Масштабная выставка с более чем 300 работами Карла Павловича Брюллова, созданная к 225-летию со дня рождения известного русского живописца, представлена в Михайловском дворце. Выставка продлится в стенах Русского музея до 12 мая 2025 года.
В статье будет раскрыта информация об известном художнике и о его шедеврах, которые можно увидеть на выставке.
О Карле Брюллове
Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - гениальный живописец, профессионал высшего уровня, художник всеевропейской и мировой славы, одним словом «Великий Карл», как говорили современники ещё при его жизни.
У Карла Брюллова множество работ выполненных в различных техниках и тематиках, включая исторические и религиозные. Особую роль в творчестве имеют портреты.
Многие известные работы Брюллова были написаны в период проживания в Италии, где автор, вдохновившись итальянским духом, явил миру картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень», «Всадница». Брюллова точно нельзя назвать художником одной картины, многие его произведения заслуживают внимания.
О выставке
На выставке собраны произведения автора из различных знаковых музеев страны и частных коллекций Петербурга и Москвы. Много работ было привезено из Третьяковской галереи, непосредственно Русского музея, Государственного Эрмитажа, музея Академии художеств, Нижегородского художественного музея и даже Национального художественного музея Республики Беларусь.
1. Последний день Помпеи
Данное произведение, написанное в 1833 году, является жемчужиной выставки. Сюжетом картины послужило разрушение древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году до нашей эры. Полотно впечатляет своим масштабом (размер - 456,5 × 651 см), хорошо переданной атмосферой события: эмоциями изображенных людей, происходящей трагедией. Не видя вулкан, мы видим на заднем плане надвигающуюся лаву.
2. Итальянский полдень
Очень жизнерадостная и светлая картина, изображающая девушку, вероятно, стоящую на лестнице и собирающуюся сорвать гроздь винограда, сияющего на солнце. Картина была заказана лично императором Николаем I, который очень высоко оценивал творчество Карла Брюллова.
3. Смерть Инессы де Кастро
Картина была написана в 1834 году. С точки зрения сюжета, на полотне можно наблюдать Инесс де Кастро, жену португальского инфанта дона Педру, которая с разрешения короля Афонса IV была впоследствии убита его придворными. На картине хорошо переданы эмоции персонажей. Также стоит обратить внимание на шедевральную раму.
4. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году
Ещё одно масштабное полотно в коллекции, написанное в 1839-1843 годах. Для написания картины Брюллов активно изучал историческую составляющую событий, читая различные труды, например, «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, изучал местность, где проходили события. По некоторым мнениям, эта работа считается одной из самых неудачных произведений автора по причине плохо переданного настроения. Лично я не могу быть такой критичной, для меня работа вполне передаёт дух борьбы за независимость.
5. Портреты
Подавляющее большинство работ Карла Брюллова, представленных на выставке, являются портретами. Часть работ были заказными, а другие - были выполнены в порыве вдохновения. Покажу некоторые работы из этого раздела. Портреты Карла Брюллова выполнены филигранно, в соответствии с академическими канонами, выглядят очень правильными и выверенными.
«Всадница», написанная в 1832 году. В качестве наездницы изображена воспитанница графини Юлии Самойловой Джованнина, а моделью для маленькой девочки послужила Амацилия Пачини.
Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, написанный в 1841 году. Портрет, я бы сказала, выполнен в домашней, безусловно роскошной обстановке. Княгиня выглядит уставшей, печальной или задумчивой, сидя в своей бархатном кресле. Особый восторг вызывает резная рама.
Портрет графа А.К. Толстого в юности, написанный в 1836 году. Юноша изображен в период любимого занятия - охоты, в его руках ружье, он одет в охотничий камзол, а рядом верный пёс охотничье породы. Во всех портретах Брюллова хорошо читается натура, характер изображаемых людей.
Портрет Матвея Юрьевича Виельгорского, написанный в 1828 году, - та самая работа, привезённая на выставку из Национального художественного музея республики Беларусь.
6. Религиозная тема
Религиозная тема — одна из ключевых в творчестве Карла Брюллова. Художник получал многочисленные заказы от Русской православной церкви.
«Распятие» 1838 года было написано для лютеранской церкви Святого Петра в Санкт-Петербурге.
Более того, Карл Брюллов принимал участие в росписи Исаакиевского собора.
В зале представлено множество реализованных и нереализованных эскизов огромного размера.
Работая в Петербурге над росписью купола Исаакиевского собора, Карл Брюллов серьезно заболел. Он был вынужден уехать в Италию для лечения и прожил после этого всего около трёх лет.
7. Акварельные работы
В следующем зале-коридоре представлены акварельные работы Карла Брюллова. Небольшие картины, как и свойственно акварельной живописи, очень воздушные и лёгкие, совсем непохожие на работы из предыдущих залов. Здесь мы можем увидеть более домашние, пейзажные, уютные работы. Покажу некоторые из них.
Поражаясь множеству техник, применяемых в работах, встречаем несколько картин, написанные сепией.
Заключение
Выставку определенно рекомендую к посещению в будние дни, когда даже в вечернее время немного людей и можно спокойно насладиться картинами. При посещении выставки также можно прогуляться по другим залам Михайловского дворца. Карл Брюллов впечатлил своей многогранностью, до посещения выставки я знала очень мало его картин. Особенно запомнились как большие помпезные полотна, так и камерные акварельные работы.