XVI – XVII века практически по всему миру начинается движение, перекройка границ, смена элит и появление новых династий. Причём, в основном - это пришлые для коренного населения этих мест элиты и правители. Можно, конечно, отбросить все факторы и смотреть только на мощь и силу завоевателей, но и Ленин считал, что «труднее удержать власть, чем ее взять». Сила и власть, не подкреплённая идеологией, обречена на провал, и только идеологическая подстилка позволяет обосновать право на власть. В средние века не было партий, роль идеологии играла религия и для легитимации своей власти мало было завоевать народ физически, необходимо было принести новую религию, чтоб иметь духовное обоснование права на власть.
Реформация в Европе.
Современные страны, которые называют себя сейчас европейской цивилизацией, формировались на протяжении последних пятисот лет и начали развиваться после религиозного раскола, через который прошли все страны Старого Света. Религиозный раскол, названный Реформацией, привел к кровопролитным войнам на большей части Европы. Заключенный мир, основанный на принципе «cuius regio, ejus religio» («чья страна, того и вера»), подвел черту под противостоянием католиков и протестантов.
В результате сторонники и противники Реформации оказались по большей части разделены государственными границами. В одних странах возобладали католики (Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Франция, Польша, Бавария), а в других - представители различных протестантских течений (Англия, Нидерланды, Швеция, Дания, целый ряд германских княжеств).
Реформы в России.
Реформы патриарха Никона были необходимы для легитимации власти Романовых в России. Первые Романовы были русские, с этим никто не спорит, но влияние польских кланов, обосновавшихся в Москве, было на них несомненно, что я неоднократно показывал ранее. Реформы Никона привели к расколу в стране, но ожесточённое противостояние не привело к территориальному разводу враждебных сторон, как в европейских странах, противоборствующие силы здесь были вынуждены остаться по одну сторону границы, в одном государстве.
Россия разделилась внутри себя, территориально страна осталась единой, внутри же образовались два социума, чьё религиозное размежевание обрело различную социальную и культурную идентификацию. Вынужденное соседство господствующей церкви и староверческого мировоззрения привели к серьёзному религиозному разобщению России, которое стало источником необратимых перемен в русском обществе. Их консервация трансформировалась в социальное размежевание, приведя фактически к существованию в рамках одного государства двух чуждых враждебных социумов.
У нас не так, как у них.
Если в Европе церковное размежевание привело к тому, что народы разошлись по своим «квартиркам», то раскол в России поделил общество на два непримиримых лагеря: приверженцев старого обряда и последователей реформ патриарха Никона и оставил их «вариться в одном котле». Данный расклад повлиял на все стороны русской жизни, именно здесь и находится ключевой момент для понимания всего дальнейшего хода отечественной истории с её ментальной спецификой, русской непохожестью на других и т. д. Сосуществование в рамках одной территориальной общности двух враждебных сил утвердило эту специфичность, присущую России. Отсутствие терпимости, множество недоговорённостей, значимость нюансов - всё это создавало в российском обществе совершенно иную психологическую атмосферу, заметно отличающуюся от европейской обстановки.
Разъединение русской действительности, устранение правящего класса от народа бросались в глаза каждому, кто знакомился с отечественными реалиями. Иностранцы, путешествовавшие по России, обращали внимание на эту разобщенность, но не понимали причин её, в литературе разных периодов немало сказано об исторических, образовательных, культурных аспектах этой обособленности.
Укрепление царской власти с помощью религии.
Победа никониан ознаменовалось окончательным выстраиванием централизованной вертикали власти. Во главе страны стоял уже не просто древнерусский царь, а Государь Император, который подчинил православную церковь, полностью вмонтировав её в административную систему. Опорой выстроенного на европейский манер порядка стало новое сословие в лице дворянства. Его роль в государстве хорошо выражена дворянским идеологом екатерининской эпохи князем Михаилом Михайловичем Щербатовым, который обосновывал прочность власти в том случае, если она, по примеру Франции или Испании, «утверждается на знатных фамилиях, как на твёрдых и непоколебимых столпах, которые не дали бы снести тяжести обширного здания».
При этом необходимо заметить, что почти все такие вот «непоколебимые столпы» старались вести своё происхождение не от российских корней, а от какого-нибудь иностранца. Подобные геральдические устремления заметно отличали новое сословие от бояр древней Руси, подавляющее число дворян наделялось этим статусом непосредственно императором, т. е. источником дворянства выступала государева служба, а не принадлежность к старинной княжеской крови.