Два года назад по инициативе ветеранов-авиаторов Уфимского авиаотряда, Башкирского центра организации воздушного движения и в преддверии Дня Победы в Уфе, на доме по улице Аксакова-7, где проживал заслуженный авиатор Николай Александрович Веселов, была открыта Памятная доска. Сегодня о ветеране ВОВ, летчике дальней авиации и ровеснике гражданской авиации страны рассказывает его ученик и наш внештатный автор Владимир Лыгин.
Николай Веселов родился в 1923 году. И с детства мечтал о большом небе. Юноша окончил Уфимский аэроклуб на По-2 в 1941г.
Свой первый прыжок с парашютом Николай выполнил 21 июня 1941 года, а утром следующего дня началась война…
Николай Александрович сразу же был призван Уфимским райвоенкоматом в ряды Красной армии и с июля 1941 года приступил к обучению в Пермской авиашколе. Там юноша освоил скоростные бомбардировщики Р-5 и СБ и самолет Ил-2.
В сентябре 1942г. Николай окончил школу в звании сержанта. Юноша по разнарядке был отправлен в дальнюю авиацию в полк, базирующийся в г. Мичуринск Тамбовской области, где служил всю войну. Сначала вторым пилотом летал на ночном бомбардировщике Ли-2, а с 1944 года был назначен командиром корабля.
Лётчик Авиации дальнего действия, произвёл 132 боевых вылета и более 400 вылетов с военной техникой, грузами, десантом.
Николай Александрович бомбил скопления фашистских войск и техники в городах Таллин, Нарва, Хельсинки, Будапешт, Бухарест, летал на выброску парашютистов, доставку грузов партизанам, транспортные полёты, в том числе вывозил детей из Ленинграда.
Участвовал в боях за освобождение Сталинграда, Курска, Ленинграда, Киева, Кавказа.
В 1945 году воевал в Венгрии, Югославии. Там наши летчики помогали партизанам. Последний боевой вылет Веселов выполнил на польский г.Бреслау.
23-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, в котором служил младший лейтенант Веселов Н. А. участвовал во всех крупных сражениях Красной Армии.
За проявленные мужество и героизм при ведении боевых действий Николай Александрович награждён двумя орденами Красной звезды, двумя орденами Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».
После окончания войны, с 1946 года, Николай Александрович — лётчик Военно-транспортной авиации. В начале 50-х переучился на самолёт Ил-12.
Вскоре в войска началось поступление вертолетной техники. Николай Александрович освоил Ми-1, затем переучился на Ми-4 и принимал участие в их войсковых испытаниях.
Летом 1954 года на Ми-4 участвовал в воздушном параде в Москве. Две девятки новых вертолётов показали тогда Никите Хрущёву. После парада все лётчики - участники парада были приглашены на приём к министру обороны СССР Н.А.Булганину.
В 1956г. будучи в должности командира эскадрильи, подполковник Николай Веселов по состоянию здоровья, был списан с лётной работы.
Началась гражданская жизнь. Николай Александрович вернулся в Уфу и продолжил работать в авиации, только теперь гражданской.
Он был назначен на должность заместителя начальника аэропорта по движению.
Эта должность имеет «скромное» название, но подразумевает огромные задачи и ответственность.
Веселову предстояло организовать управление воздушным движением над большим, значимым, с точки зрения расположения и экономики, участком восстанавливающейся после страшной войны, страны.
Штат авиадиспетчеров состоял тогда из 10 человек, но появлялись новые самолеты, которые связывали Уфу с другими крупными городами страны. Бурно развивалась нефтедобыча в Поволжье, началось освоение Западно-Сибирских месторождений. Появились небольшие аэродромы во всех райцентрах республики, откуда выполнялись пассажирские рейсы в Уфу. Необходимо было организовать полеты так, чтобы обеспечить безопасность воздушного движения не только на центральном аэродроме в Уфе, но и над всей территорией ответственности, соответствующей границам Башкирии.
Николай Александрович организовал и отладил эту работу в соответствии с едиными правилами, утверждёнными в министерстве Гражданской авиации страны. Обеспечил круглосуточный контроль за воздушным пространством, управление полетами как транзитных самолетов, так и «малой» авиации.
Это потребовало немалых усилий. Необходимо было обучить диспетчеров, а затем контролировать их, постоянно внедряя новые технологии и технику. Появлялись современные радиолокаторы, радиостанции, средства коммуникации и все это должно было работать не только над Уфой и окрестностями, но и в согласовании с ближайшими соседями: Казанью, Свердловском, Челябинском, Оренбургом и Куйбышевом.
Позже аэродром сменил место дислокации, получил в распоряжение новую, бетонную полосу, радиолокационное и связное оборудование, изменился парк воздушных судов. Началась эра реактивной пассажирской авиации, в том числе сверхзвуковой, когда начали летать самолеты Ту-144. А это новые условия, новые требования к диспетчерам, метеообеспечению, новые скорости полетов и все это завязывалось на новых кадрах. Ужесточались и требования к обеспечению безопасности полетов.
Параллельно продолжались развиваться полеты внутри республики. Были построены новые аэродромы в городах Белорецк, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Акъяр, куда летали самолеты Ан-24 на регулярных рейсах по несколько раз в сутки.
Надо отдельно отметить, что именно в Уфе самолеты Ан-24 начали летать по так называемым «местным авиалиниям», о чем имеется благодарственное письмо легендарного авиаконструктора О. К. Антонова.
Организованы полеты более, чем на сорока площадках в республике, откуда были налажены перевозки пассажиров, грузов и почты самолетами Ан-2 и вертолетами. Появилась санитарная авиация в республике и повсюду – на всех аэродромах и посадочных площадках необходимо было наладить диспетчерское обслуживание, установить радиосвязное оборудование, обеспечить наблюдения за погодой.
Большое значение уделялось авиахимработам. Десятки самолетов и вертолетов работали над колхозными полями. С их учетом, в один из дней 1983-го года, в небе над республикой одновременно находилось 100 воздушных судов. Разных типов, на разных высотах, разного назначения.
На аэродроме «Уфа» базировалось четыре лётных отряда. Огромное количество самолетов садились на дозаправку. В одну из смен в середине 80-х годов был зафиксирован максимум – 196 взлетов-посадок за ночную смену.
В этих условиях, диспетчеры службы движения, которых тогда насчитывалось уже более ста пятидесяти человек, руководимые Веселовым Н. А. - делали все, что необходимо, чтобы обеспечить не только безопасность, но и регулярность полетов.
Особенность была тогда еще и в том, что Руководители полетов-начальники смен, несли ответственность и за своевременную подготовку аэродрома, и за пригодность элементов лётного поля к полетам.
Конечно, была стройная схема направлений и участков развития. Заместители вносили свой вклад в работу, но общая ответственность и контроль за функционированием системы обеспечения безопасности полетов над территорией Башкирии, была на Веселове Николае Александровиче.
Диспетчерские смены признавались лучшими в Приволжском управлении Гражданской авиации и в министерстве, а сам Веселов Н. А. в 1969 г. награжден знаком «Отличник Аэрофлота».
Годы летели быстрее реактивных самолетов. В 1987 году Николай Александрович вышел на пенсию, но это не означает, что он отстранился от авиации, жизни созданной и отлаженной им, службы управления воздушным движением Башкирского центра. Он до последних дней был бодр, в памяти , с чувством юмора, ухаживал за собой. С радостью общался с теми, кто интересовался авиацией – ее историей, проблемами и заботами сегодняшнего дня, ведь без прошлого нет будущего, а Веселов Николай Александрович не только лётчик – победитель в страшной войне, но и организатор сложного процесса управления полетами, создатель этой службы, безукоризненно работающей и теперь.
Он – ровесник и символ гражданской авиации огромной страны и он по праву считается её создателем, основоположником тех традиций, которые и сегодня позволяют коллективу Уфимских авиадиспетчеров достойно выполнять свою работу.
Владимир Лыгин.