Здравствуй, дорогой читатель!
Продолжаю свои зубные мемуары. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Едва отгремели фанфары снятия брекетов, как зубы, словно взбунтовавшиеся подданные, вновь напомнили о себе. Заболела верхняя шестерка, заслуженная ветеранша с удалённым нервом и запломбированными каналами. От самого зуба, честно говоря, почти ничего не осталось – жалкие 2 мм стенок над десной, увенчанные допотопной пломбой-нашлепкой на штифте.
Больной зуб ну никак не вписывался в мой безумный ритм: работа, MBA три раза в неделю по вечерам – жизнь бурлила! Поэтому я пулей записалась к своему любимому терапевту. Сделали снимок, и вот тебе сюрприз – каналы запломбированы кое-как, а на корнях, разумеется, кистгранулемы, хоть и небольшие. Вердикт врача – "можно попробовать пролечить и спасти зуб, а потом покрыть коронкой".
Для лечения требовалось полностью распломбировать каналы. Убрали пломбу, штифт, и начался цирк с конями. Оказалось, каналы забиты резорцин-формалиновой пастой! Дай Бог памяти, пломбировала мне их тетенька-стоматолог в маленьком поселке, куда я к бабушке на летние каникулы ездила.
❕Ремарка - при пломбировании эта паста отвердевала и становилась стекловидной. Метод был дешевым и простым в применении. Но через какое-то время пролеченный таким образом зуб приобретал красноватый оттенок (поэтому подобный вид пломбировки каналов часто называют Red Russian) и становился хрупким, фактически это было некачественное и недолговечное терапевтическое решение. Практически во всех странах мира этот метод запрещен к применению уже более полувека, но во времена СССР у нас он использовался буквально повсеместно и даже сейчас еще можно встретить клиники и специалистов, его практикующих (еретики!)❕
И вишенка на торте – эта паста не рентгеноконтрастна. Поэтому на снимках и казалось, что каналы пустые.К сожалению, мои каналы оказались неприступной крепостью. Паста окаменела настолько, что инструменты терапевта сдавались один за другим: гнулись, ломались, в общем, капитулировали. Зуб приговорили к удалению.
У меня к тому моменту уже был внушительный опыт удаления зубов (две нижние шестерки и все зубы мудрости), и осложнений никогда не было. Поэтому я, почти не дрогнув, записалась к хирургу – тому самому виртуозу, который когда-то лихо расправился с моими восьмерками.
Настал час Х. Все как обычно: кресло, слюнявчик, анестезия и ассистент со слюноотсосом у моего левого плеча. Только вот зуб-то резорцин-формалиновый… Оставшиеся части зубных стенок под напором щипцов крошились, как печенье. Паста за долгие годы превратила зуб в труху. По глазам хирурга я поняла – дело швах. Он попросил ассистентку принести какую-то турбину и мрачно изрек: "Будем корни распиливать и доставать по одному, другого выхода нет, зацепиться просто не за что". И начались мои личные полтора часа стоматологического ада с распиливанием корней, бесконечными уколами анестезии и выковыриванием зуба по частям. Анестезии в меня влили – море! Из-за стонов и ерзаний в кресле докалывали её часто и помногу, что, как оказалось, было большой ошибкой.
❕Ремарка - при воспалениях в тканях снижается уровень pH, то есть повышается кислотность среды. В таких условиях анестезия теряет свою силу, эффект стремится к нулю. Плюс, в анестезии содержится адреналин, который мешает крови сворачиваться. Чем больше анестезии, тем выше шанс, что в лунке после удаления не образуется кровяной сгусток! ❕
Через полтора часа мы все были никакие – я, хирург и ассистентка. Один из трех корней, с самой большой кистой, вытаскивали почти наживую – анестезия не действовала по описанной выше причине. Но мы сделали это! А куда деваться? Контрольный снимок, швы, рецепт на антибиотик, запись на осмотр через 2 дня - и я наконец-то закрыла за собой дверь клиники. Что же я сделала первым делом? Правильно, затянулась сигареткой, чтобы хоть как-то успокоить нервы после пережитого кошмара. И это была еще одна ошибка! Никотин сужает сосуды и ухудшает кровоснабжение десны, а это прямой путь к разрушению кровяного сгустка, который только-только начал формироваться в лунке.
Анестезия отпустила, и начался кромешный ад. Болела вся правая часть головы, десну в месте удаления разрывали пульсирующие боли, она была горячей на ощупь. Интернет моментально выдал диагноз – альвеолит.
❕Альвеолит – это воспаление лунки удаленного зуба, которое проявляется болью, температурой, слабостью и общим недомоганием. Чаще всего виной всему – повреждение или отсутствие кровяного сгустка, который в норме защищает лунку от бактерий и повреждений❕
У меня кровяной сгусток не образовался из-за передозировки анестезии и моей пагубной привычки. На осмотре хирург подтвердил диагноз "альвеолит" и началось лечение: чистки лунки, закладывание лекарств и прочие "радости". Дома моей главной задачей было не оставлять лунку пустой – постоянно закладывать в нее специальные стоматологические мази. Всем известный "Метрогил Дента" для этой цели не годился из-за своей жидкой текстуры, а вот "Солкосерил" очень выручил. По консистенции он больше напоминал пасту и долго оставался в лунке, а состав способствовал заживлению. Сейчас его в продаже не найти, но есть вполне достойный и бюджетный аналог – "Асепта Бальзам для десен адгезивный".
Полноценное лечение альвеолита заняло около полутора месяцев. Через пару недель часто посещать доктора уже не было необходимости, и мы с этой болячкой укатили в отпуск.
Я решила восстанавливать зуб имплантом, чтобы избежать неконтролируемого перемещения зубов, как это уже случилось на нижней челюсти. Для имплантации нужно было подождать около еще 4 месяцев, чтобы кость и прилегающие ткани восстановились.
А вы сталкивались с осложнениями после удаления?
➡️Продолжение🦷