Найти в Дзене
Тама и ТуТа

Старинная дворянская усадьба – "ожерелье" для Елизаветы Стрешневой.

Есть в Тверской области старинная дворянская усадьба, которая когда-то не уступала по красоте и комфорту самым богатым и прогрессивным усадьбам дореволюционной России, а в чем-то даже превосходила их. Называется эта усадьба Знаменское-Раёк.

Усадьба Знаменское-Раёк. Фото автора.
Усадьба Знаменское-Раёк. Фото автора.

Чтобы попасть в главный дом, необходимо приобрести экскурсию стоимостью 300 руб. (расписание на сайте усадьбы). Цена указана на январь 2025.

Внутренний двор усадьбы. Фото автора
Внутренний двор усадьбы. Фото автора

Усадьбу эту построил Федор Иванович Глебов для своей второй жены. Сам он был военным и при Екатерине Великой дослужился до чина генерала- аншефа. Первая жена Федора Ивановича умерла и однажды на балу он встретил красавицу Елизавету Петровну Стрешневу. Она была моложе Федора на 17 лет. Однако характер у нее был мягко говоря жестким. Дело в том, что у ее отца перед ней было восемь детей, но все они умерли. Ее мать умирает вскоре после родов, и отец переносит на дочку Лизоньку все свое обожание. Ну как тут не вырасти эгоисткой.

Федор Иванович очень любил и ревновал свою жену и в подарок супруге он возводит новую усадьбу подальше от столицы. Эта усадьба с главным домом и круговой панорамой напоминает украшение и поэтому усадьбу прозвали "ожерельем для Елизаветы". Федор Иванович говорил: "Для моей царицы даже волшебства недостаточно". И эта усадьба стала волшебным подарком для любимой жены.

Главные ворота усадьбы. Фото автора
Главные ворота усадьбы. Фото автора

Первое волшебство - это ворота. Если встать в центр аллеи и посмотреть на паутинку над воротами, то в нее идеально вписывается купол главного дома. Правда замечательно придумано? Считается, что эта усадьба была построена по проекту Николая Александровича Львова. Но точно утверждать нельзя, потому что Львов никогда не ставил подписи на своих проектах.

Знаменское-Раёк – это летняя резиденция, можно сказать дача Глебовых-Стрешневых. Кстати, прабабушка Елизаветы Петровны Евдокия Стрешнева была второй женой первого русского царя из династии Романовых Михаила и матерью Алексея Михайловича, отца Петра I.

Фёдор Иванович Глебов и Елизавета Петровна Стрешнева. Фото из открытого источника
Фёдор Иванович Глебов и Елизавета Петровна Стрешнева. Фото из открытого источника

Откуда же пошло название усадьбы? Говорят, что сюда приезжала императрица Екатерина II и сказала «Здесь просто рай». Но это всего лишь красивая легенда. Императрицы здесь никогда не было, несмотря на то, что она проезжала 9 раз по Государевой дороге из Петербурга в Москву.

Государева дорога. Фото автора
Государева дорога. Фото автора

Дорога проходила через Торжок, а вот в Раек она никогда не заезжала. Здесь находилось село Знаменское и погост с названием Рай. Так и назвали Знаменское-Раёк.

И усадьба действительно соответствовала своему названию. Огромный овальный двор, в центре которого когда-то бил фонтан, вокруг него гуляли павлины и ослик. По периметру стояли пушки из которых запускали салют. Все постройки соединяется колоннадами. Из главного дома можно было пройти по верху над колоннами и любоваться фантастическими видами, открывающимися с высоты.

И сегодня у нас есть уникальная возможность попасть в главный дом – самый драгоценный камень этого ожерелья.

Главный дом центральный вход. Фото автора.
Главный дом центральный вход. Фото автора.

Ступеньки главного дома переделали в советское время. Раньше они были более низкими, чтобы дамы в длинных платьях могли легко подниматься. Давайте и мы отправимся в главный дом.

Внутреннее "убранство" дома. Фото автора.
Внутреннее "убранство" дома. Фото автора.

Хорошо, что Николай Александрович Львов это не видит. А если бы увидел, то он умер бы еще раз. А нам сейчас только остается включить свое воображение и представить себе времена расцвета усадьбы.

1798 год. Только что освятили усадьбу, которую строили 12 лет. Многочисленные гости три недели праздновали новоселье. А какой же это был роскошный дом!

Овальный вестибюль главного дома. Фото автора.
Овальный вестибюль главного дома. Фото автора.

Вначале господа попадали в овальный вестибюль. Напротив окон остались очертания. Здесь были зеркала, они отражали свет. Электричества тогда не было. Впрочем, сейчас его здесь тоже нет. Но тогда зеркала отражали солнечный свет и от этого комната была очень светлой. Под потолком сохранилась лепнина. И она не повторяется ни в одной из комнат.

Бильярдный зал. Фото автора.
Бильярдный зал. Фото автора.

Из вестибюля гости направлялись в бильярдный зал. В центре зала стоял русский бильярд. Сейчас здесь холодно, а в 18 веке Львов создал особую систему отопления. Внизу на цокольном этаже находились печи, которые отапливали весь главный дом. Сохранились даже оригинальные изразцы. В стене проделаны отверстия вверху и внизу по ним поступал теплый воздух, одни отверстия закрывались, другие открывались таким образом происходила вентиляция воздуха. Чем не старинный кондиционер?

Изразцовая печь бильярдного зала. Фото автора.
Изразцовая печь бильярдного зала. Фото автора.
Из бильярдного зала можно было выйти в парк. Фото автора.
Из бильярдного зала можно было выйти в парк. Фото автора.

Все комнаты в главном доме выполнены по анфиладному принципу: друг за другом. Здесь было две лестницы, одна для дворни, другая парадная для господ.

Парадная лестница. Фото автора.
Парадная лестница. Фото автора.

И это не просто лестница, а очередное чудо этого дома, которое сконструировал Львов. Над лестницей особое окно. Сейчас оно заколочено. А в 18 веке через это окно первые лучи солнца падали на последнюю ступеньку лестницы и час за часом они поднимались выше и выше, пока последний луч солнца не освещал самую верхнюю ступеньку. По этим солнечным часам в ясный день хозяева могли узнавать время.

Заколоченное окно над парадной лестницей. Фото автора.
Заколоченное окно над парадной лестницей. Фото автора.

Этот дом хранил еще несколько удивительных загадок, и мы поднимаемся их искать.

Второй этаж или бельэтаж – парадный. Здесь находились гостиная, бальный зал и парадная столовая.

Потолок столовой с сохранившейся росписью. Фото автора.
Потолок столовой с сохранившейся росписью. Фото автора.

На потолке бывшей столовой частично сохранились росписи 18 века, а чуть ниже мы видим овальные медальоны. В них когда-то были помещены портреты правящей династии Романовых. Хозяйка таким образом подчеркивала свое родство с царской семьей. Цепочка портретов начиналась от медальонов с коронами. Там были Михаил Федорович Романов и Евдокия Стрешнева и далее до портрета императрицы Екатерины II.

Медальоны для портретов царской династии. Фото автора.
Медальоны для портретов царской династии. Фото автора.

Отобедав в парадной столовой гости отправлялись в бальный зал. Здесь внимание сразу притягивает потолок. Это еще одно чудо от Николая Львова - двойной купол. Верхний свод покрашен в светло-голубой краской, а из окон проникает мягкий рассеивающий свет. И создается впечатление что это небо.

Потолок парадной столовой. Фото автора.
Потолок парадной столовой. Фото автора.

На верхнем куполе размещался оркестр. Музыканты поднимались по лестнице из соседней комнаты. Эти стены помнят звуки полонезов и вальсов. В зале стояли камины из натурального черного мрамора, а над ними зеркала. Говорят, что пол в этом зале слегка покачивался под танцующими. И это очередное чудо от архитектора.

Масонские символы. Фото автора.
Масонские символы. Фото автора.

В овальной гостиной частично сохранился рисунок на потолке из геометрических фигур. Эти масонские символы объясняются тем, что Фёдор Иванович Глебов состоял в одной из Санкт Петербуржских масонских лож.

Рядом с танцевальным залом находилась комната с мраморными стенами.
Рядом с танцевальным залом находилась комната с мраморными стенами.

В этой комнате Елизавета Петровна Глебова-Стрешнева собиралась принимать Екатерину II, но императрица сюда ни разу не приехала, она просто не дожила до конца строительства этой усадьбы.

А из кабинета хозяина по этой балюстраде раньше можно было пройти в библиотеку и театр.

Балюстрада. Фото автора.
Балюстрада. Фото автора.

В советское время ход заделали, потому что здесь когда-то находился военный госпиталь. И кстати говоря здесь проходил реабилитацию летчик Маресьев, ставший прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Вот таким чудесным был этот дом, я бы даже сказала дворец, построенный гениальным архитектором Николаем Львовым.

Вид на усадьбу из парка. Фото автора.
Вид на усадьбу из парка. Фото автора.

А за усадьбой есть пруд. В центре него находится островок. Когда-то на этом острове росло три сосны: Вера, Надежда, Любовь. Сейчас их только две. И ПУСТЬ каждый сам для себя решит, что осталось, а что ушло. А мы Верим и Надеемся, что кто-нибудь все-таки обратит на эту усадьбу свой взгляд и вдохнет в нее новую жизнь...

Подписывайтесь ➡️ на наш канал в Телеграме