Найти в Дзене
По секрету - всем...

О стихах Эдуарда Асадова - "не глазами, а сердцем..."

Стихи Эдуарда Асадова - это Притчи современникам в атеистическом Отечестве... Мы же - сорванцы и шкодники, уже тогда подвластные грехам, даже не крещенные, собирались в пустынных беседках не читать Библию. Болтали - общались, не имея гаджетов. И как-то слушали Эдуарда Асадова. Книг таких было очень мало. Сейчас я догадываюсь почему... На моей памяти их было всего три. Первая книга - в вышеупомянутой беседке на территории Дома малютки, их было штук шесть - больших беседок с лавочками по периметру. Дети гуляли здесь до обеда, и немного после дневного сна. Мы же появлялись к вечеру. Книгу принесла Мина - красивая статная спортсменка - Нина Меновщикова, старше меня и моих подруг - одноклассниц, на 2-3 года. Это была моя не совсем первая встреча с Асадовым. Я узнавала некоторые стихи, похоже из песенников, которые были в моде и переписывались друг у дружки, как заставки между песнями. Но сам сборник стихов Асадова впервые увидела там. Особенно запомнилось, первое произведение, прочитанн

Стихи Эдуарда Асадова - это Притчи современникам в атеистическом Отечестве...

Мы же - сорванцы и шкодники, уже тогда подвластные грехам, даже не крещенные, собирались в пустынных беседках не читать Библию. Болтали - общались, не имея гаджетов. И как-то слушали Эдуарда Асадова. Книг таких было очень мало. Сейчас я догадываюсь почему... На моей памяти их было всего три.

Первая книга - в вышеупомянутой беседке на территории Дома малютки, их было штук шесть - больших беседок с лавочками по периметру. Дети гуляли здесь до обеда, и немного после дневного сна. Мы же появлялись к вечеру. Книгу принесла Мина - красивая статная спортсменка - Нина Меновщикова, старше меня и моих подруг - одноклассниц, на 2-3 года. Это была моя не совсем первая встреча с Асадовым. Я узнавала некоторые стихи, похоже из песенников, которые были в моде и переписывались друг у дружки, как заставки между песнями. Но сам сборник стихов Асадова впервые увидела там. Особенно запомнилось, первое произведение, прочитанное Ниной, "Поэма о любви". Объёмное повествование в стихах, о том, как жена вызвала ревность по рации у своего мужа, замерзавшего в снегах - полярного лётчика, тем самым, заставив его побороть смерть и спастись. Помню, переписывала после себе эту поэму. Не поленилась же.

Вторая такая же книга повстречалась в летнем пионерском лагере у нашей пионервожатой, которую она читала нам - пионерам на сон часе. Все очень тихо её слушали:

"Шли смеясь по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелёк...".

Сюжет таков: "хрупкий стебелёк" оказалась отважнее своего спутника, переплывавшего когда-то огромный водоём. "Воробьиная душа" дала отпор грабителям - хулиганам повстречавшимся им на тёмной аллеи. Когда парень - спортсмен уже снимал с себя часы по требованию преступников... Девушка с криком стала отчитывать обидчиков и даже упомянула комсомол! Вот такие были времена, наши граждане, в те старо давние времена, боялись власть и уважали её организации... Позже уже стали стращать другими группами и авторитетами.

Третий такой же сборник стихов Эдуарда Асадова любезно одолжили - в библиотеке училища - фазанки, в которую мне пришлось пойти, когда я окончила 8 классов школы. Никто особо не занимался моим воспитанием и образованием. Вылетев из школы, я завалила контрольную на вступительных экзаменах по алгебре, пытаясь поступить в ЖД техникум. Так что, мне оставалось идти туда, куда шли все неуспевающие. Но наше государство никого без внимания не оставляло и делали всё, что бы человек получил обязательное среднее специальное образование, имел профессию. . Так вот, книга эта была личной собственностью библиотекарши этого училища. Она и разрешила мне взять домой эту редкую книгу на недолгое время. И я - "тунеядка", "лодырина" и "хулиганка" ручкой в тетради переписала почти пол книги... А стоило переписать, да прочитать в одной - другой компании, как уже легко умещалось и цитировалось всё из головы...

Кто-то не дооценил, а скорее завидовал, лишая его звания поэта. Даже не употребляю в данном случае, популярного глагола - "не понял", ведь не понять Асадова современнику - соотечественнику просто невозможно, будучи в в здравом уме, думала я тогда.

Конечно, его стихи не пышут высокопарными рифмами восторженных речей. Не возникают в них темы грандиозных открытий и задач продвинутых в века. Кто-то назовёт это новомодным словом - "чтиво"... Но это чтиво хранил народ и делился. Здесь есть душевность, сердечность, влюблённость, именно то, что не хватало советскому человеку, в той реально существующей атеистической среде. То и дело возникает тема совести и чести, акцент на качество неподдельности внутреннего содержания.

Какой же любви она ждет, какой?
Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!
Красивой-красивой! Большой-большой!
А если я в жизни не встречу такой,
Тогда мне совсем никакой не надо!"

Как душещипательно звучало тогда для меня это?! Словно вызов судьбе.

Сейчас же звучит, как протест: "На зло кондуктору! Не будет посадочных мест, возьму билет - пойду пешком!"

Ответ дала жизнь в итоге: Страсть - не любовь.

Составляя этот текст, я конечно пожелала ознакомиться с биографией автора, узнала, что им выпущено в свет 50 книг!
Люди знают Эдуарда и чтут память о нём, как о герое, спасшем Севастополь в составе наших защитников - славных советских войск на Сапун горе, где наш поэт молодой получил осколочное ранение в лицо, но довёз снаряды на грузовике за рулём, превозмогая боль. Там просил захоронить его сердце, в Сапун горе, где потерял зрение.

Я помню, когда мне было почти 7 лет, мы с родителями посетили Сапун гору. Вот где я и узнала ещё больше, что такое фашизм. Тогда ещё живы были ветераны, они приходили с рассказами - воспоминаниями все в наградах, с фотографиями фронтовых друзей, мы с детского сада уже знали об ужасах войны Нам показывали в местном музее Сапун горы заспиртованные фрагменты кожи, снятые с татуировками с узников концлагерей. Кожа с кисти руки, снятая прямо с ногтями с татуировкой. Это одна из них - фашистка коллекционировала, делали абажуры, перчатки из человеческой кожи... Волосами людей утепляли автомобили... словом - зверствовали. Встаёт в памяти, на самой горе, на улице - вечный огонь и музыка из него раздается, мелодия песни Сапун гора, как будто из глубины, из самого сердца горы с пламенем выплывает и устремляется ввысь с красными языками пламени. . Мы купили открытку с записью этой песни, дома слушали на проигрывателе и в садик я носила, там слушали и я рассказывала всё, что запомнила.
javascript:;

Больше всего мне понравился материал о творчестве и жизненном подвиге поэта Эдуарда Асадова на одном из сайтов, что бы получить ссылку мне пришлось зарегистрироваться, об этом я там и написала...  вот ссылка:

https://olgarik68.livejournal.com/365.html

-2