Найти в Дзене
Nadiamobail

Оно, Йоко

Первые три года своей жизни Йоко провела с матерью Исоко Оно (урождённая Ясуда) в Токио, тогда как отец, Эйсукэ Оно, жил и работал в Сан-Франциско, занимая руководящую должность в американском представительстве Bank of Japan. В 1936 году Йоко с матерью переехали к отцу, однако ещё через год были вынуждены вернуться в Японию, так как его перевели в Нью-Йоркское отделение банка. В 1940-м семья повторно воссоединилась, однако опять ненадолго — с началом Второй мировой войны Йоко с матерью решили вернуться на родину. С 1943 по 1953 год Йоко получала образование в престижной школе Гакусюин (Токио). В 1953 году она поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где в последующие несколько лет обучалась литературе и музыке, намереваясь стать оперной певицей. 1956 году 23-летняя Йоко, несмотря на то, что родители были против, вышла замуж за талантливого, но бедного пианиста и композитора Тоси Итиянаги. Через несколько лет Тоси приняли на работу репетиционным пианистом в танцевальную труппу Мерса

Первые три года своей жизни Йоко провела с матерью Исоко Оно (урождённая Ясуда) в Токио, тогда как отец, Эйсукэ Оно, жил и работал в Сан-Франциско, занимая руководящую должность в американском представительстве Bank of Japan.

В 1936 году Йоко с матерью переехали к отцу, однако ещё через год были вынуждены вернуться в Японию, так как его перевели в Нью-Йоркское отделение банка. В 1940-м семья повторно воссоединилась, однако опять ненадолго — с началом Второй мировой войны Йоко с матерью решили вернуться на родину. С 1943 по 1953 год Йоко получала образование в престижной школе Гакусюин (Токио).

В 1953 году она поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где в последующие несколько лет обучалась литературе и музыке, намереваясь стать оперной певицей.

1956 году 23-летняя Йоко, несмотря на то, что родители были против, вышла замуж за талантливого, но бедного пианиста и композитора Тоси Итиянаги. Через несколько лет Тоси приняли на работу репетиционным пианистом в танцевальную труппу Мерса Каннингема, который имел связи с нью-йоркскими авангардистами. Последующие годы она не оставляла попыток заслужить признание публики, но её перформансы, выставки и спектакли не имели успеха, а критики отказывались принимать Йоко Оно всерьёз. Из-за неудач девушка впала в депрессию, она неоднократно пыталась покончить с собой, но всякий раз Тоси удавалось её спасти.

В 1962 году информация об образе жизни дочери дошла и до родителей, после чего её насильно отвезли в Японию и поместили в одну из психиатрических клиник. Именно там её нашёл будущий муж — Энтони Кокс[англ.]. Он был большим поклонником её творчества и, узнав о случившемся, немедленно приехал в Японию с целью найти Йоко и оказать ей поддержку. Когда Йоко выписали из лечебницы, они вдвоём вернулись в Нью-Йорк, где Тони стал продюсером проектов талантливой женщины, и её дела пошли несколько лучше. 8 августа 1963 года у них родилась дочь Кёко Оно Кокс.

Йоко приехала в Лондон вместе с Тони и Кёко в 1966 году, чтобы продвинуться в художественных начинаниях. Джон Леннон, участник The Beatles, пришёл на её выставку в галерее «Индика» по рекомендации Пола Маккартни. Согласно официальной версии, растиражированной впоследствии Джоном и Йоко, Джона до глубины души поразил один из элементов экспозиции: в комнате с белыми стенами к потолку была подвешена лупа, а под ней стояла лестница, поднявшись по которой посетитель выставки должен был взять лупу и с её помощью прочитать начертанное на прикреплённом под потолком холсте слово «Да».К моменту знакомства с Ленноном Оно уже была одной из выдающихся фигур в авангардных кругах США и Японии и была известна в том числе как участница междисциплинарной группы Fluxus, это мало что меняло в массовом восприятии.

-2

Впрочем, за прошедшие с убийства Леннона в 1980 году десятилетия Йоко Оно удалось восстановить художественную репутацию и статус звезды большой величины — о чем свидетельствует в том числе ретроспектива «Музыка разума» в Тейт Модерн.

С конца XIX века Япония начала торговать с Западом, и этот сдвиг позволил обмениваться идеями между Востоком и Западом. Точно так же, как французские импрессионисты черпали вдохновение в смелых контурах и обрезанных композициях японских гравюр на дереве, японские художники аналогичным образом начали подражать модернистским идеям, таким как живопись маслом и изображение сцен из обычной жизни. В 1897 году Токийская школа изящных искусств открыла отделение западной живописи, которое преподавало темы и техники западного искусства, поощряя художников сочетать их с наследием древней Японии.
В 1950-х годах появилась радикальная группа Гутай, которая пронеслась по послевоенной Японии с бунтарскими живописными представлениями и мультимедийными инсталляциями, которые предвосхитили события исполнительского искусства в Европе и Соединённых Штатах. Их идеи вывели Японию на передний план современного искусства, и с тех пор этот дух продолжает развиваться и расти, начиная от подрывного и эклектичного постмодернизма Яёи Кусамы и Йоко Оно до суперфлатных поп-стилей, открытых Такаси Мураками и Ёситомо Нара.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/011121/51524/

«Грейпфрут», книгу авторства Йоко Оно, и сейчас можно найти в книжных магазинах Америки: сделанная в форме квадрата ярко-желтая обложка весьма узнаваема

-3

Книга эта — памятник концептуального искусства, воплощающий тезис о том, что все, что нужно для искусства — это идея. Злые языки до сих пор говорят, что Йоко так прочно взяла этот тезис за основу именно потому, что ведомый им ничего не должен делать руками.
Однако справедливости ради стоит заметить, что книга состоит из фраз, которые нужно было как минимум придумать, причем так, чтобы они не были банальны. Представьте, что вам необходимо создать пару сотен повелительных предложений, каждое из которых уникально, описывает работу подсознания и не может быть встречено в окружающей действительности. Это непростая задача даже для опытного копирайтера, тем более она была непростой в 60-е.

-4

Надо сказать, нынешний вариант обложки — не единственный. Был еще один, скандальный — с обнаженными человеческими ягодицами, который со временем ушел в анналы, но в интернете его увидеть можно.

-5
-6

-7

«Война закончилась!» — «War Is Over!»: этот лозунг Леннона-Оно в 1969 был размещен на билбордах в дюжине городов по всему миру. Почти так называлась и выставка Йоко Оно, проходившая в музее современного искусства в Сиднее в 2013 году: «Война закончилась (если ты этого хочешь)». Ее экспонаты могли напоминать работы Рене Магритта, но имели более глубокую подоплеку.

-8

Инструкция для этой коллективной работы гласит: «Синий как океан». Она написана, чтобы привлечь внимание к судьбам беженцев, отправляющихся в Европу по морю. Йоко Оно предлагает также задуматься о том, какую силу могут иметь коллективные действия. Надписи продолжают появляться каждый день

-9

Более свежий проект художницы, выставленный в июне 2018 года, состоит из трех частей: это речные камни (обыгрывается извечное «время собирать камни»), битая керамика от чашек до плошек (клей вам в помощь), и, наконец, «Куски линий» («Line Piece»). Эта инсталляция также задействует аудиторию. Нечто вроде паутины постоянно трансформируется невысоко над полом — рисуй линии на листочках, развешивай, натягивай струны, плети паутину. А то и отделяй любой фрагмент и забирай с собой. Бумажные пакеты для этого выдают — раскрась, отправь кому-то, и пусть это будет твой подарок, послание «с любовью», призывает Йоко Оно.

-10

Йоко Оно в 79лет разработала коллекцию ювелирных украшений для бренда Swarovski. Главным мотивом проекта стали всевозможные ключи, инкрустированные кристаллами. Они красуются, в частности, на подвесках и браслетах.

"Сотрудничество со Swarovski было привлекательным предложением. В 1966 году я создана свое первое "ключевое" произведение из стекла - "Стеклянные ключи для открытия небес". Тогда оно было доступно только для серьезных арт-коллекционеров. Я хотела поделиться моей новейшей "ключевой" концепцией "Открывая двери в лучшую жизнь" с миром. Осознание того, какие прекрасные творения из кристаллов создает Swarovski, вдохновило меня на разработку "Ключа для открытия леса" и "Ключа для открытия Вселенной", - заявила Йоко.

"Представьте себе ключ, которые открывает дверь в лес со всеми его секретами, к небу с его миролюбием, к Вселенной с ее бесконечностью, к будущему с его обещанием лучшей жизни", - примерно так звучит концепция.

-11