Найти в Дзене

Расул Гамзатов: «Целую женские руки»

Предлагаю начать с прочтения и обсуждения стихотворения, прежде чем перейти к его музыкальной адаптации. Это даст возможность глубже проникнуть в произведение и раскрыть его новые аспекты. «Целую женские руки» Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня
Как десять перьев крыльев лебединых.
Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал — они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они всегда и всюду оставляли.
Продернув нитку в тонкую иглу,
Все порванное в нашем мире сшили.
Потом столы накрыли.
И к столу
Они всю Землю в гости пригласили.
Они для миллионов хлеб пекли.
Я полюбил их хлебный запах с детства.
Во мне, как в очаге, огонь зажгли
Те руки, перепачканные тестом.
Чтобы Земля всегда была чиста,
Они слезой с нее смывают пятна.
Так живописец с чистого холста
Фальшивый штрих стирает аккуратно.
Им нужно травы сметывать в стога,
Им нужно собирать цветы в букеты,
Так строится бессмертная строка
Из слов привычных под пером поэта.
Как пчелы
Оглавление
Предлагаю начать с прочтения и обсуждения стихотворения, прежде чем перейти к его музыкальной адаптации. Это даст возможность глубже проникнуть в произведение и раскрыть его новые аспекты.

«Целую женские руки»

Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня
Как десять перьев крыльев лебединых.
Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал — они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они всегда и всюду оставляли.
Продернув нитку в тонкую иглу,
Все порванное в нашем мире сшили.
Потом столы накрыли.
И к столу
Они всю Землю в гости пригласили.
Они для миллионов хлеб пекли.
Я полюбил их хлебный запах с детства.
Во мне, как в очаге, огонь зажгли
Те руки, перепачканные тестом.
Чтобы Земля всегда была чиста,
Они слезой с нее смывают пятна.
Так живописец с чистого холста
Фальшивый штрих стирает аккуратно.
Им нужно травы сметывать в стога,
Им нужно собирать цветы в букеты,
Так строится бессмертная строка
Из слов привычных под пером поэта.
Как пчелы в соты собирают мед,
Так эти руки счастье собирают.
Земля! Не потому ли каждый год
В тебе так много новизны бывает?
Когда приходит трезвостью беда,
Когда приходит радость, опьяняя,
Я эти руки женские всегда
Целую, низко голову склоняя.

Вступление: Руки как вселенная

«Целую, низко голову склоня…» — так начинается одно из самых пронзительных стихотворений Расула Гамзатова. Не о горах Дагестана, не о войне, а о женских руках. Кажется, что это локальная тема, но к концу текста понимаешь: поэт пишет о космической силе, которая ткет саму ткань бытия.

Контекст: Почему руки?

Расул Гамзатов, воспитанный в аварской традиции, с детства видел, как руки матери, сестёр, односельчанок:

  • Лепили хлеб («их десять добрых пальцев для меня как десять перьев крыльев лебединых»);
  • Шили одежду («всё порванное в нашем мире сшили»);
  • Собирали урожай («травы в стога, цветы в букеты»).

Для поэта, потерявшего мать в 13 лет, эти руки стали символом утраченного рая и вечной благодарности.

О чём стихи - 4 главных образа:

  1. Руки-крылья. «Десять перьев лебединых» — нежность, способная поднять мир.
  2. Руки-творцы. Они пекут хлеб, шьют, собирают счастье, как пчёлы мёд — труд как акт любви.
  3. Руки-художники. «Смывают с Земли пятна слезой» — очищение через жертвенность.
  4. Руки-музы. «Во мне рождается Бетховен» — вдохновение, которое дарует женщина.

Как Гамзатов оживляет метафоры

  • Анафора «Они…» — повтор как молитва, перечисление подвигов обыденности.
  • Сравнения из народной поэзии: руки и лебедь, счастье и мёд, слёзы и кисть художника.
  • Оксюморон «трезвость беды» и «опьянение радости» — жизнь как единство противоположностей.

Почему это не только о женщинах

  • Руки = время. «Свой великий след они всегда оставляли» — невидимый труд, на котором держится цивилизация.
  • Руки = память. «Я вложил сердце с юношеских лет» — связь поколений, которую не разорвать.
  • Руки = бессмертие. «Земля! Не потому ль так много новизны бывает?» — обновление мира через женское начало.

Цитаты, которые стали афоризмами

  • «Их десять добрых пальцев для меня как десять перьев крыльев лебединых» — о божественной грации труда.
  • «Не будет этих рук — и сердца нет» — признание в зависимости от любви, как воздуха.
  • «Во мне рождается Бетховен» — гений возможен лишь там, где есть муза-женщина.

Что остаётся за строкой

Стихотворение, написанное в 1960-х, звучит как манифест сегодня:

  • Цените не карьеры, а руки, которые вас вырастили.
  • Ищите Бетховена в тех, кто печёт хлеб и шьёт одежду.
  • Кланяйтесь — не унижению ради, а благодарности.

P.S. После прочтения хочется позвонить маме, обнять сестру или просто молча подержать за руку любимую. Потому что, как писал Гамзатов: «Самого поэта не будет, если нет подруги».

Музыкальная адаптация стихотворения
Погрузитесь в звучание цветаевской лирики. Мелодия подчёркивает драматизм и торжественность строк. [
Ссылка на музыкальную версию]

Дорогие читатели!
Благодарю за ваше внимание к классике. Ваши лайки и комментарии в [
сообществе ВКонтакте] помогают сохранять поэзию живой. Подписывайтесь на плейлист «Поэзия, ожившая в музыке» — там вы найдёте новые грани вечных строк.