Игорь Тальков, чья яркая музыкальная карьера трагически оборвалась в октябре 1991 года, был не просто исполнителем, но и политически ангажированным артистом, чьи взгляды формировались и эволюционировали на фоне драматических событий перестройки и распада СССР. Его творчество отразило противоречивый характер эпохи и стало своеобразным музыкальным документом того времени. Анализ его песен и высказываний показывает сложную и неоднозначную политическую позицию, которая не укладывается в простые определения.
Эволюция политических взглядов
Политические взгляды Игоря Талькова претерпели значительные изменения на протяжении его жизни. В ранние годы, как свидетельствуют источники, он был вполне лоялен советской системе. Показательна история, когда в ответ на критику Брежнева своей матерью, молодой Тальков заявил, что если мать ещё раз это скажет - он уйдёт из дома[1]. Родители воспитывали его в духе ленинизма, и в ранний период Ленин даже фигурировал как положительный персонаж в его стихах[5].
Однако произошел серьезный мировоззренческий перелом, когда Тальков узнал о судьбе своих родителей: «В советском строе музыкант разочаровался примерно в 70-е годы, когда узнал, что его родители познакомились во время отбывания наказания в Сиблаге. Осуждены же они были по статье за контрреволюционную деятельность»[5]. Это открытие, по-видимому, сильно повлияло на формирование его антисоветских взглядов.
К концу 80-х годов политическая позиция Талькова трансформировалась в сложную смесь монархических и имперских убеждений. Он увлекся историей дореволюционной России, стал идеализировать царскую эпоху, что отразилось в его песне «Россия» и других композициях[1]. Известно, что Тальков был связан с обществом «Память», а на публике нередко появлялся в костюме, стилизованном под белогвардейский мундир, и даже с Георгиевскими крестами на груди[1].
Отношение к распаду СССР
Отношение Талькова к распаду СССР было неоднозначным. С одной стороны, он активно выступал против коммунистической системы и принимал участие в политических акциях, направленных против нее. Так, 22 августа 1991 года он участвовал в концерте «Рок против танков» на Дворцовой площади в Ленинграде во время путча ГКЧП[2].
С другой стороны, как отмечается в источниках, Тальков считал, что «распад Советского Союза не привел ни к чему хорошему»[5][11]. Это свидетельствует о том, что его антикоммунизм не означал поддержки либерального курса и распада единого государства.
Вполне возможно, что изначально Тальков поддерживал идею трансформации советской системы, но не полного разрушения государства, и быстро разочаровался в результатах этих перемен. Об этом свидетельствует то, что в последние месяцы жизни он все более критически высказывался о новых демократических лидерах.
Критика и КПСС, и демократов
Особенностью политической позиции Талькова была его равная неприязнь как к советской коммунистической системе, так и к пришедшим ей на смену демократам. В его концертной программе «Суд» представлен «суд над организаторами Октябрьской революции 1917 года и всеми последующими правителями Советского государства, которые, по мнению автора, превратили Россию в одну из самых отсталых стран планеты и сырьевую базу развитых капиталистических стран»[2].
В то же время Тальков критически относился и к новым демократическим силам. В песне «Господа-демократы» он представляет демократию как западное изобретение, призванное «свергнуть царя и уничтожить Великую Россию»[1]. Он обвинял Запад в стремлении подчинить себе Россию и разрушить её самобытность.
В последние месяцы жизни Тальков особенно разочаровался в Борисе Ельцине. По свидетельству составителя книги «Монолог» Ольги Дубовицкой, «в последние дни он разочарован был в Ельцине, он не утверждал, не говорил того, что у Ельцина задача развалить Россию, но предполагал, что это именно так»[2]. Незадолго до смерти Тальков даже «обратился с критикой к Борису Ельцину... Певец обвинил его в том, что рядом с ним находится «преступник Горбачёв». Певец довольно смело намекал - сменились лишь «вывески», а люди в правительстве остались прежние»[5].
Конспирологические теории в мировоззрении Талькова
В мировоззрении Талькова заметное место занимали конспирологические теории. За два дня до гибели, 4 октября 1991 года, он изложил Ольге Дубовицкой свою версию происходящего: «Игорь был убеждён, что существует нечто, которое обладает властью над властью, это закон над законом, это категория людей у которых в руках весь капитал, которым нужно подчинить себе каждую часть Земного шара... Игорь был убеждён, что в своё время Ленину был дан приказ развалить Российскую империю. Почему? Потому что это опасный народ, который очень трудно подчинить себе, по сути, по природным корням, по природе русской души, что это народ, который меньше верит политикам и больше поэтам»[13].
Эти взгляды Тальков собирался изложить в новой концертной программе «До и после путча», но его смерть помешала этим планам[2].
Когда были написаны политические песни?
По вопросу о том, когда были написаны острые политические песни Талькова, существуют противоречивые сведения. Сам Тальков в интервью и мемуарах утверждал, что большинство своих политических текстов написал ещё «во времена "развитого совка", в начале восьмидесятых и даже в семидесятые годы»[1]. По его словам, он уже тогда критически оценивал советскую систему.
Однако некоторые исследователи творчества Талькова считают, что на самом деле большинство политических песен было написано уже после 1985 года, в период гласности и перестройки[1]. В пользу этой версии говорит то, что именно в это время Тальков начал активно знакомиться с литературой по истории России, которой его «в большом количестве снабжал журналист Алексей Денисов»[1].
Достоверно известно, что «свои "политические хиты" Тальков получил право исполнять только после начала перестройки»[2]. До этого он был известен публике в основном как лирический исполнитель, работавший с группами «Апрель», «Калейдоскоп» и «Электроклуб»[1].
Заключение
Анализ творчества и высказываний Игоря Талькова свидетельствует о сложной эволюции его политических взглядов - от поддержки советской системы в юности до монархически-имперских убеждений в зрелом возрасте. Его критика была направлена как против коммунистической власти, так и против пришедших ей на смену демократов, которых он обвинял в подчинении западным интересам и разрушении России.
Тальков не поддерживал распад СССР, хотя и критиковал советскую систему. В последние месяцы жизни он все больше склонялся к конспирологическим теориям и высказывал серьезные опасения относительно будущего страны под руководством новых лидеров.
Что касается времени написания политических песен, то, несмотря на утверждения самого Талькова о раннем происхождении этих текстов, более вероятно, что большинство из них было создано уже в период перестройки, когда стало возможным их публичное исполнение, и когда сам Тальков познакомился с критической литературой о советском периоде истории.
Игорь Тальков остается сложной и противоречивой фигурой в истории российской музыки и общественной мысли, чьи взгляды не укладываются в рамки стандартных политических классификаций.