Есть в Тверской области старинная дворянская усадьба, которая когда-то не уступала по красоте и комфорту самым богатым и прогрессивным усадьбам дореволюционной России, а в чем-то даже превосходила их. Называется эта усадьба Знаменское-Раёк.
Чтобы попасть в главный дом, необходимо приобрести экскурсию стоимостью 300 руб. (расписание на сайте усадьбы). Цена указана на январь 2025.
Усадьбу эту построил Федор Иванович Глебов для своей второй жены. Сам он был военным и при Екатерине Великой дослужился до чина генерала- аншефа. Первая жена Федора Ивановича умерла и однажды на балу он встретил красавицу Елизавету Петровну Стрешневу. Она была моложе Федора на 17 лет. Однако характер у нее был мягко говоря жестким. Дело в том, что у ее отца перед ней было восемь детей, но все они умерли. Ее мать умирает вскоре после родов, и отец переносит на дочку Лизоньку все свое обожание. Ну как тут не вырасти эгоисткой.
Федор Иванович очень любил и ревновал свою жену и в подарок супруге он возводит новую усадьбу подальше от столицы. Эта усадьба с главным домом и круговой панорамой напоминает украшение и поэтому усадьбу прозвали "ожерельем для Елизаветы". Федор Иванович говорил: "Для моей царицы даже волшебства недостаточно". И эта усадьба стала волшебным подарком для любимой жены.
Первое волшебство - это ворота. Если встать в центр аллеи и посмотреть на паутинку над воротами, то в нее идеально вписывается купол главного дома. Правда замечательно придумано? Считается, что эта усадьба была построена по проекту Николая Александровича Львова. Но точно утверждать нельзя, потому что Львов никогда не ставил подписи на своих проектах.
Знаменское-Раёк – это летняя резиденция, можно сказать дача Глебовых-Стрешневых. Кстати, прабабушка Елизаветы Петровны Евдокия Стрешнева была второй женой первого русского царя из династии Романовых Михаила и матерью Алексея Михайловича, отца Петра I.
Откуда же пошло название усадьбы? Говорят, что сюда приезжала императрица Екатерина II и сказала «Здесь просто рай». Но это всего лишь красивая легенда. Императрицы здесь никогда не было, несмотря на то, что она проезжала 9 раз по Государевой дороге из Петербурга в Москву.
Дорога проходила через Торжок, а вот в Раек она никогда не заезжала. Здесь находилось село Знаменское и погост с названием Рай. Так и назвали Знаменское-Раёк.
И усадьба действительно соответствовала своему названию. Огромный овальный двор, в центре которого когда-то бил фонтан, вокруг него гуляли павлины и ослик. По периметру стояли пушки из которых запускали салют. Все постройки соединяется колоннадами. Из главного дома можно было пройти по верху над колоннами и любоваться фантастическими видами, открывающимися с высоты.
И сегодня у нас есть уникальная возможность попасть в главный дом – самый драгоценный камень этого ожерелья.
Ступеньки главного дома переделали в советское время. Раньше они были более низкими, чтобы дамы в длинных платьях могли легко подниматься. Давайте и мы отправимся в главный дом.
Хорошо, что Николай Александрович Львов это не видит. А если бы увидел, то он умер бы еще раз. А нам сейчас только остается включить свое воображение и представить себе времена расцвета усадьбы.
1798 год. Только что освятили усадьбу, которую строили 12 лет. Многочисленные гости три недели праздновали новоселье. А какой же это был роскошный дом!
Вначале господа попадали в овальный вестибюль. Напротив окон остались очертания. Здесь были зеркала, они отражали свет. Электричества тогда не было. Впрочем, сейчас его здесь тоже нет. Но тогда зеркала отражали солнечный свет и от этого комната была очень светлой. Под потолком сохранилась лепнина. И она не повторяется ни в одной из комнат.
Из вестибюля гости направлялись в бильярдный зал. В центре зала стоял русский бильярд. Сейчас здесь холодно, а в 18 веке Львов создал особую систему отопления. Внизу на цокольном этаже находились печи, которые отапливали весь главный дом. Сохранились даже оригинальные изразцы. В стене проделаны отверстия вверху и внизу по ним поступал теплый воздух, одни отверстия закрывались, другие открывались таким образом происходила вентиляция воздуха. Чем не старинный кондиционер?
Все комнаты в главном доме выполнены по анфиладному принципу: друг за другом. Здесь было две лестницы, одна для дворни, другая парадная для господ.
И это не просто лестница, а очередное чудо этого дома, которое сконструировал Львов. Над лестницей особое окно. Сейчас оно заколочено. А в 18 веке через это окно первые лучи солнца падали на последнюю ступеньку лестницы и час за часом они поднимались выше и выше, пока последний луч солнца не освещал самую верхнюю ступеньку. По этим солнечным часам в ясный день хозяева могли узнавать время.
Этот дом хранил еще несколько удивительных загадок, и мы поднимаемся их искать.
Второй этаж или бельэтаж – парадный. Здесь находились гостиная, бальный зал и парадная столовая.
На потолке бывшей столовой частично сохранились росписи 18 века, а чуть ниже мы видим овальные медальоны. В них когда-то были помещены портреты правящей династии Романовых. Хозяйка таким образом подчеркивала свое родство с царской семьей. Цепочка портретов начиналась от медальонов с коронами. Там были Михаил Федорович Романов и Евдокия Стрешнева и далее до портрета императрицы Екатерины II.
Отобедав в парадной столовой гости отправлялись в бальный зал. Здесь внимание сразу притягивает потолок. Это еще одно чудо от Николая Львова - двойной купол. Верхний свод покрашен в светло-голубой краской, а из окон проникает мягкий рассеивающий свет. И создается впечатление что это небо.
На верхнем куполе размещался оркестр. Музыканты поднимались по лестнице из соседней комнаты. Эти стены помнят звуки полонезов и вальсов. В зале стояли камины из натурального черного мрамора, а над ними зеркала. Говорят, что пол в этом зале слегка покачивался под танцующими. И это очередное чудо от архитектора.
В овальной гостиной частично сохранился рисунок на потолке из геометрических фигур. Эти масонские символы объясняются тем, что Фёдор Иванович Глебов состоял в одной из Санкт Петербуржских масонских лож.
В этой комнате Елизавета Петровна Глебова-Стрешнева собиралась принимать Екатерину II, но императрица сюда ни разу не приехала, она просто не дожила до конца строительства этой усадьбы.
А из кабинета хозяина по этой балюстраде раньше можно было пройти в библиотеку и театр.
В советское время ход заделали, потому что здесь когда-то находился военный госпиталь. И кстати говоря здесь проходил реабилитацию летчик Маресьев, ставший прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Вот таким чудесным был этот дом, я бы даже сказала дворец, построенный гениальным архитектором Николаем Львовым.
А за усадьбой есть пруд. В центре него находится островок. Когда-то на этом острове росло три сосны: Вера, Надежда, Любовь. Сейчас их только две. И ПУСТЬ каждый сам для себя решит, что осталось, а что ушло. А мы Верим и Надеемся, что кто-нибудь все-таки обратит на эту усадьбу свой взгляд и вдохнет в нее новую жизнь...
Подписывайтесь ➡️ на наш канал в Телеграме