Дмитрий Алексеев, основатель сети магазинов DNS, подсчитал, изучая свежий отчет Ozon, что такой маркетплейс, не имея продавцов как компания, трудоустроил 163,5 тыс. человек и, не будучи торговым предприятием, занимает площади в 1,6 млн кв. м, которые по сути являются торговыми — там ведь продают товары. Или выдают?
«Как-то в массовом сознании считается, что за маркетплейсами будущее, так как они очень технологичны, нет магазинов, существенно меньшие издержки и т. д. А я вот взял свежий отчет OZON, добавил свои экспертные оценки и прикинул экономику. Смотрите, что получилось:
ПВЗ OZON требует минимум 20–30 кв. м площади, и если взять 65 тыс. ПВЗ и умножить на 25 кв. м, то получим 1,6 млн кв. м. Это примерно соответствует площади магазинов DNS, и, соответственно, “не имея” магазинов, OZON уступает по площади магазинов только X5 и Магниту. Ну да, и при этом в этих магазинах не представляют товар для клиентов.
В одном ПВЗ не может работать меньше 2,5 человек на точку. Семь дней в неделю по 12 часов — это 84 часа; при 40 часовой рабочей неделе это чуть больше двух человек, а ещё люди болеют и уходят в отпуска. Так что, как ни крути, в “отсутствующих” магазинах OZON работает минимум 163,5 тыс. человек. Для справки: в DNS трудятся примерно 25 тыс. человек, т. е. OZON входит в пятерку сетей по количеству продавцов.
Стоит также отметить, что, скорее всего, стоимость кв. м обходится дороже для ПВЗ, чем для магазинов DNS или Магнита. ПВЗ должен быть на проходном месте, а удельная аренда тем выше, чем меньше помещение.
Если предположить, что OZON отчисляет примерно 5% от оборота франчайзи, который открывает ПВЗ, то в среднем на один ПВЗ приходится 213 тыс. ₽ дохода в месяц. Этого явно не хватает, чтобы содержать 25 кв. м зала и 2,5 работника, даже при выплате черной ЗП. Следовательно, существенная часть ПВЗ сейчас работает в убыток, рассчитывая на рост оборота в будущем.
Если у OZON сейчас 600 тыс. селлеров, то в среднем на одного приходится 465 тыс. руб. оборота. Немного, но нужно помнить, что оборот распределён неравномерно: как минимум 80 % оборота приходится на 20 % селлеров. Т. е. средний селлер из оставшихся 80 % имеет оборот 116 тыс. руб. Иными словами, большинство ничего не зарабатывает.
Если у OZON 3,6 млн кв. м складов, а компания занимается сортировкой и хранением нескольких миллионов артикулов, то по моей экспертной оценке на 30 кв. м склада приходится как минимум один складской работник. Следовательно, всего на складах OZON трудится примерно 120 тыс. человек.
Если считать, что 25 % заказов выполняется с доставкой курьером, а в среднем на курьера приходится не более 12 доставок в день, то в OZON должно работать как минимум 100 тыс. курьеров.
Я даже не буду анализировать логистику OZON, которая тоже очень затратная: она индивидуальная (вы возите не объём груза, а миллионы индивидуальных посылок) и при этом имеет высокий процент возвратов и обратной логистики. Но даже если посчитать только три категории работников — сотрудников ПВЗ, кладовщиков и курьеров — получится 385 тыс. человек. Кажется, что это больше, чем число сотрудников X5 и Магнита. Вот так: вроде и нет магазинов, а площадей и работников больше, чем с магазинами.
Также нужно отметить, что магия и технологичность работы всех этих 385 тыс. человек заключается в том, что никто из них не числится штатным сотрудником OZON. Если они и трудоустроены, то как самозанятые, через ИП или по договорам ГПХ.
Вот такая вот экономика. Но при этом, сразу хочу сказать, что я ни в коей мере не отрицаю знаковое место маркетплейсов в розничной торговле. OZON прекрасная компания. Это действительно новое слово и множество товаров просто не были бы куплены, если бы не было OZON. Но магия с ценами на маркетплейсах объясняется не какой-то особенной информационностью экономики и низкими издержками, а тем, что маркетплейсы дотируются со стороны государства, которое позволяет им не платить НДС, не трудоустраивать работников и не заморачиваться контрафактом.
Меня читают знающие люди, так что буду благодарен, если вы меня поправите в расчетах или экспертных оценках», — заключил Дмитрий Алексеев.
Читатели приводят свои мнения:
"Вывод тут совершенно верный, — пишет читатель — единственное внятное преимущество маркетплейсов по отношению к зрелым компаниям, которые существовали до них ранее, это возможность оптимизации налогов на людях, которые у них не устроены (кстати, не устроены они и в ПВЗ) и конечно же недобросовестной конкуренцией по ценам, так как большая доля товаров на МКП — чистый контрафакт».
«Уберизация многих секторов экономики — это почти всегда хакинг налоговой системы, — пишет еще один читатель. — Включая перенос или отмену налогов и издержек».
- Но стоит добавить, что покупатели выбирают Озон или Wildberries, ЯндексМаркет и другие маркетплейсы, прежде всего потому, что это удобно, даже если живут в большом городе со множеством магазинов — все на твоем рабочем столе в твоем компьютере или у тебя в телефоне, и тебе не нужно обзванивать или обшаривать в интернете магазины или аптеки в поисках нужного товара. Все есть здесь и сейчас.