Один из самых посещаемых музеев России, роскошный и великолепный Петергоф когда-то был почти стерт с лица земли. Величественные дворцы, сверкающие на солнце фонтаны и сочная зелень парков в 1944 году превратились в развалины. Рассказываем о судьбе Петергофа во время войны и о том, почему его восстановление — больше, чем просто реставрация.
До оккупации
Задолго до того, как немецкие войска приблизились к городу, в Петергофе развернулась работа по эвакуации культурных ценностей. В то время бо́льшая часть сотрудников, особенно мужчины, ушли на фронт, поэтому эвакуацией занимались в основном сотрудницы и мирное население. В целом в этой работе участвовало несколько сотен человек. Согласно официальным данным, удалось вывезти 12 932 музейных предмета — всего 22% от первоначальной коллекции.
Почти сразу после начала блокады, с 23 сентября 1941 года, Петергоф оказался в зоне боевых действий. В день захвата от снаряда загорелся Большой дворец. Когда немецкие войска заняли Петергоф, они выгнали всех жителей. Покидая родной город, петергофцы видели зарево над Большим дворцом.
Пепелище
В январе 1944 года город был освобожден. Зрелище, которое предстало перед первыми свидетелями разрушений, было душераздирающим. Из воспоминаний очевидцев:
«Это зрелище так жестоко, так страшно, что сначала кажется почти нереальным. Только уродливые клетки стен с провалами окон глядят на взморье. Нет пленительных статуй Самсона, Нептуна, Львиного каскада, фонтана Евы. Все истреблено»
«Небо и вода — вот все, что осталось нетронутым. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено»
Разрушения действительно были огромными: взорваны Большой дворец и дворец Марли, в Монплезире и других дворцах почти полностью утрачена отделка интерьеров. Почти ничего не осталось от фонтанной системы, сожжена треть зеленого массива. Несколько тысяч музейных экспонатов — в том числе оригинал скульптуры «Самсон» — были вывезены немецкими войсками.
Трудно было поверить, что на этом месте когда-нибудь снова будут великолепные дворцы, парки и фонтаны. Но для людей того времени это возрождение Петергофа стало не просто важной музейной реставрацией, но символом несломленного духа, победы и любви к своей земле.
Подвиг
Как только немцы ушли из города, начались работы, в которых участвовало огромное количество добровольцев. Больные и изможденные люди в ужасных бытовых условиях занимались тяжелым трудом, который требовал не только силы, но и знаний, — потому что верили в культурное и духовное возрождение своей родины.
Еще до прибытия реставраторов должны были хорошо поработать саперы: немцы оставили после себя множество мин. За весну и лето 1944 года погибло около десяти саперов. Из подвалов дворца Монплезир вынули пять мин замедленного действия и обезвредили их.
Из воспоминаний архитектора и инженера Андрей Бурова:
«Навстречу шли две девушки, у одной был длинный щуп — палка с металлической иглой, у другой совсем короткий. Они шли вдоль дороги и втыкали их в землю. Девушки смеялись так, как будто они искали грибы, а не мины»
Загадка Самсона
Одна из самых тяжелых утрат Петергофа — это фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва», установленная в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году. До сих пор неизвестно, где находится шедевр: то ли где-то спрятан, то ли отвезен в Германию и там переплавлен на металл, то ли затонул вместе с увозившим его кораблем.
К 1947 году фонтанную группу восстановил скульптор Василий Симонов. Главная сложность заключалась в том, что источников было крайне мало. Например, фотографий было найдено всего около пяти. Тогда Василий Симонов придумал оригинальную технологию:
Он скалькировал их [фотографии] на большой экран, сделал скульптурный эскиз, расположил его за экраном и спроецировал изображение на готовящуюся модель, чтобы ее контуры совпадали с контурами на фотоснимках. Это было, конечно, примерное воссоздание, не с точностью до миллиметра, а немножко на глазок, но по сохранившимся фотоматериалам.
— объясняет эксперт музея Павел Петров.
За восстановлением статуи следил весь город. Все лето пресса информировала читателей о ходе работ: с какими трудностями пришлось столкнуться, как оригинально Симонов вышел из положения, как комиссия принимала глиняную модель статуи в натуральную величину. И наконец — о дне перевозке статуи в Петергоф: ее «продвижение по улицам Ленинграда превратилось в настоящее триумфальное шествие».
В целом на восстановительные работы в Петергофе с 1945 по 1971 год потратили 9 млн 672 тысячи советских рублей. Сейчас трудно пересчитать эту сумму на современные деньги, но счет точно идет на миллиарды.
Благодаря самоотверженному труду профессиональных реставраторов и волонтеров парки Петергофа открылись уже в середине июня 1945-го, а к сентябрю 1946 года заработал первый фонтанный комплекс. Однако последняя часть реставрации этой системы закончилась лишь в 2009-м — с открытием Львиного каскада.
Благодаря подвигу реставраторов, музейных работников и волонтеров сегодня весной и летом мы можем наслаждаться водной симфонией фонтанов Нижнего парка. Банк ВТБ уже много лет поддерживает Государственный музей-заповедник «Петергоф» и поздравляет всех с началом нового фонтанного сезона.
Также в честь 80-летия Победы при поддержке ВТБ в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства открыта выставка «Музыка побед», где можно узнать все о маршах, инструментах и музыкальных военных традициях.