Найти в Дзене

Реформация в Европе и реформы патриарха Никона в России. В чем разница и последствия религиозных расколов Европы и России?

XVI – XVII века практически по всему миру начинается движение, перекройка границ, смена элит и появление новых династий. Причём, в основном - это пришлые для коренного населения этих мест элиты и правители. Можно, конечно, отбросить все факторы и смотреть только на мощь и силу завоевателей, но и Ленин считал, что «труднее удержать власть, чем ее взять». Сила и власть, не подкреплённая идеологией, обречена на провал, и только идеологическая подстилка позволяет обосновать право на власть. В средние века не было партий, роль идеологии играла религия и для легитимации своей власти мало было завоевать народ физически, необходимо было принести новую религию, чтоб иметь духовное обоснование права на власть. Современные страны, которые называют себя сейчас европейской цивилизацией, формировались на протяжении последних пятисот лет и начали развиваться после религиозного раскола, через который прошли все страны Старого Света. Религиозный раскол, названный Реформацией, привел к кровопролитным во
Оглавление

XVI – XVII века практически по всему миру начинается движение, перекройка границ, смена элит и появление новых династий. Причём, в основном - это пришлые для коренного населения этих мест элиты и правители. Можно, конечно, отбросить все факторы и смотреть только на мощь и силу завоевателей, но и Ленин считал, что «труднее удержать власть, чем ее взять». Сила и власть, не подкреплённая идеологией, обречена на провал, и только идеологическая подстилка позволяет обосновать право на власть. В средние века не было партий, роль идеологии играла религия и для легитимации своей власти мало было завоевать народ физически, необходимо было принести новую религию, чтоб иметь духовное обоснование права на власть.

Реформация в Европе.

Современные страны, которые называют себя сейчас европейской цивилизацией, формировались на протяжении последних пятисот лет и начали развиваться после религиозного раскола, через который прошли все страны Старого Света. Религиозный раскол, названный Реформацией, привел к кровопролитным войнам на большей части Европы. Заключенный мир, основанный на принципе «cuius regio, ejus religio» («чья страна, того и вера»), подвел черту под противостоянием католиков и протестантов.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

В результате сторонники и противники Реформации оказались по большей части разделены государственными границами. В одних странах возобладали католики (Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Франция, Польша, Бавария), а в других - представители различных протестантских течений (Англия, Нидерланды, Швеция, Дания, целый ряд германских княжеств).

Реформы в России.

Реформы патриарха Никона были необходимы для легитимации власти Романовых в России. Первые Романовы были русские, с этим никто не спорит, но влияние польских кланов, обосновавшихся в Москве, было на них несомненно, что я неоднократно показывал ранее. Реформы Никона привели к расколу в стране, но ожесточённое противостояние не привело к территориальному разводу враждебных сторон, как в европейских странах, противоборствующие силы здесь были вынуждены остаться по одну сторону границы, в одном государстве.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Россия разделилась внутри себя, территориально страна осталась единой, внутри же образовались два социума, чьё религиозное размежевание обрело различную социальную и культурную идентификацию. Вынужденное соседство господствующей церкви и староверческого мировоззрения привели к серьёзному религиозному разобщению России, которое стало источником необратимых перемен в русском обществе. Их консервация трансформировалась в социальное размежевание, приведя фактически к существованию в рамках одного государства двух чуждых враждебных социумов.

У нас не так, как у них.

Если в Европе церковное размежевание привело к тому, что народы разошлись по своим «квартиркам», то раскол в России поделил общество на два непримиримых лагеря: приверженцев старого обряда и последователей реформ патриарха Никона и оставил их «вариться в одном котле». Данный расклад повлиял на все стороны русской жизни, именно здесь и находится ключевой момент для понимания всего дальнейшего хода отечественной истории с её ментальной спецификой, русской непохожестью на других и т. д. Сосуществование в рамках одной территориальной общности двух враждебных сил утвердило эту специфичность, присущую России. Отсутствие терпимости, множество недоговорённостей, значимость нюансов - всё это создавало в российском обществе совершенно иную психологическую атмосферу, заметно отличающуюся от европейской обстановки.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Разъединение русской действительности, устранение правящего класса от народа бросались в глаза каждому, кто знакомился с отечественными реалиями. Иностранцы, путешествовавшие по России, обращали внимание на эту разобщенность, но не понимали причин её, в литературе разных периодов немало сказано об исторических, образовательных, культурных аспектах этой обособленности.

Укрепление царской власти с помощью религии.

Победа никониан ознаменовалось окончательным выстраиванием централизованной вертикали власти. Во главе страны стоял уже не просто древнерусский царь, а Государь Император, который подчинил православную церковь, полностью вмонтировав её в административную систему. Опорой выстроенного на европейский манер порядка стало новое сословие в лице дворянства. Его роль в государстве хорошо выражена дворянским идеологом екатерининской эпохи князем Михаилом Михайловичем Щербатовым, который обосновывал прочность власти в том случае, если она, по примеру Франции или Испании, «утверждается на знатных фамилиях, как на твёрдых и непоколебимых столпах, которые не дали бы снести тяжести обширного здания».

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

При этом необходимо заметить, что почти все такие вот «непоколебимые столпы» старались вести своё происхождение не от российских корней, а от какого-нибудь иностранца. Подобные геральдические устремления заметно отличали новое сословие от бояр древней Руси, подавляющее число дворян наделялось этим статусом непосредственно императором, т. е. источником дворянства выступала государева служба, а не принадлежность к старинной княжеской крови.