Найти в Дзене
Лара Пра

Ламповая атмосфера.

В современном обществе значение такое: «Ламповая атмосфера» — это уютная, тёплая и приятная обстановка или атмосфера. Термин происходит от использования "ламповых" ламп (масло масляное) в освещении, которые создают мягкий, приглушённый свет, придающий помещению уют и комфорт.

Иногда еще добавляют в законченный визуальный образ прослушивание старой музыки. Какой музыки, какого периода, на каких проигрывателях? Подойдет ли граммофон или нужен пленочный магнитофон?

Образ действительно визуальный, художественный, связанный с явным контрастом при переходе с лампового освещения на светодиодное, которое из-за обрезанного спектра является холодным и бедным, не наполненным энергией. Если ламповый свет можно сравнить с солнечным, то светодиодный - это скорее лунный.

Но если задаться вопросом с выяснением более глубокого исторического контекста, какую же эпоху можно считать действительно ламповой, то первый контраст в истории был связан именно со звуком.

Вначале оборудование было на лампах: это первая радиоаппаратура, потом усилители звука, потом магнитофоны и телевизоры. И переход на транзисторы качественно изменил именно выдаваемый ЗВУК. Если ламповый звук был спектрально богат, то транзисторный оказался беднее, к тому же появились гармоники (шумы), которые приходилось убирать дополнительными устройствами. И вот тогда обозначилась четкая качественная разница между звучанием ламповых устройств и транзисторных. Звук ламповый воспринимается более объемным, насыщенным, настоящим.

Чем не устроили лампы? Размер, хрупкость и энергозатратность. С 40-ых годов 20 века начался постепенный переход в радиоаппаратуре с ламп на полупроводники. То есть условно ламповым периодом можно назвать время с конца 19 века до 40-50-ых годов прошлого века.

Сначала были технические инновации, отразившиеся в качестве и богатстве ЗВУКА, и только спустя больше полувека с появлением светодиодного освещения оформился ОБРАЗ как визуальная картинка со смыслом.

Весь этот процесс является отображением вполне фундаментальных алгоритмов: сначала идут технические нововведения, потом это отражается на ЗВУКЕ, и только после этого оформляется ОБРАЗ. При чем в случае с ламповой техникой и конечным набором понятий в образе "ламповой атмосферы" отсутствует промежуточный полувековой этап трансформации звука. Звук как неотъемлемая составляющая "ламповой атмосферы" ушел в неявный и неочевидный "подтекст".

-2

-3