Найти в Дзене
Дефектолог тут

Экспресс-диагностика старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задания, игры, упражнения для обследования: моторики; зрительно-моторной координации; высших психических функций; пространственной ориентировки; речи. Для обследования высших психических функций можно использовать тесты: «Кубики Коса», «Последовательные картинки», «Сюжетные картинки», «Классификация», «Нелепицы», «Корректурная проба», Игры «Что пропало?», «Чего не хватает» и т.д. 1.Задания для обследования моторной координации 1. Обследование общей произвольной моторики Инструкции: а) «Постой на одной ноге: левой, правой». б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением». в) «Подбрасывай и лови мяч». г) «Походи на одном месте». д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы». Критерии оценки: 4 балла – все задания выполняются правильно; 3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивае

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задания, игры, упражнения для обследования: моторики; зрительно-моторной координации; высших психических функций; пространственной ориентировки; речи.

Для обследования высших психических функций можно использовать тесты: «Кубики Коса», «Последовательные картинки», «Сюжетные картинки», «Классификация», «Нелепицы», «Корректурная проба», Игры «Что пропало?», «Чего не хватает» и т.д.

1.Задания для обследования моторной координации

1. Обследование общей произвольной моторики

Инструкции:

а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

г) «Походи на одном месте».

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

4 балла – все задания выполняются правильно;

3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

1 балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

0 баллов – задание не выполняется.

2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив

Инструкции:

а) «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи твое левое (правое) ухо. Покажи твою левую (правую) ногу».

б) «Покажи мою левую (правую) руку. Покажи мое левое (правое) ухо. Покажи мою левую (правую) ногу».

Критерии оценки:

4 балла – задание выполняется правильно;

3 балла – задание выполняются правильно, но замедленно;

2 балла – ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напротив;

1 балл – ребенок затрудняется с ориентацией в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив;

0 баллов – ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

3. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

Критерии оценки:

4 балла – задания выполняются правильно;

3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

2 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

0 баллов – задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

4. Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда)

1)Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

4 балла – все задания выполняются правильно;

3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

1 балл – эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

0 баллов – стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

2) Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных проб (экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рисунке 2.

После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

При эхопраксиях для исключения зрительных образов то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Возьми правой рукой левой ухо» и т.д.

Критерии оценки:

4 балла – задание выполняется правильно, в предложенном темпе;

3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – правильно выполняются 5–7 заданий, после чего возникают эхопраксии, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

1 балл – эхопраксии возникают после первого задания и удерживаются при выполнении последующих;

0 баллов – стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

3) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак – ребро – ладонь»).

Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей – наоборот.

Критерии оценки:

4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;

3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;

1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);

0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.

5. Исследование пространственного восприятия

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце».

Критерии оценки:

4 балла – задание выполняется правильно;

3 балла – отсутствует какая-либо деталь;

2 балла – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

1 балл – неправильно изображен элемент рисунка;

0 баллов – неправильное изображение деталей в пространстве рисунка.

6. Исследование речевого развития

Задание 1.

Инструкция «Я называю слово, а ты объясняешь, что это такое. Что это?»

мяч –

яблоко –

огурец-

дом-

часы –

Критерии оценки:

4–5 слов – высокий уровень;

2–3 слова – средний уровень;

0–1 слово – низкий уровень.

Задание 2. Выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи

Инструкция «Скажи, кто это делает. Например, пишет – писатель.»

продает – поет –

сажает – варит –

лечит – строит –

учит –

Критерии оценки:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слова – низкий уровень.

Задание 3. Обследование слухового восприятия, внимания

Инструкция «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно. Объясни, что неверно. Исправь».

Осенью в саду расцвели яблони.

Алеша зимой любит загорать.

Мальчик кивнул мне рукой.

Футболист стеклом разбил мяч.

После радуги будет гроза.

Отец пошел с пилой рубить дрова.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало свежим парком.

Мы поехали на лыжах в лес за ягодами.