Найти в Дзене
Lace Wars

Призраки забытых царств: куда исчезли 10 великих цивилизаций древности?

Оглавление

Строители пустынь: Набатеи, Набта-Плая и тайны песков

История порой напоминает книгу с вырванными страницами. Мы видим следы грандиозных замыслов, восхищаемся мастерством древних строителей, но зачастую не можем понять, почему их история оборвалась, почему целые народы, строившие города и империи, вдруг исчезли, оставив после себя лишь безмолвные руины и вопросы без ответов. От шумных караванных путей Аравии до доисторических святилищ Нубии – пустыня умеет хранить свои тайны.

Набатеи: розовый город в сердце скал

Представьте себе город, целиком высеченный в красноватых скалах, спрятанный в узком ущелье, куда ведет лишь едва заметная тропа. Это Петра, столица Набатейского царства, жемчужина древнего мира и одно из самых поразительных творений человеческих рук. Набатеи, семитский народ, родственный арабам, появились на исторической арене не позднее IV века до н.э. Их царство, раскинувшееся на перекрестке важнейших торговых путей древности (современные Иордания, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль), достигло невероятного расцвета благодаря контролю над караванной торговлей.

Их главным товаром были драгоценные благовония – ладан и мирра, ценившиеся в античном мире на вес золота и доставлявшиеся из Южной Аравии. Набатеи не только обеспечивали транзит, но и сами активно участвовали в торговле специями, шелком, битумом с Мертвого моря. Это приносило им колоссальные доходы, позволявшие строить города и развивать уникальную культуру.

Главным чудом набатейской инженерии стала их система управления водными ресурсами. В условиях засушливой пустыни они научились собирать и сохранять каждую каплю дождевой воды, создав сложнейшую сеть каналов, террас, цистерн и дамб, высеченных прямо в скалах. Это позволило не только обеспечить водой густонаселенную Петру, но и заниматься сельским хозяйством. Их мастерство в гидротехнике поражает даже современных инженеров.

Архитектура Петры – это гимн камню. Величественные храмы (Эль-Хазне – "Сокровищница", Эд-Дейр – "Монастырь"), гробницы с богато украшенными фасадами, театр, жилые дома – все это было вырезано из податливого песчаника, играющего на солнце всеми оттенками розового, красного и оранжевого. Многие сооружения ориентированы по солнцу и звездам, что говорит о глубоких астрономических познаниях набатеев. Их алфавит, произошедший от арамейского, стал прямым предком современной арабской письменности.

Долгое время Набатея была верным союзником Рима. Но в 106 году н.э. император Траян, прельщенный богатствами царства и его стратегическим положением, аннексировал его, превратив в римскую провинцию Аравия Петрейская. Это стало началом конца. Хотя Петра еще некоторое время процветала под римским владычеством, изменение торговых путей (развитие морской торговли через Красное море) и возвышение других центров, таких как Пальмира, постепенно подорвали ее экономическое значение. Город начал пустеть. Набатеи как народ постепенно ассимилировались с другими арабскими племенами, их язык и самобытная культура растворились в песках времени. Петра была заброшена и забыта на полторы тысячи лет, превратившись в легенду, пока не была вновь открыта для мира в XIX веке.

Набта-Плая: Стоунхендж до Стоунхенджа

Задолго до того, как египтяне начали строить свои пирамиды, в сердце Нубийской пустыни, на юге современного Египта, существовала удивительная и загадочная культура Набта-Плая. Ее история насчитывает тысячелетия – первые следы человека здесь датируются 11 000 лет до н.э., а расцвет пришелся на период неолита, примерно 9000-6000 лет назад. В те времена климат здесь был иным – влажным, с муссонными дождями, питавшими большое сезонное озеро и поддерживавшими жизнь в саванне.

Люди Набта-Плая прошли путь от кочевых охотников-собирателей до оседлых скотоводов и земледельцев. Они оставили одни из древнейших свидетельств одомашнивания крупного рогатого скота в Африке, строили полуземлянки и, что самое поразительное, создали сложный мегалитический комплекс.

В центре высохшего озера археологи обнаружили кромлех – каменный круг диаметром около 4 метров, состоящий из небольших вертикально поставленных плит. Рядом с ним – другие каменные сооружения, включая линии из камней, ориентированные по сторонам света и, что самое важное, по точке восхода солнца в день летнего солнцестояния. Этот комплекс, который иногда называют "африканским Стоунхенджем", на несколько тысяч лет старше своего знаменитого британского аналога! Его астрономическая ориентация свидетельствует о развитых знаниях древних жителей Набта-Плаи о движении небесных тел и о сложной ритуальной практике, связанной с календарными циклами. Подтверждением этому служат и находки подземных камер с ритуально захороненными останками животных, в основном коров, принесенных в жертву.

Однако около 6000 лет назад климатический рай закончился. Муссоны сместились к югу, озеро высохло, саванна превратилась в безводную пустыню. Жизнь в Набта-Плая стала невозможной. Люди были вынуждены покинуть это место. Куда они ушли? Возможно, их путь лежал на север, в плодородную долину Нила. Некоторые исследователи предполагают, что именно мигранты из Набта-Плаи принесли в Египет основы астрономических знаний, скотоводства и идеи монументального строительства, которые позже легли в основу великой цивилизации фараонов. Доказать это пока невозможно, но загадочный каменный круг посреди пустыни остается немым свидетелем древней культуры, исчезнувшей под натиском песков и времени.

Загадки Америки: от первых охотников до скальных городов

Новый Свет хранит не меньше тайн, чем Старый. Континент, ставший домом для множества самобытных цивилизаций, также видел их расцвет и необъяснимый упадок, оставляя нас гадать о судьбах исчезнувших народов.

Кловис: призрачные охотники на мамонтов

Представьте себе бескрайние просторы Северной Америки в конце ледникового периода, около 13 тысяч лет назад. По тундростепям бродят стада мамонтов, мастодонтов, гигантских бизонов. И вслед за ними движутся группы людей – искусных охотников, вооруженных копьями с уникальными каменными наконечниками. Это люди культуры Кловис – первые достоверно известные и широко распространенные обитатели Нового Света.

Их следы – характерные кремневые наконечники с продольным желобком ("флейтой") у основания – находят по всей Северной Америке, от побережья до побережья. Эти наконечники – настоящее произведение искусства каменного века, свидетельство высокого мастерства и адаптации к охоте на мегафауну. Люди Кловис были кочевниками, их жизнь была неразрывно связана с гигантскими животными ледниковой эпохи.

Но просуществовав всего несколько столетий (примерно 11050 – 10800 гг. до н.э.), эта культура исчезает так же внезапно, как и появилась. Что случилось с этими пионерами Америки? Версий множество, и ни одна не является окончательной. Возможно, они сами стали причиной своего упадка, своей эффективной охотой истребив мамонтов и мастодонтов, лишившись основного источника пропитания. Возможно, их подкосило резкое похолодание Младшего Дриаса, изменившее климат и ландшафты. Существует даже гипотеза о падении кометы, вызвавшем катастрофические последствия.

Однако все больше данных указывает на то, что люди Кловис не столько исчезли, сколько трансформировались. Генетический анализ останков мальчика Кловис из Монтаны показал его прямую связь с современными коренными американцами. Вероятно, с изменением климата и исчезновением мегафауны единая культура Кловис распалась на более мелкие группы, которые адаптировались к новым условиям, перешли к охоте на более мелкую дичь, начали осваивать собирательство и рыболовство, дав начало всему многообразию последующих индейских культур. Так что Кловис – это не столько исчезнувшая цивилизация, сколько прародина коренных народов Америки, чей изначальный облик был стерт временем и переменами.

Анасази: покинутые города в скалах

Плато Колорадо на юго-западе США – край суровых каньонов и величественных скал. Именно здесь, в труднодоступных местах, можно найти следы еще одной загадочной культуры – Анасази, или Предков Пуэбло. Эта цивилизация процветала здесь почти полторы тысячи лет, примерно с 100 г. до н.э. по 1300 г. н.э.

Анасази были мастерами адаптации к непростым условиям. Они научились выращивать кукурузу, бобы и тыкву в засушливом климате, создавая ирригационные системы. Они были искусными гончарами, чья черно-белая керамика ценится до сих пор. Но главное их достижение – это архитектура. Они строили большие многоэтажные поселения-пуэбло из камня и самана, с десятками и сотнями комнат. А вершиной их строительного искусства стали скальные жилища – целые города, встроенные в естественные ниши и пещеры в отвесных стенах каньонов. Комплексы Меса-Верде, Чако-Каньон, Каньон-де-Шей поражают своей монументальностью и неприступностью. Эти "скальные дворцы" были настоящими крепостями, защищавшими своих обитателей от врагов и непогоды.

И вдруг, на пике своего развития, около 1300 года, Анасази покидают свои величественные города. Чако-Каньон, Меса-Верде – все эти крупные центры пустеют. Куда ушли их жители? Почему они бросили свои дома?

Наиболее вероятной причиной считается Великая засуха – многолетний период крайне малого количества осадков, охвативший регион в конце XIII века. Засуха привела к неурожаям, нехватке воды, голоду. Возможно, это спровоцировало социальные конфликты, войны между поселениями за скудные ресурсы. Не исключены и другие факторы – истощение почв, эпидемии, религиозные причины.

Современные индейцы пуэбло (хопи, зуни, тева и др.), живущие в этом регионе, считают Анасази своими прямыми предками. Их предания рассказывают о временах великих переселений, вызванных засухой и другими бедствиями. По их мнению, Анасази не исчезли, а мигрировали в районы с более благоприятными условиями, основали новые пуэбло (многие из которых существуют и поныне) и смешались с другими группами. Археологические и лингвистические данные подтверждают эту преемственность. Таким образом, история Анасази – это не столько исчезновение, сколько драматическая трансформация и миграция под давлением суровой природы. Но покинутые ими скальные города, застывшие во времени, продолжают будоражить воображение своей красотой и тайной.

Ольмеки: безмолвие каучуковых людей

На влажных и жарких низменностях побережья Мексиканского залива зародилась первая великая цивилизация Мезоамерики – ольмеки. Они доминировали в регионе примерно с 1200 по 400 год до н.э. и оказали огромное влияние на все последующие культуры – майя, сапотеков, ацтеков. Ольмеков часто называют "материнской культурой" Мезоамерики.

Их достижения впечатляют. Они создали первые крупные церемониальные центры с монументальной архитектурой – земляными пирамидами и платформами (Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Трес-Сапотес). Они были непревзойденными мастерами обработки камня, особенно базальта и нефрита. Самым известным их творением являются колоссальные каменные головы – портреты правителей (?) с характерными негроидными чертами и в шлемах. Вес этих голов достигает десятков тонн, и загадкой остается, как ольмеки перемещали такие глыбы на большие расстояния без использования колеса и тягловых животных.

Ольмеки, вероятно, изобрели концепцию ритуальной игры в мяч, создали сложный пантеон богов (особо почитался ягуар), разработали основы календарной системы и, возможно, иероглифической письменности, которые позже были усовершенствованы майя.

Но при всем своем влиянии и достижениях ольмеки остаются одной из самых загадочных цивилизаций древности. Мы не знаем их самоназвания (слово "ольмеки" – "люди каучука" – дали им ацтеки). Их язык не расшифрован. Из-за влажного климата почти не сохранилось скелетных останков, что затрудняет антропологические исследования. Мы судим о них в основном по их величественному, но молчаливому искусству.

Примерно к 400 году до н.э. ольмекская цивилизация приходит в упадок. Их главные центры пустеют. Что стало причиной? Экологические проблемы – изменение русел рек, заиливание, извержения вулканов, истощение почв из-за подсечно-огневого земледелия? Внутренние социальные или политические потрясения? Внешние вторжения? Или ольмекская культура просто плавно трансформировалась в культуры-наследницы? У нас нет однозначного ответа. Ольмеки словно растворились в джунглях, оставив после себя лишь гигантские каменные головы с загадочной полуулыбкой – вечный вопрос, обращенный к будущим поколениям.

Острова и полуострова: наследие Миноса, Рапа-Нуи и Триполья

Географическая изоляция островов или, наоборот, открытость равнинных пространств создавали уникальные условия для развития цивилизаций, чьи судьбы были полны как блестящих достижений, так и драматических финалов.

Рапа-Нуи: каменные гиганты на краю света

Остров Пасхи, или Рапа-Нуи, – это крошечный клочок суши, затерянный в бескрайних просторах Тихого океана. Трудно представить себе более изолированное место на Земле. И тем не менее, именно здесь возникла одна из самых удивительных и загадочных культур в истории человечества, оставившая после себя сотни гигантских каменных истуканов – моаи.

Полинезийские мореплаватели достигли этого острова, вероятно, в первом тысячелетии нашей эры, преодолев тысячи километров океана на своих каноэ – само по себе невероятное достижение навигационного искусства. В условиях полной изоляции они создали уникальное общество со сложной социальной структурой, во главе которой стояли вожди и жрецы. Вершиной их культуры стало создание моаи – стилизованных человеческих фигур из вулканического туфа, высотой до 10 метров и весом до 80 тонн. Эти статуи устанавливались на каменных платформах (аху) вдоль побережья, обращенные лицом вглубь острова. Их назначение до конца неясно – возможно, это были изображения обожествленных предков, защищавших свои кланы. Рапануйцы также создали свою систему письма – ронго-ронго (деревянные таблички с иероглифическими знаками), которая до сих пор не расшифрована.

Однако к XVII-XVIII векам, когда остров был открыт европейцами, эта уникальная цивилизация переживала глубокий кризис. Леса, некогда покрывавшие остров, были сведены на нет (вероятно, для транспортировки статуй и строительства лодок). Истощение ресурсов привело к упадку сельского хозяйства, голоду, социальному коллапсу и междоусобным войнам между кланами. Статуи моаи были повержены. Население острова резко сократилось.

Традиционное объяснение этой катастрофы – "экоцид", саморазрушение общества из-за нерационального использования ресурсов. Однако современные исследования показывают, что картина могла быть сложнее. Возможно, свою роль сыграли и климатические изменения, и влияние завезенных полинезийцами крыс, уничтожавших семена пальм. Контакты с европейцами в XVIII-XIX веках довершили дело: завезенные болезни и работорговля привели к почти полному исчезновению коренного населения и утрате большей части их культуры. Сегодня потомки рапануйцев живут на острове и в Чили, пытаясь возродить свой язык и традиции, а молчаливые моаи служат грозным напоминанием о хрупкости цивилизации перед лицом экологических и социальных вызовов.

Минойцы: лабиринты Крита и дыхание вулкана

Остров Крит стал колыбелью первой развитой цивилизации Европы – Минойской, процветавшей здесь в Бронзовом веке (III-II тысячелетия до н.э.). Названная в честь мифического царя Миноса, эта культура предшествовала классической Греции и оказала на нее огромное влияние. Минойцы были талассократами – владыками моря, их флот доминировал в Эгейском море, а торговые связи простирались до Египта и Ближнего Востока.

Центрами минойской цивилизации были великолепные дворцы – Кносс, Фест, Малия, Закрос. Это были не просто резиденции правителей, а сложные административные, экономические и религиозные комплексы, с сотнями комнат, мастерскими, складами, святилищами. Знаменитый Кносский дворец с его запутанной планировкой породил легенду о Лабиринте. Минойцы достигли высочайшего мастерства в искусстве: их фрески поражают яркостью красок и динамизмом (сцены игр с быками, процессии, морские пейзажи), а керамика (особенно стиль Камарес) отличается изяществом форм и орнаментов. Они создали две системы письма – иероглифическое и Линейное А, которые до сих пор не расшифрованы. Их религия была ориентирована на женское божество (Великую Богиню) и природные силы, особую роль играл культ быка. Минойское общество кажется относительно мирным – их дворцы не имели мощных укреплений.

Однако около 1450 года до н.э. минойская цивилизация переживает катастрофу. Большинство дворцов разрушено пожарами. Причины этого коллапса до конца не ясны. Долгое время главной виновницей считали гигантское извержение вулкана на острове Санторини (древняя Тера), произошедшее около 1600 г. до н.э. Цунами, пеплопады и климатические изменения, вызванные извержением, несомненно, нанесли удар по Криту. Однако хронологическое несоответствие между извержением и основной волной разрушений заставляет искать и другие причины.

Все больше данных указывает на то, что ослабленный Крит был завоеван ахейцами (микенцами) с материковой Греции. Микенцы захватили Кносс, модифицировали минойское письмо (создав Линейное Б, которое уже расшифровано как ранняя форма греческого языка) и установили свое господство над островом. Окончательно минойская культура исчезает около 1100 года до н.э. вместе с закатом всей микенской цивилизации. Так или иначе, блестящая цивилизация Крита, первая в Европе, пала под ударами стихии и/или завоевателей, оставив после себя руины дворцов и множество неразгаданных тайн.

Кукутень-Триполье: мегаполисы неолита и огненный ритуал

На плодородных землях между Карпатами и Днепром в эпоху неолита и энеолита (VI-III тысячелетия до н.э.) раскинулась одна из самых впечатляющих и загадочных культур Древней Европы – Кукутень-Трипольская. Эти древние земледельцы и скотоводы достигли невероятных успехов в строительстве, ремеслах и, возможно, социальной организации.

Трипольцы знамениты своей удивительной расписной керамикой – сосудами со сложными спиральными, волнистыми и зооморфными узорами, выполненными красной, черной и белой красками. Они также создавали множество глиняных статуэток, изображающих женщин (символы плодородия?) и животных.

Но главное, что поражает в трипольской культуре, – это их поселения. В поздний период (IV тысячелетие до н.э.) они строили гигантские протогорода, площадью до 300-400 гектаров, с населением в 10-15 тысяч человек! Это были крупнейшие населенные пункты в мире того времени. Дома (двухэтажные, из дерева и глины) располагались концентрическими кругами или рядами, образуя сложную планировку.

И самое загадочное – трипольцы имели обычай периодически, раз в 60-80 лет, полностью сжигать свои огромные поселения и строить новые рядом. Зачем они это делали? Гипотез много. Возможно, это был ритуал очищения или обновления. Возможно, способ борьбы с вредителями или болезнями, накапливающимися в плотной застройке. Возможно, это было связано с погребальными обрядами или циклическим восприятием времени. А может быть, это был способ предотвратить социальное расслоение и накопление богатства, периодически "обнуляя" материальный мир?

Около 2700 года до н.э. трипольская культура приходит в упадок и исчезает. Причины также неясны. Возможно, изменение климата (похолодание и засуха) подорвало их земледельческую экономику. Возможно, сказалось истощение почв или внутренние конфликты. Вероятно, важную роль сыграло и прибытие с востока воинственных индоевропейских племен (ямная культура), которые могли вытеснить или ассимилировать трипольцев. Так или иначе, яркая цивилизация строителей мегаполисов и мастеров керамики канула в Лету, оставив археологам лишь следы своих грандиозных поселений и ритуальных пожарищ.

Величие и забвение: Кхмерская империя и заря Анатолии

Даже самые могущественные империи и древнейшие города, стоявшие тысячелетиями, не вечны. Их истории – это драмы взлета, расцвета и неизбежного упадка, причины которого порой так и остаются скрыты под пеленой времени.

Чатал-Хююк: у истоков городской жизни

На Анатолийском плато в Турции находится Чатал-Хююк – поселение, которое заставляет нас переосмыслить само понятие "город". Существовавшее почти два тысячелетия (примерно с 7500 по 5700 год до н.э.), оно является одним из древнейших и крупнейших известных неолитических центров в мире. Это не просто деревня, а настоящий протогород, сложный социальный организм.

Архитектура Чатал-Хююка уникальна. Он представлял собой плотное скопление прямоугольных домов из сырцового кирпича, примыкавших друг к другу без улиц и проходов. Вход в жилища осуществлялся через крыши, по деревянным лестницам. Такая "сотовая" структура, возможно, обеспечивала защиту от врагов и диких зверей.

Внутри домов кипела жизнь. Стены украшались сложными фресками – сценами охоты на быков и оленей, изображениями людей, геометрическими орнаментами. Некоторые фрески интерпретируются как карты поселения или даже как древнейшее изображение извержения вулкана. Найдены многочисленные глиняные статуэтки, в основном женские, подчеркивающие важность культа плодородия. Особое место в жизни обитателей Чатал-Хююка занимал культ предков и смерти. Умерших хоронили прямо под полом домов, часто в скорченном положении. Черепа иногда отделяли, покрывали глиной, имитируя черты лица, и хранили в жилищах.

Жители Чатал-Хююка были умелыми земледельцами и скотоводами, ремесленниками, изготавливавшими орудия из обсидиана, керамику, ткани. Их общество, вероятно, было достаточно эгалитарным, без явных признаков социального расслоения или централизованной власти.

Почему же этот процветающий центр был покинут около 5700 года до н.э.? Возможно, свою роль сыграли изменения окружающей среды – истощение ресурсов (леса, дичи), изменение климата. Возможно, перенаселенность и связанные с ней санитарные проблемы и болезни. А может быть, произошли социальные изменения, и люди предпочли перейти к более рассредоточенному образу жизни в небольших фермерских поселках. Чатал-Хююк остается уникальным окном в мир неолита, показывая сложность и богатство жизни людей на заре цивилизации.

Кхмерская империя: гидравлическое чудо и закат Ангкора

На протяжении шести веков (802-1431 гг. н.э.) Кхмерская империя доминировала в Юго-Восточной Азии. Ее сердце находилось в районе современного озера Тонлесап в Камбодже, а ее столица, Ангкор, была одним из величайших мегаполисов доиндустриального мира, по площади превосходившим современный Париж.

Основой могущества и процветания кхмеров была гениальная гидроинженерная система. Они создали грандиозную сеть каналов, плотин и огромных водохранилищ-бараев (площадь Западного Барая – 8 на 2,1 км!), которая позволяла накапливать воду в сезон дождей и распределять ее в сухой сезон. Эта система обеспечивала орошение гигантских рисовых полей, дававших несколько урожаев в год, снабжала водой столицу с миллионным населением и служила транспортными артериями. Ангкор был настоящим "гидравлическим городом".

Кхмерские правители носили титул "девараджа" (бог-царь) и строили в свою честь и в честь богов (сначала индуистских – Шивы и Вишну, затем буддийских) величественные храмы-горы. Вершиной кхмерской архитектуры стали храмовый комплекс Ангкор-Ват, посвященный Вишну, и город Ангкор-Тхом с его центральным храмом Байон, украшенным гигантскими каменными ликами бодхисаттвы Авалокитешвары (или царя Джаявармана VII). Стены храмов покрыты тысячами квадратных метров искуснейших барельефов со сценами из индуистской мифологии, эпических поэм и истории самой империи.

Однако с XIII-XIV веков империя начала клониться к закату. Причины этого сложны и многообразны. Возможно, сама грандиозная гидросистема стала уязвимой: длительные периоды засухи или, наоборот, сильные наводнения (связанные с изменением климата) могли нарушить ее работу и подорвать сельское хозяйство. Вырубка лесов для строительства и топлива могла усугубить экологические проблемы. Постоянные войны с соседями, особенно с набиравшим силу тайским царством Аютия, истощали ресурсы империи. Возможно, сыграли роль и внутренние факторы: борьба за власть, религиозные изменения (переход к буддизму тхеравады, менее связанному с культом царя-бога), эпидемии.

В 1431 году сиамские войска захватили и разграбили Ангкор. Кхмерская столица была перенесена на юг, а величественные храмы Ангкора постепенно поглотили джунгли. Так закончилась история одной из самых блестящих империй Юго-Восточной Азии, оставившей после себя руины, поражающие воображение своим масштабом и красотой.