение парадокса, приближение 3
И вот теперь, когда мы вроде бы со всем разобрались, остался последний вопрос: а как долго петля времени, в которой оказался Гектор, будет оставаться устойчивой? В фильме мы видим, что у Гектора получается избавиться от своих копий и спасти жену, но когда по экрану начинают бежать титры, где-то там за кадром Гектор 1 отправляется в прошлое, чтобы начать всю эпопею заново. И это может повторяться и сто раз, и тысячу, и... (чуть было не написал "до скончания мира", но потом вспомнил, что всё это происходит на протяжении полутора часов:). Как долго Гектору будет удаваться отправлять свою предыдущую копию в прошлое? Нет никаких сомнений, что рано или поздно что-то пойдёт не так (вспомним, что петля может эволюционировать и подстраиваться), в результате чего Гектор 1 не попадёт в машину времени. Тогда петля мгновенно разорвётся и исчезнет, как будто её и не было. Фактически, то, что мы видим в фильме - это вре́менное отклонение, флуктуация в 4-мерном пространстве-времени, которая рано или поздно исчезнет. Так что у меня хорошая новость для тех, кто переживал за девушку - в конце концов, она останется жива, а Гектор даже не будет подозревать, что совершал путешествия в прошлое.
Итог
Что мы получаем в итоге? Логика не обязательно запрещает путешествия в прошлое. При определённых обстоятельствах, временные петли могут возникать, эволюционировать и исчезать. Ну, т.е. если они физически возможны, конечно. Можно даже спокойно отправиться в прошлое и убить своего прапрадедушку (классический пример). Давайте рассмотрим это на примере того же Гектора - что если Гектор 2 убьёт Гектора 1? В этом случае Гектор 1 не попадёт в машину времени, не отправится в прошлое, Гектор 2 не появится и не убьёт Гектора 1 - и Гектор 1 благополучно будет жить дальше, не подозревая, что его жизни что-то угрожало. Петля, едва появившись, тут же схлопнется подобно тому, как каждую секунду в вакууме появляются и исчезают мириады виртуальных частиц, о существовании которых до появления квантовой теории поля мы даже не подозревали. Самое забавное, что возможно, кто-то где-то уже и построил машину времени, но даже не подозревает о том, что она работает, потому что никому из её испытателей не удалось создать устойчивую петлю времени.
P.S. Можно ли превратить машину времени в копировальный аппарат?
Надо признать, что возможен ещё один способ разрешения временных парадоксов - через локальную причинность. Ну и что, что Гектор 2 убьёт Гектора 1 - его существование является следствием предшествующего момента, а то, что было до этого, его непосредственно не касается. Он останется на "огрызке" мировой линии, но продолжит существовать, как ни в чём ни бывало. В этом случае вообще никаких парадоксов не возникает, за исключением того, что машину времени тогда можно превратить в копировальный аппарат. Достаточно путешественнику совершать путешествия во времени и мешать это делать своему предшественнику. При этом, каждый раз будет возникать его новая копия, которая будет существовать наряду со старыми.
В фантастике такое встречается, но это очевидным образом противоречит концепции 4-мерного пространства-времени. Если оно существует не целиком, а только локально, то временным петлям просто негде образовываться.
Ещё один способ предполагает истинность многомировой интерпретации квантовой механики. Каждый раз, когда путешественник возвращается в прошлое, возникает новая временная линия, отличная от его исходной линии. Тогда, линии на рисунке выше будут относиться к разным "параллельным" вселенным, которые никак не взаимодействуют между собой и не создают парадоксов. В этом случае, в одной отдельно взятой вселенной путешественник может в лучшем случае удвоиться. Разве что путешественники найдут способ целенаправленно попадать в одну и ту же версию вселенной (что было обыграно, например, в сериале "Тёмная материя" (2024)), или же событие настолько вероятно, что будет происходить во множестве версий реальности, и тогда возможны причудливые переплетения мировых линий разных путешественников между собой. Судя по тому, что в разбираемом фильме ничего подобного не наблюдается, всё происходит в рамках одной версии реальности.