Найти в Дзене
Все о детях

Обзор методик личности младших школьников.

1. Психологическая методика "Дом-Дерево-Человек", разработанная Дж. Буком в 1948 году, представляет собой инструмент для анализа личности. Этот тест, применимый как к взрослым, так и к детям, может проводиться в групповом формате. Основная задача данной методики – оценить личностные особенности испытуемого, его зрелость, потенциал к труду и степень интеграции. Кроме того, она позволяет получить информацию о взаимодействии человека с окружающей средой и его взаимоотношениях с другими людьми. В ходе тестирования испытуемому предлагается создать рисунки дома, дерева и человека. После завершения рисунков проводится интервью, основанное на заранее подготовленном плане вопросов. Р. Бернс предлагает иной подход: объединить все три элемента – дом, дерево и человека – в единую сцену на одном рисунке. Предполагается, что взаимодействие этих объектов является визуальным отражением жизненной ситуации. При анализе рисунка можно увидеть, какие события и отношения разворачиваются в реальной жизни че

1. Психологическая методика "Дом-Дерево-Человек", разработанная Дж. Буком в 1948 году, представляет собой инструмент для анализа личности. Этот тест, применимый как к взрослым, так и к детям, может проводиться в групповом формате.

Основная задача данной методики – оценить личностные особенности испытуемого, его зрелость, потенциал к труду и степень интеграции. Кроме того, она позволяет получить информацию о взаимодействии человека с окружающей средой и его взаимоотношениях с другими людьми.

В ходе тестирования испытуемому предлагается создать рисунки дома, дерева и человека. После завершения рисунков проводится интервью, основанное на заранее подготовленном плане вопросов.

Р. Бернс предлагает иной подход: объединить все три элемента – дом, дерево и человека – в единую сцену на одном рисунке. Предполагается, что взаимодействие этих объектов является визуальным отражением жизненной ситуации. При анализе рисунка можно увидеть, какие события и отношения разворачиваются в реальной жизни человека.

Интересным аспектом интерпретации является последовательность рисования объектов. Если первым изображается дерево, это может указывать на то, что жизненная энергия имеет приоритетное значение для человека. Если же первым нарисован дом, это может свидетельствовать о важности безопасности, успеха или, наоборот, об игнорировании этих аспектов.

-2

2. Метод "Радости и печали" (техника завершения фраз)

Задача: определить природу и тематику эмоциональных переживаний у детей младшего школьного возраста. Процедура проведения исследования может варьироваться:

1. Детям предлагается закончить две фразы: "Я больше всего испытываю радость, когда…", "Самое большое огорчение я чувствую, когда…".

2. Лист разделяется на две части. Каждая половина обозначается символом: солнышко и облачко. В соответствующей области листа дети изображают свои источники радости и огорчения.

3. Каждому ребенку выдается бумажный лепесток ромашки. На одной стороне они записывают то, что их радует, а на другой – то, что их печалит. По окончании работы лепестки собираются вместе, формируя цветок.

4. Задается вопрос: "Как ты думаешь, что доставляет радость, а что вызывает печаль у твоих родителей, учителя?".

При анализе ответов выделяются радости и печали, связанные с личной жизнью ребенка, а также с жизнью сообщества (группы, класса, кружка и т.п.). Собранные данные позволяют сформировать представление о ключевых характеристиках личности ребенка, которые отражаются в совокупности знаний, взглядов, основных мотивах поступков и деятельности.

-3

3. Оценка «Склонности к самосовершенствованию»

Респондентам предлагается отметить наличие или отсутствие указанных ниже характеристик, используя знаки (+) или (-):

Порой у меня возникает желание глубже понять себя.

Я не вижу необходимости что-либо в себе менять.

Я всегда ощущаю уверенность в собственных возможностях.

Я уверен, что мои планы будут реализованы.

У меня отсутствует интерес к своим достоинствам и недостаткам.

При планировании я больше полагаюсь на везение, чем на собственные силы.

Я стремлюсь к более эффективному и успешному обучению.

Когда мне что-то необходимо, я могу себя мотивировать на это.

Мои провалы обусловлены недостатком знаний и умений.

Мне интересно, что думают другие о моих качествах и способностях.

Мне сложно заниматься самовоспитанием.

Я не боюсь ошибок и неудач в любом начинании.

Мои умения и навыки не соответствуют учебным требованиям.

Внешние обстоятельства всегда оказываются сильнее меня.

Подсчитайте количество совпадений ответов с эталоном.

Эталон:

(+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)

Интерпретация:

Стремление к самопознанию – баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

Потенциал для развития – 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.